Современные средства обучения: возможности и сложности
Ситуация на рынке образовательных услуг
Темпы развития информационных технологий кажутся ошеломляющими. Если старшее поколение до сих пор порой не научилось пользоваться интернетом или клавиатурой компьютера, то практически любой первоклассник справится с обслуживанием планшета, а для подростка установить операционную систему, найти нужную
программу и ее освоить - это элементарные вещи. В настоящее время учителю приходится иметь дело с новой ситуацией, в которой доступ к информации легок, прост и неограничен. Следовательно, актуальны не только иные средства обучения, но и цели. Раньше основная функция преподавания заключалась в передаче знаний. Сейчас же для учителя основная задача - научить детей самостоятельно получать, обрабатывать и усваивать информацию. Преподаватель и учебник давно перестали быть единственным источником знаний. Компьютерные средства обучения требуют применения не только новой методики, но и изменений в психологии процесса усвоения информации.Поколение "цифровых аборигенов"
Именно так социологи называют нынешних школьников и подростков. Это люди, которые родились и выросли в окружении компьютерных технологий. Всю жизнь, с самого рождения, их сопровождают ноутбуки, ПК, видеоигры, мобильные телефоны, консоли и другие технологические достижения. Эти устройства все чаще используются и как средства обучения, перемещения в виртуальном мире с использованием различных методов и каналов связи. Используя огромные ресурсы интернета, молодежь давно выработала особую способность - легко и быстро находить информацию по запросу. Учителя же, напротив, далеко не всегда поспевают за темпами развития детей. Сказывается и слабое техническое оснащение школ. Именно поэтому мультимедийные средства обучения в полной мере можно использовать пока лишь при подготовке к занятиям, выполнении домашних заданий или во внешкольном обучении.
Возможности новых технологий в преподавании
О важнейшей функции, которую предоставляют современные средства обучения, мы уже упомянули. Это быстрый поиск и получение информации. Любой школьник справится с тем, чтобы найти сведения о культуре и истории далекой
страны, перевести их автоматическим переводчиком и подготовить красочную презентацию. Однако интернет открывает новые возможности и для других форм получения знаний. Так, все больше компаний занимается созданием и разработкой всевозможных образовательных порталов. Такие средства обучения, которые подразумевают выполнение заданий прямо в сети, моментальную проверку и получение результата, возможность отслеживания успехов и статистики, находят применение как в точных науках, так и в обучении языкам. Электронные и аудиокниги являются отличным подспорьем при усвоении школьной программы.Проблемы и перспективы
Однако, несмотря на те огромные возможности, которые предоставляют новые средства обучения, использование их в процессе преподавания ограничивается не только технической отсталостью школ. За новыми методами должно поспевать содержание образования. А учителя часто предпочитают не рисковать и применять проверенные методы работы - упражнения пишутся в тетрадках, литература и история преподаются по старым учебникам и заученным конспектам. Для того чтобы использовать те возможности, которые дают цифровые средства обучения,
должно пройти еще некоторое время. Однако уже сейчас молодой активный учитель сможет найти способы и методы задействовать новые технологии. К примеру, консультации или репетиторские занятия все чаще происходят с помощью скайпа. Это дает и огромное преимущество - можно выбрать преподавателя не только из своего района, но из любого города и даже страны. Просмотр нескольких документальных фильмов, например, на военную тематику, вполне сможет заменить скучный учебник по истории. А виртуальное общение на английском или немецком языках на каком-нибудь форуме, поиск интересного товара или предмета в заграничных интернет-магазинах, перевод заметки или статьи из цифровых СМИ - намного более действенное средство обучения языку, чем выполнение упражнений в тетрадках. Для того чтобы использовать все то, что дает нам современный мир, нужно быть открытыми к новому и не бояться экспериментировать.Похожие статьи
- Наглядные методы обучения: виды, классификация и особенности
- Классификация средств обучения и их основные функции
- Приемы и методы обучения детей в детском саду
- Методы и формы организации урока
- Основные методы педагогики
- Методы обучения: основные разновидности и характеристики
- Активные методы обучения. Формы, методы и средства обучения