Пальчиковые игры для детей
Взаимодействуя с ребенком, рассказывая ему различные сказки и потешки, мы зачастую не обращаем внимания на то, что уже в раннем возрасте используем пальчиковые игры. Многим известная «Сорока-белобока» - один из элементов пальчиковой гимнастики, начинать использование которой следует уже с 6-7 месяцев. Сначала просто поглаживайте детские пальчики, тихонечко надавливая на каждую фалангу, а затем уже выполняйте массаж с применением различных подручных средств – от вывернутых ободков крышек пластиковых бутылок до резиновых мячей-ежиков. Благодаря подобному массажу, развивается моторика пальцев, что в дальнейшем способствует становлению речи ребенка.
Занятия в детских садах
В дошкольных учреждениях на своих занятиях участники педагогического процесса – воспитатели, учителя-логопеды, педагоги и психологи – используют методики, способствующие развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры входят в их число. Их применение обусловлено тем, что одновременно подобной гимнастикой можно заниматься с несколькими детьми, опираясь при этом на то, что ведущим видом деятельности в дошкольном периоде выступает игра. Всем ребятам интересны потешки, сказки, стишки, в которых пальчики «здороваются» друг с другом, строят домики, ссорятся и мирятся. Отмечая важность использования подобной гимнастики, нужно сказать, что в детских садах имеется информация с перечнем подобных игр и правилами их использования. Она может размещаться на стендах либо иметь вид раздаточного материала – памяток, буклетов.На развитие каких психических процессов направлены пальчиковые игры?
В первую очередь это, безусловно, речь.
Так устроено природой, что в коре головного мозга речевой и двигательный центры находятся по соседству. Об этом могут более подробно рассказать учителя-логопеды, особенно те, которые работают в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Так, при работе с детьми с диагнозом «заикание» используется специальная методика, основанная на синхронизации речи с пальцами ведущей руки. Пальчиковые игры способны помочь и в развитии творчества, воображения, креативности. Существуют всевозможные пальчиковые театры и куклы. Ребенок может рассказать историю из сказки либо придумать собственный сюжет. Детям нравятся подобные игры. В детском саду, доставая коробочку с кукольным пальчиковым театром, они самостоятельно распределяют роли, выбирают героев, учатся взаимодействовать и договариваться, обыгрывать различные ситуации.Логическое мышление и память
Включение пальчиковых кукол в игры на развитие памяти, внимания и мышления более чем оправдано. С их помощью ребенок запоминает сюжет сказки, различные стихи – таким образом, происходит становление произвольной памяти. Дети подготовительной и старшей групп, манипулируя пальчиковым театром без помощи воспитателя, трепетно следят за соблюдением правил игры или рассказа, что способствует развитию зачатков произвольного внимания, необходимого для успешного обучения в школе. Логично построенный или пересказанный ребенком сюжет готовой или придуманной им самим сказки развивает словесно-логическое мышление.
Подводя итог, можно отметить, что пальчиковые игры, помимо становления речи, способствуют развитию всех психических процессов дошкольника, повышают его интеллектуальный уровень, создают предпосылки для успешного овладения универсальными учебными действиями.
Похожие статьи
- Пальчиковая гимнастика: упражнения и фото. Пальчиковая гимнастика для малышей
- Развлечение для детей и взрослых - пальчиковый твистер. Правила игры
- Задержка речевого развития у детей: причины, признаки, диагностика и лечение
- Игровая пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет
- Развивающие занятия для детей от 1 года до 5 лет: чем занять ребенка дома?
- Развивающие игры для малышей - в чем их преимущество и как выбрать?
- Игры на развитие мелкой моторики в средней, младшей и подготовительной группах