Артикуляционная гимнастика для малышей. Артикуляционная гимнастика в стихах
Несмотря на свое сложное название, артикуляционная гимнастика для малышей представляет собой всего-навсего тренировку органов речи и развитие координации движений. Однако, несмотря на простоту, эта гимнастика может значительно повлиять не только на «чистоту» произношения звуков, но и на понимание ребенком речи, и на будущее умение правильно записывать слова, и на чтение, и, как следствие, на его интеллектуальное развитие. Артикуляционная гимнастика в стихах, помимо этого, еще и развивает чувство ритма.
Произношение и речевой слух
Наше понимание звучащей речи зависит от умения различать звуки языка. Различать – значит отделять один звук от другого, не путать похожие, понимать различия между ними. Так, например, вьетнамцу, скорее всего, будет сложно определить, в чем разница между словами «шина» и «сына», так как его речевой слух «не настроен» определять звуки «с» и «ш» как разные, они сливаются для него в один шипяще-свистящий. Научиться слышать два разных звука для него может оказаться довольно трудной задачей.
То же самое на самых ранних стадиях происходит с самыми маленькими носителями русского языка. Из слышимого потока родной речи ребенку только предстоит научиться «вылавливать» звуки, и многие из них на первых порах будут для него абсолютно неразличимыми.
Ма-ла, чи-щи, ци-си, ди-ти, ку-ху, ша-са – вот только краткий список пар слогов, которые малыш может слышать как абсолютно одинаковые. Артикуляционные упражнения помогут ребенку быстрее «присмотреться» к звукам, понять и почувствовать между ними разницу, так как различать их малыш одновременно учится и слушая, и артикулируя.
Произношение и письмо
Как известно, у детей часто возникают проблемы с правильным написанием слов. Ребятишки могут постоянно путать буквы, менять одну букву на другую, казалось бы, совершенно не похожую, делая это с завидным упорством, несмотря на порицание со стороны взрослых. Опытные учителя и наставники, видя регулярные подмены букв на письме, посоветуют родителям обратить внимание не на прилежание ребенка, а на его логопедические проблемы. Ребенок может не до конца различать звуки на слух, и именно поэтому в его тетрадках появляется «мяцо» вместо «мясо», «герево» вместо «дерево», «курма» вместо «хурма» и даже «коска» вместо «кошка».
При произношении эти логопедические проблемы могут быть скрыты. Во-первых, речь дошкольников и младших школьников может быть недостаточно четко артикулирована, а во-вторых, например, «ку» и «ху» могут восприниматься ребенком как варианты одного и того же.
Почувствовать разницу звуков и таким образом избавиться от проблем с путаницей и подменой букв также помогут артикуляционные упражнения, которые направлены именно на то, чтобы сформировать устойчивый артикуляционный комплекс.
Произношение и чтение
Во многих случаях артикуляционная гимнастика для дошкольников может способствовать динамичному развитию беглого чтения – по той же причине, по которой она влияет на коррекцию письма. Как известно, при «взрослом» – беглом – чтении лишь некоторые слова читаются линейно, по слогам, от первого к последнему. Это касается необычных имен, названий городов, лекарств, а также незнакомых терминов. Именно в этих случаях взрослый, как ребенок, может запинаться, путаться и ошибаться. В стандартных же ситуациях лексема узнается в целом, а ее форма уточняется. Именно поэтому дети с большим запасом слов читают быстрее, а дети с бедным лексиконом читают, постоянно запинаясь.
Однако причиной проблемного чтения может быть и недостаточная сформированность речевого слуха. Ребенку трудно соотносить то, что он видит, с тем, что он слышит, так как звуковой состав слова для него не совсем ясен. Чтение для него наполнено неожиданностями и удивлением, так как он постоянно наталкивается на несовпадения внутреннего речевого слуха с написанным словом. Дети с устойчивыми серьезными недостатками произношения постепенно учатся соотносить написанное и произносимое, у них формируются свои, индивидуальные артикуляционно-графические комплексы. Но речь сейчас не о них, а о тех детях, у которых к моменту попыток чтения речевой слух и артикуляция развиты недостаточно. Предупредить возникновение этих проблем также поможет артикуляционная гимнастика для малышей.
Обратная связь
Так как связь между слухом, произношением, письмом и чтением неразрывна, упражнения для развития речи могут быть не только артикуляционные. Звуки речи часто начинают правильно артикулироваться и после упражнений на умение различать их на слух, и после освоения грамоты, и тогда, когда ребенку часто читают вслух, оставляя ему возможность следить глазами за читаемым текстом. Поэтому артикуляционная гимнастика для дошкольников не сводится лишь к укреплению органов речи. Это более сложный и разносторонний процесс.
На что направлены упражнения
Итак, артикуляционная гимнастика для детей подразумевает несколько целей.
- Первая – самая прозаическая и очевидная – это развитие органов речи: укрепление мышц языка, губ, нижней челюсти и щек.
- Вторая цель – постановка речевого дыхания. Произносимый звук – это выдох. Не случайно нам сложно разговаривать во время бега, плавания, кашля. Не случайно, что о том, кто не может сказать ни слова от волнения, говорят: «У него перехватило дыхание». Основа произносимой речи – это чистый выдох, поэтому при говорении очень важно правильно вдыхать и выдыхать.
- Третья цель – это формирование контроля над органами речи. Ребенку могут быть физически доступны движения языком, но этого мало: нужно, чтобы язык его «слушался». Это хорошо видно на примере многих полуторагодовалых детей, у которых некоторое время можно наблюдать так называемую эхолалическую речь. Малыш может совершенно чисто, «по-взрослому», говорить «газета», «собака», «вода», «упала», «мыло», однако эти «слова» представляют собой единые звукокомплексы. В норме такая эхолалия быстро проходит, и ребенок заново учится говорить эти слова, и часто они становятся доступными для артикуляции очень не скоро. Это очень любопытное явление, но, видимо, можно утверждать, что как таковые органы речи физически готовы произносить звуки и их сочетания очень рано. Произнесение слов недоступно ребенку по другой причине: из-за отсутствия контроля над органами. И именно в этом смысле артикуляционная гимнастика для детей влияет не только на чистоту дикции, но и на развитие речи в целом.
Когда делать упражнения
Для упражнений можно не выделять специального времени. Любая игра в конечном итоге направлена на обучение или формирование какого-либо навыка, в том числе игра может быть и артикуляционная. Речь ребенка развивается постоянно, и, как правило, он очень заинтересован в том, чтобы учиться говорить. Заниматься можно ненавязчиво и непрерывно. Помимо постоянной помощи ребенку в виде «ответной реакции» на его произношение, можно играть с малышом, целенаправленно развивая его органы речи и слух.
Например, артикуляционной зарядкой можно заполнять время одевания. Многие дети не любят одеваться, и такая игра будет не только отвлекать их от капризов, но и развивать. Подобных моментов, требующих активного общения с родителями, в расписании ребенка отнюдь не мало, и если многие из них заполнять развитием речи, это будет очень плодотворно.
Инструменты для занятий
Основной инструмент для артикуляционной гимнастики – это зеркало. Малышу чаще, чем взрослому, требуется смотреть на себя в зеркало, чтобы понять, правильно ли он что-то делает. Необязательно использовать зеркало постоянно. Достаточно обращаться к нему, когда что-то не получается или, напротив, когда что-то начало получаться.
Другим инструментом для домашних занятий артикуляцией может быть любая мягкая игрушка или кукла. Она может потребоваться на тот случай, если малыш будет по каким-то причинам отказываться заниматься. Ребенка нельзя заставлять делать упражнения – это может негативно сказаться на желании говорить вообще. Как и в других случаях, игрушка может помочь малышу, составив ему пару на занятии.
Особым инструментом, помогающим родителям, могут стать артикуляционные стихи, примеры которых будут приведены ниже.
Что представляют собой упражнения
Артикуляционная гимнастика для малышей представляет собой повторение за взрослым нехитрых движений органов речи. Если речь малыша развивается более или менее нормально и требует не консультации специалиста, и лишь родительской поддержки, совсем не обязательно следовать каким-то специальным рецептам, достаточно понять суть упражнений.
Выглядеть такие занятия могут по-разному, тут все зависит от родителей и их стереотипа общения с малышом. Например: «А давай вот так делать!.. Ух ты!.. Вон как у тебя получается! А вот так ты умеешь?» Обычно это доставляет детям удовольствие. Продолжительность занятий каждый родитель регулирует исходя из заинтересованности малыша, однако лучше делать эти занятия короткими, начиная с простых для малыша движений и заканчивая более сложными. Конечно же, если у ребенка что-то не получается, не нужно настаивать и «учить» ребенка: главные его учителя в данном случае – регулярность занятий, время и удовольствие.
Упражнения для языка
Гимнастика должна преследовать несколько целей.
- Укрепление мышц языка. Это, прежде всего, движения высунутым языком из стороны в сторону, вверх-вниз. Удерживание языка в определенном положении в течение 3-5 секунд.
- Развитие гибкости. Для этого можно поглаживать языком нёбо, губы и зубы, дотрагиваться языком до самой дальней части нёба, ну и, конечно, попытки дотронуться языком до кончика носа или подбородка – это прекрасная артикуляционная гимнастика. Для 3 лет, в общем-то, нет занятия более азартного, чем соревнование с родителями, и игра в «у кого язык длиннее» очень любима детьми, она не только развивает артикуляцию, но и сближает родителей и детей, позволяя весело проводить время.
- Формирование навыка точных движений языком. В этом случае взрослый показывает, как он дотрагивается до угла губ, до зубов, до кончика пальца, находящегося чуть в стороне ото рта.
- Умение напрягать и расслаблять язык. Это касается, прежде всего, умения высовывать язык «змейкой», когда он напряжен и вытянут, и «лопаткой», когда он расслаблен.
Упражнения для губ, нижней челюсти
Артикуляционная гимнастика для малышей, ориентированная на развитие мышц губ и нижней челюсти, строится на тех же принципах. Взрослый показывает ребенку всевозможные движения, касающиеся растягивания губ, вытягивания в трубочку, складывание их «кружочком» при закрытом или широко открытом рте, а также в сочетании с активными движениями нижней челюстью.
Упражнения для щек
Они представляют собой надувание и всасывание щек - поочередное то одной, то другой, имитацию полоскания рта, попытки вытянуть губы трубочкой при надутых щеках. Хорошее упражнение одновременно для мышц щек и языка, развивающее координацию движений, – растягивание щеки напряженным языком (когда кончик языка упирается в щеку изнутри и давит на нее).
Упражнения для развития речевого дыхания
В общем-то, сложно представить себе лучшее упражнение для развития речевого дыхания, чем пение. Совсем маленьким малышам трудно выпевать целые строки, поэтому их можно заменить на выпевание слов, повторение мелодичных вздохов, состоящих из разных звуков или их сочетаний.
Кроме того, нужно помнить, что развитию органов дыхания способствует выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, говорение шепотом, громкий крик, регулярные занятия физкультурой.
Артикуляционные стихи
А теперь рассмотрим упражнение, которое доставит удовольствие не только малышам, но и их родителям. Артикуляционная гимнастика в стихах позволяет организовать занятия, помогая ребенку действовать «на опережение», делая упражнения почти самостоятельно. Примеров таких стихов очень много, каждое из них рассчитано на выполнение определенного элемента гимнастики.
- Язычок наш потянулся,
Вправо, влево повернулся.
Пригодится нам для дела
И сейчас, и на потом:
Вправо-влево, вправо-влево
Поводили язычком. - Чтобы был язык слуга,
А не забияка,
Ты скажи, как гусь: «Га-га!»
И еще погакай. - Вырос в ротике грибок,
На минутку все – молчок. - Чтобы речь пошла вперед,
Дома, не на улице,
Открывай пошире рот,
Пусть он тренируется.
- Ну-ка, показать сумей-ка,
Как язык дрожит, как змейка.
- Чтобы был послушным рот,
Губы трубочкой вперед. - Ну-ка, маме покажи
Это упражнение:
Губы быстро оближи,
Словно съел варение.
- Чтоб ты умным стал, дружок,
Был умелым чтобы,
Подними-ка язычок,
Пусть погладит нёбо. - Покажи-ка маме, как
Сделать вздох глубокий,
Покажи-ка, как хомяк
Надувает щеки. - Не стесняйся, не стесняйся,
Язычком потрогай зубки.
Папе с мамой улыбайся,
Растяни в улыбке губки.
Занятия с ребенком развитием его артикуляционных навыков помогут родителям не только повлиять на развитие речи, но и вовремя увидеть проблемы, которые требуют вмешательства специалиста.
Похожие статьи
- Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она необходима?
- Упражнения для дикции и речи
- Как научить ребенка говорить букву «р». Логопедические упражнения для буквы «р»
- Логоритмика для малышей. Логоритмика Железновой
- Как научить детей разговаривать правильно
- Физкультминутка для начальной школы: методические разработки
- Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы