Пальчиковая гимнастика: упражнения и фото. Пальчиковая гимнастика для малышей
Пальчиковая гимнастика - занятие для улучшения мелкой моторики у ребятишек. Такой процесс комплексных упражнений для пальцев рук оказывает положительное действие на развитие головного мозга. Это открытие было сделано китайскими специалистами еще во II веке до нашей эры. Они утверждали, что определенные манипуляции пальцами рук помогают достичь гармонии в тендеме плоти и разума и сохраняют в отличном состоянии функциональность мозговой системы.
Развлечение для профилактики здоровья вашего ребенка
Японский врач Намикоси Токудзиро указывал в своих трудах на наличие большого количества рецепторов в пальцах, связанных с центральной нервной системой, благодаря чему головной мозг получает различные импульсы от мышц. Моторика двигательной мышечной активности способствует формированию психики и интеллекта человека. Пальчиковая гимнастика для малышей является одной из форм такого развития. Этот метод помогает стимулировать мозговую деятельность, активизируя определенные зоны полушарий, отвечающие за слух, речь, движения и психику. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал в свое время, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Ладушки - ладушки
Всем нам очень хорошо известна детская пальчиковая гимнастика «Сорока - ворона», в которой мама, нежно приговаривая, проводит различные манипуляции с ладошками своего малыша, воздействуя на их нервные рецепторы. Круговые движения пальцем по центру ладони стимулируют органы пищеварения ребенка. Этот двигательный тренинг уверенно можно причислить к разряду «пальчиковая гимнастика», которая активно развивает мелкую моторику ручек карапуза. В результате пальчики у маленького человечка становятся более гибкими и проворными. А помимо этого улучшается речь, обостряется внимание, развивается скорость реакции и творческие способности.
Здоровье в детских руках
Ладошку и пальчики можно назвать маленькой моделью детского организма. Пальчиковая гимнастика применяется в целях его оздоровительной профилактики. Ежедневно делая точечный массаж, вы положительно воздействуете на биологически-активные участки нервных корешков. Известно, что каждый пальчик отвечает за нормальную работу сосудов и нервных окончаний определенного органа:
- мизинчик – за сердечную деятельность;
- безымянный – за нервную систему и функциональность мочеполовой сферы;
- средний палец – за стимуляцию печеночной деятельности;
- указательный - за функцию пищеварительного тракта;
- большой палец - за активизацию мозговой и легочной деятельности.
Детские неврологи утверждают, что пальчиковая гимнастика для детей должна начинаться с ладоней, в центре которых расположена рефлекторная зона тонкого кишечника. Слегка нажмите на центральную точку ладошки вашего малыша и, увеличивая круги по спирали, плавно переходите к эпицентру на тыльной стороне, воздействуя тем самым на нервные окончания толстого кишечника. Проделывать такие упражнения нужно медленно, но с небольшим нажимом, чтобы привести в действие все рефлекторные точки детского организма.
Пример (все манипуляции должны сопровождаться легким нажатием на кончики пальчиков):
Ладошка, ладошка,
Поиграй со мной немножко.
Будем мы с тобой дружить,
В гости будем приходить.
Нажать своим пальцем в точку эпицентра:
Дзынь, дзынь, дорогой,
Мне скорее дверь открой.
Упражнения с мячиком
Упражнения с мячом являются эффективным средством для расслабления и снятия напряжения в области детских ладошек. Эта резиновая игрушка с закругленными шипами стимулирует психомоторную среду ребенка и задействует его глубокие мышечные конституции. Мягкие шипы используются для массажа головы, стоп и ладоней, усиливая кровообращение и улучшая функционирование нервной системы маленького человечка. Пальчиковая гимнастика для малышей в обязательном порядке предусматривает занятия такого вида. Малышу рекомендуется периодически катать круглые предметы в ладошках.
Учимся говорить и выражать свои эмоции
Впервые посещая детский сад, малыши испытывают стрессовую ситуацию: много плачут, скучают по своим родителям, совершенно не желают идти на контакт со сверстниками и воспитателями. Но проходит какое-то время, и детки постепенно приспосабливаются к четкому режиму дня, новому помещению, взаимоотношениям в коллективе. Чтобы донести свои мысли и настроение до окружающих, они начинают много говорить. Особенно забавно слышать, как общается между собой детсадовская младшая группа. Пальчиковая гимнастика, которая проходит в форме игрового занятия, помогает развивать речь ребятишек. За счет выполнения мелких и четких движений пальчиками рук и ног у ребят развивается мелкая моторика. Увлекательная игра для этой возрастной категории проводится воспитателем с помощью пальцев, на которые надеты вязаные или сшитые напальчники в виде различных персонажей. Посмотрев представление, детишки пытаются повторить действия, проговаривая каждое слово за своим руководителем. Таким образом, карапузы учатся через разговор и воображение выражать свои эмоции.
Пример (воспитатель поворачивает кисть вправо и влево):
Ты попробуй нас узнать,
На руке нас ровно пять.
Интонация голоса переходит на бас, наклон пальца вперед и вниз. Все движения пальцами повторяются:
Я – большой и сильный Миша...
Голос становится серьезным:
Я - указательный братец Тиша...
Появляется шутливая интонация:
Я стою посерединке, и зовут меня Гаврилка...
Уверенная речь:
Я - безымянный, но красивый...
Тоненьким, писклявым голоском:
Я - Ивашка. Маленький, да удаленький.
Профессор Кольцова М. М. в своих работах отмечает: регулярные упражнения для пальцев оказывают огромное влияние на работу головного мозга. Педагоги и родители должны уяснить, что у ребятишек с высокой степенью развития мелкой моторики хорошо развито логичное рассуждение, память, внимание, речь. И наоборот, у малышей с речевыми нарушениями, а также с отклонениями в развитии движений пальчиков рук выражается общая моторная недостаточность. Поэтому в детских садах пальчиковая гимнастика для малышей стала обязательным занятием, на котором малыши учатся правильно произносить слова и демонстрировать собственные эмоции.
Детские педиатры с улыбкой говорят, что каждый пальчик малыша имеет свое имя: ум; сноровка; ловкость; зрение; реакция. И чем больше с ними заниматься, тем быстрее все эти качества перейдут непосредственно к их маленькому хозяину. А приобрести такие навыки помогает пальчиковая гимнастика. 2-3 года – это возраст, когда малыш начинает самостоятельно проявлять себя в каком-нибудь занятии. Например, он вырезает и клеит аппликации без посторонней помощи; рисует замечательные детские рисунки; лепит из пластилина свои первые скульптурки; пишет смешные каракули. Чем чаще происходит тактильный контакт пальчиков ребенка с посторонними предметами, тем больше развиваются его навыки.
Как развить память у малыша
Сегодня очень широко используется точечный массаж пальчиков рук и стоп малыша. Чтобы предотвратить всяческие функциональные нарушения в детском организме, вызванные недостаточной подвижностью, влекущей за собой застой кровообращения, необходимо делать ребенку профилактический массаж. Массажист воздействует на рефлекторные точки, которые, в свою очередь, активизируют работу головного мозга. Пальчиковая гимнастика выполняет ту же миссию, но еще и развивает отличную память. Вступайте в игровой диалог с малышом, показывайте ему движения, доходчиво объясняя, для чего вы это делаете, и он, несомненно, с удовольствием будет повторять их за вами.
Растираем мы ладошки (трем активно между собой ладошки),
Хлопаем, как глазки кошки (ритмично хлопаем в них),
Пальчик свой мы растираем (трем с усилием большой палец, потому что в его основании находятся точки, стимулирующие работу мозга),
В догонялки мы играем (одну ручку собираем в кулачок, другую выпрямляем, проделываем по очереди),
Фига–дрыга, и окей! (Одной рукой показываем фигушку, большой пальчик другой ручки поднимаем вверх; меняем по очереди.)
Выбирай нас поскорей! (Друг против друга меняем указательный и средний пальцы на руках).
Здрасьте, здрасьте, чмок и чмок (ладошки соединяем и скрещиваем пальчики),
Подошел к концу урок (ладошки сжимать между собой в разных направлениях).
Теперь активно, до появления красноты, растираем ушки, потому что там находятся точки, стимулирующие развитие мозга:
Ушки растираем дружно,
Слышать хорошо нам нужно.
Учимся держать карандаш
С раннего детства малыши рисуют в альбоме разные каракули и кривые линии, но делают они это совершенно бессистемно, не умея направлять свою руку в нужное место. Такая предпосылка - не что иное, как психофизиологическая потребность к самовыражению через умение писать и рисовать. Ребенок уверенно зажимает в кулачке карандаш и начинает им размашисто чертить по листу в хаотичном беспорядке. Показать и объяснить карапузу более доступным и понятным языком, как правильно держать карандаш в руке, поможет пальчиковая гимнастика. 3-4 года – это возраст, когда детишкам хочется что-то быстро записывать, вычерчивать, разукрашивать. Но не просто так - они хотят делать это, как взрослые. Но для этого следует сначала узнать, как же все-таки нужно обращаться с карандашом, а усидчивости и внимания не хватает. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом, прибегнув к игровой форме.
Воспитательница раздает всем деткам по цветному карандашу. Держа в руке свой карандаш, она говорит от его имени:
Я приветствую вас, мои юные коллеги! Это я – Веселый Карандаш! Я знаю, что вы очень любите рисовать, и это у вас здорово получается! Однако многие из вас держат меня неправильно, и поэтому бока мои болят, шею ломит, а тело очень тяжелое стало. Я попросил своих братьев помочь научить вас, как правильно мною пользоваться.
Итак, взяли карандаш в левую руку. Положили его на средний пальчик правой руки, сверху придавили указательным пальцем, а снизу поддержали большим. Видите, как все просто! А теперь попробуйте нарисовать вот такую линию! Молодцы!
Эта игра поможет ребятам понять, как правильно пользоваться карандашом.
Взрослые обязаны уделять особое внимание развитию рук, кистей и пальцев маленького человечка, чтобы он мог научиться держать ручку, карандаш и кисточку, а в дальнейшем - рисовать и писать. Но как сконцентрировать детское внимание? И вновь на помощь приходит пальчиковая гимнастика, которая является отличным тренингом для развития физических и умственных навыков крошки. Чтобы ребенок не уставал, разделите 20-минутное занятие на 4 части и примерно через каждые 5 минут проводите подобные игры.
Пример:
Мы рисовали и писали,
Пальчики совсем устали (ритмично и четко работать кулачками),
Попрыгайте пальчики (пальчики " прыгают" по столу),
Как беленькие зайчики (указательный и средний пальцы поднять к верху, как ушки, а остальные выпрямить).
Прыг да скок, прыг да скок,
Припрыгали на лужок (пальчики "прыгают" по столу).
Ветерок траву качает,
Влево, вправо развивает (легкие движения руками и кистями вправо влево).
Не боятся ветра зайки (Ладошками впереди себя размахивать по горизонтали),
Веселятся на лужайке (Дружно хлопают в ладошки).
Пальчиковая гимнастика для дошкольников предполагает более серьезный подход в подготовке к школе. Для этого нужно приобрести тетрадку в крупную клеточку, в которой малыш будет учиться чертить палочки, рисовать кружочки и квадратики, писать первые в своей жизни буквы. Такие занятия активно развивают точность движения кисти, убирают скованность и напряжение в руке. Ребенка нужно научить писать или рисовать, не прерывая линии, не отрывая ручки или карандаша от бумаги. В перерывах между уроками или после определенных занятий можно провести игру, направленную на развитие мелкой моторики. Она очень понравится деткам и поможет им отдохнуть.
Чертим линию большую...
Сложили большой и средний палец вместе, отвели большой палец сильно в сторону и пододвинули к нему средний. И так делаем 2 раза.
Чертим линию другую...
Те же самые движения повторить в другую сторону.
И рисуем мы кружочки,
Разные, как колобочки.
Обеими ручками и каждым пальчиком отдельно рисовать на столе кружки.
А потом гулять пойдем...
Большим и указательным пальцами изобразить походку.
Буквы разные найдем.
Нажимают отдельно на каждую буковку в азбуке.
Элемент подражания – важный аспект в жизни ребенка
Одним из важных способов обучения и развития ребёнка в дошкольном возрасте является элемент подражания. Пальчиковая гимнастика в детском саду помогает выявить актерские способности малышей с помощью кукольных представлений. Надев на пальчики тряпичные куклы, дети погружаются в волшебный театральный мир, в котором сказочные герои оживают и говорят их языком. Именно игровые ситуации такого направления стимулируют внимание и память маленького артиста.
Можно театрализовать любую сказку, скажем, «Курочку Рябу». Все движения, одно за другим, должны сопровождаться словами и ритмичными хлопками. Во время выполнения этих упражнений нужно активно подключать к игровой деятельности поочередно все пальчики. Грамотно построенное занятие принесет огромную радость малышу, и он с удовольствием будет ждать следующую придуманную историю. Такой вид деятельности - тоже пальчиковая гимнастика. 3 или 5 лет ребенку - неважно, в этом случае возрастные рамки устанавливать не нужно, главное - чтобы деткам такие игры очень нравились.
Пример (двумя пальчиками прыгать по ладошке):
Прыгал по полю зайчишка -
Забияка, шалунишка.
Мизинчиком круговые движения по ладошке:
Прибежала лисичка–сестричка,
Хвостиком повиляла и в лес убежала.
Безымянный, средний и указательный пальцы по очереди стучат по ладошке:
Застучал в окошко дождик,
Кап-кап-кап-кап.
Царапать тыльную сторону ладони:
И котенок коготками,
Цап-царап, цап-царап.
Раз, два, три, четыре, пять - начнем пальчики считать
Ребятишки на подготовительных занятиях в детском саду начинают усиленно готовиться к учебному году. Пальчиковая гимнастика для дошкольников является замечательной находкой для скорейшего овладения азами простейшей математики. С помощью сюжетов и всевозможных жестов они начинают осваивать цифры и числа, а заканчивают категорией сравнения: выше, длиннее, дальше и т.д. Известный психолог Петр Яковлевич Гальперин в своих трудах заостряет внимание педагогов дошкольного воспитания на детях, не способных переключиться со счета на пальцах на устный вариант. У таких ребят хорошо развито мышление, но сам способ счета не экономный, поэтому особенное внимание нужно обратить на преодоление этого препятствия.
Пример гимнастики:
Мы писали, мы считали,
Пальчики у нас устали.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем их сейчас считать.
Сжать в кулак, а потом резко разжать:
На моей руке пять пальчиков,
Пять хватальчиков, пять держальчиков.
Чтобы резать, чтобы шить,
Чтоб писать и чтоб чертить.
Надо нам их посчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Координация движений
Детки с удовольствием играют не только в подвижные игры, но и в спокойные – где нужно успокоиться и сосредоточить свое внимание. Есть такая игра - «Делай, как я». В ней воспитатель выполняет определенные движения руками, кистями и пальцами под музыку, а дети дружно повторяют. Подберите интересное музыкальное сопровождение, и у вас замечательно пройдет пальчиковая гимнастика. 3 года – это тот возраст, который можно назвать романтичным. Деткам очень нравятся образы зверей, бабочек, волшебников, дождика, ветерка и т. д. Малыши с огромным удовольствием участвуют в играх, где упоминаются их любимые персонажи. Особенно они обожают игровые занятия про зоопарк. Вам нужно поставить всех ребятишек в круг и сказать "Мы пошли в зоопарк и увидели…", дальше додумывайте сами. Включаясь в игровой процесс, малыши с удовольствием повторяют все движения за воспитателем, используя обе ручки.
Есть игра, которую смело можно причислить к категории "пальчиковая гимнастика", в детском саду многие дети ее хорошо знают. Она называется «Погладь киску». Игрок гладит по руке своего товарища со словами "Киса, киса, киса…". Это движение он может повторять, сколько пожелает. И вдруг неожиданно нужно хлопнуть по ладошке со словами "Брысь". Такие упражнения хорошо развивают ловкость, координацию и быстроту реакции.
Разучиваем стишки, играя
Ребятишки в детском саду учат стихи для выступления на утренниках. Занятия "Пальчиковая гимнастика для 4 лет" активно помогает детям их запомнить. Если ребенок разучивает в садике стихотворение на 8 Марта для своей мамочки, то для лучшего восприятия и запоминания воспитатель может разработать с ним определенные движения для каждой строчки.
Например:
Во время проговаривания первых двух строчек нужно хлопать, зажимая ладошки между собой, и меняя их местоположение. Правая ладошка внизу, потом наверху.
Я пеку, пеку, пеку,
Деткам всем по пирожку.
Хлопнув, раскрывать ладошки, показывая на маму.
А для милой мамочки,
Хлопать прямыми ладошками: сначала над правым плечом, потом - над левым.
Испеку два пряничка.
Потирать ладошки между собой.
Кушай, кушай мамочка,
Сладкие два пряничка.
Разучивая слова с ребенком, вы должны показать ему, как нужно читать правильно, и затем проговаривать слова вместе с ним. Уже на четвертый-пятый раз малыш запомнит строчки и движения и будет выполнять все самостоятельно. Пальчиковая гимнастика в стихах активизирует память ребенка, положительно влияет на развитие детской речи, быстро переключает внимание малыша, отвлекая его от посторонних вещей.
Пальчиковая гимнастика
Мы оставили без внимания очень интересный возраст. Речь идет о двухлетних малышах. Пальчиковая гимнастика для 2 лет предусматривает усиленную работу с мелкой моторикой рук. В это время ребенок начинает хлопать в ладошки и бурно реагировать на слова «Пришла коза рогатая», пытается лепить и рисовать, вырезать, клеить, играть в кубики, собирать мозаику. Он учится владеть своими ручками, играет в возрастные игры, любит бросать мячик, сталкивая его с чем-нибудь, а также умеет открывать и закрывать фломастеры и крышки банок. А для более уверенных и слаженных движений карапузу нужно давать возможность самому выполнять действия, направляющие его на преодоление препятствий.
Вы учите своего малыша завязывать шнурки, застегивать босоножки, развязывать узелки. Чтобы ваш ребенок мог лучше понять, как нужно выполнить действие, показывайте, приговаривая, и пусть малыш следом за вами повторяет все действия:
Берем один шнурочек,
Берем второй шнурочек.
Один – сверху, другой – снизу,
Завяжем узелочек.
Есть еще одна полезная игра «Рыбак и рыбки» (к слову, она продается в каждом магазине). Налейте в тазик воды, опустите в него пластмассовых морских обитателей и с помощью удочки с магнитиком на конце ваш ребенок должен выловить игрушки. Такое игровое занятие способствует развитию мелкой моторики, плюс - удочка массирует ладошку малыша, воздействуя на нервные окончания.
Составить перечень игровых занятий
Для воспитателей детских садов и преподавателей начальных классов очень важно при подготовке к очередному занятию иметь под рукой список используемых игр. Для этого нужна систематизированная картотека пальчиковой гимнастики, в которой должны быть четко прописаны основные элементы игровых моментов, распределенных по лексическим темам. Перечень занятий включает в себя заголовки игр, поставленные цели, краткое описание, задачи, разработанные согласно Федеральным государственным требованиям (ФГТ) по образовательным областям. А тематическая документация оформлена так, чтобы педагоги дошкольного и младшего школьного образования могли без труда ориентироваться в ней, заполняя свои карточки.
Пальчиковая гимнастика – это не только развлечение для малыша, но еще и большая поддержка для взрослого. Она помогает развить ему у ребенка хорошую координацию движений, активизировать процесс развития речевых навыков, стимулировать память, концентрировать внимание. Чтобы были видны конкретные результаты, нужно выполнять упражнения для ладошек и пальчиков с временным интервалом от 5 до 8 минут.
Запомните! Нельзя заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, поэтому наберитесь терпения и как следует подготовьтесь к занятию.
Похожие статьи
- Игровая пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет
- Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Программы сохранения и укрепления здоровья детей
- Пальчиковые игры для детей
- Развивающие занятия для детей от 1 года до 5 лет: чем занять ребенка дома?
- Дошкольное воспитание. Воспитание детей - методы, программы
- Моторика - это что такое? Развитие моторики
- Пальчиковые игры для малышей до года. Детские речевые игры для малышей