Физкультминутка для начальной школы: методические разработки
Физическому воспитанию в школе всегда уделялось большое внимание. При этом речь идет не только о специализированных учебных заведениях со спортивным уклоном, но и об обычных школах. Идея гармонично развитой личности, у которой высокий уровень развития умственного должен соответствовать также физическому, известна нам еще со времен Древней Греции. Если же рассматривать специфику физического воспитания младших школьников, то отдельное место здесь занимает физкультминутка для начальной школы.
Особенности развития детей в начальной школе
Следует помнить, что в период младшего школьного возраста организм ребенка отличает, прежде всего, незавершенность развития определенных органов и функциональных систем (в том числе опорно-двигательный аппарат, зрительная и слуховая системы и др.). Дети в начальных классах проходят период адаптации от образовательной системы детского сада к системе школьного образования. Данный процесс не всегда дается легко – дети, как правило, очень подвижны и непоседливы. Они испытывают избыток энергии, выход которой в полной мере не может обеспечить начальная школа. Физкультминутки на уроках позволяют решить эту проблему. Дети, с одной стороны, получают возможность расслабиться, а с другой, проводят время с пользой для своего здоровья. И, как правило, данные занятия воспринимаются детьми с большим удовольствием и воодушевлением. Особенно если они сопровождаются музыкой, стихами и прибаутками, запомнившимися еще с детского сада.
Функции физкультминутки для начальной школы
Использование физкультминуток на учебных занятиях младших школьников приводит к следующим положительным эффектам:
- обеспечению эмоционального подъема детей;
- снижению уровня тревожности;
- снижению нагрузки левого полушария при одновременном усилении нагрузки правого полушария головного мозга;
- стимулированию процесса запоминания учебного материала;
- стимулированию познавательного интереса учащихся.
Виды физкультминуток
1. Физкультурно-спортивные:
- упражнения общеразвивающего характера;
- подвижные игры.
2. Оздоровительные:
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- ритмическая гимнастика;
- танцевальная гимнастика.
3. Двигательно-речевые:
4. Когнитивные:
- развивающие игры,
- психогимнастика;
- дидактические игры, включающие в себя движение (двигательные действия, задания).
5. Креативные:
- сюжетно-ролевые игры;
- гимнастика для ума и др.
Направленность занятий
Физкультминутка для начальной школы может быть направлена на разные части тела ребенка – спину, шею, плечи, руки, ноги. Все зависит от интенсивности урока, на котором она проводится, а также от области (общей либо локальной) утомления. Если дети перед занятием много писали или рисовали, им необходимо провести комплекс упражнений на расслабление кистей рук. Если же на уроке детям пришлось много наклоняться, следить глазами за текстом - хорошо подойдут упражнения для снятия напряжения мышц шеи и плечевого сустава. Кроме того, желательно провести небольшую гимнастику для глаз. Кстати, для глаз существуют также электронные физкультминутки.
Для начальной школы очень важно не допустить переутомления глаз у младших школьников во время занятий. Ведь в любом случае зрительная система ребенка испытывает серьезную нагрузку при его переходе от игровой деятельности к учебной. С данной точки зрения, физкультминутка для начальной школы – это возможность профилактики снижения остроты зрения у учащихся.
Физкультминутка при общей области утомления
Физкультминутки общего воздействия ориентированы на различные группы мышц в организме ребенка. Результатом применения данных упражнений является мобилизация внимания и восприятия, а также стимулирование умственной работоспособности организма.
Состав упражнений:
- направленные на формирование осанки;
- направленные на укрепление зрения;
- направленные на укрепление мышц рук;
- расслабляющие позвоночник;
- направленные на мышцы ног;
- расслабляющие мимические мышцы лица;
- активизирующие органы дыхания.
Физкультминутка для глаз
Детям дается задание посмотреть поочередно вверх, вниз, затем направо, налево. Можно также предложить им "нарисовать" глазами круг (либо букву, с которой начинается их имя). При этом можно сопровождать упражнение каким-нибудь детским стихотворением на данную тему. Например:
Видят глазки все вокруг,
Нарисую ими круг.
Видеть глазкам все дано –
Где кино, а где окно.
Нарисую ими круг,
Посмотрю на мир вокруг.
После этого детям необходимо быстро поморгать, а затем посидеть спокойно с закрытыми глазами. Мысленно досчитать до пяти, затем глаза можно открыть. Упражнение следует повторить четыре-пять раз.
Правила эффективности занятий
Чтобы физкультминутка для начальной школы была эффективной, важно соблюдать три главных условия:
- Учет специфики урока, в который проходит физкультминутка, а также состояния детей на настоящий момент.
- Эмоциональное сопровождение занятий. При этом желательно, чтобы использованная эмоциональная гамма была более или менее разнообразной (от спокойствия, умиротворения – до экспрессии). Но в любом случае это должны быть положительно окрашенные эмоции.
- Наличие 2–3 условных знаков, благодаря которым педагог сможет переключать деятельность учеников с одного вида на другой.
Использование стихов
Физкультминутки для начальной школы со стихами достаточно активно используются в образовательной системе. Наличие рифм задает дополнительный ритм занятию, делает его более динамичным.
Например:
«Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят».
(Дети кладут на парту кулачки пальцами вниз).
Ловко прыгают подружки,
(Кулачки резко распрямляются, ладонь как будто подпрыгивает над партой. Затем кулачки снова резко сжимаются и кладутся на парту, пальцами вниз.)
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
(Дети сплетают пальцы рук, соединяя при этом ладони таким образом, чтобы как можно сильнее их стиснуть.)
А потом, как только можно,
Крепко-накрепко сожмем.
(Руки опускаются и ими можно немного потрясти.)
Музыкальное сопровождение
Также положительное воздействие на организм детей оказывают музыкальные физкультминутки для начальной школы. Ведущий ставит соответствующую музыкальную тему, и дети начинают выполнять комплекс упражнений под его команды, например:
«Все умеют танцевать…» (2 раза) – ноги ставятся на пятку, руки кладутся на пояс, затем производится повтор с другой ноги.
«Но не все умеют…» - дети делают 4 прыжка на обеих ногах.
«Расслабляться, отдыхать…» - выполняется 8 шагов на месте.
«Есть игра у нас такая – легкая игра, простая…» - дети поднимают руки вверх, делается вдох.
«Станет медленным движенье» - руки расслабленно опускаются вниз, производится выдох.
«И исчезнет напряженье» - дети делают 4 шага на месте.
«Сразу станет нам понятно – расслабление приятно» - расслабленные руки находятся внизу, делаются повороты туловищем влево-вправо, через некоторое время можно потрясти кистями.
«Мы готовимся к рекорду – заниматься станем спортом» - руки разводятся в стороны, делается вдох, опускаются вниз – выдох.
И т. д.
Веселые физкультминутки
Можно также организовать специальные веселые физкультминутки для начальной школы. Например, использовать забавные известные песенки или прибаутки.
«Жили у бабуси два веселых гуся» - дети ходят под музыку.
«Один серый» - дети делают один хлопок.
«Другой белый» - второй хлопок.
«Два веселых гуся».
«Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!» - дети приседают.
«Один серый, другой белый – гуси мои, гуси!» - дети поочередно хлопают в ладоши (на одного гуся – один хлопок).
«Возвращались гуси» - дети прыгают на месте.
«Кланялись бабусе. Один серый» - хлопок в ладоши.
«Другой белый» - второй хлопок.
«Петя и Маруся».
Кроме того, музыкальные физкультминутки для начальной школы не обязательно подразумевают выстраивание детей в шеренги или колонны. Можно использовать форму хоровода. Дети ходят по кругу, держась за руки, выполняя при этом определенные команды учителя. Музыкальное сопровождение лучше подобрать веселое, задорное. Например, подойдет всем известная песня «Каравай».
Оригинальные физкультминутки
Чтобы разнообразить ваши занятия, придать им больше креативности, лучше использовать не стандартные, общеизвестные, а оригинальные, интересные физкультминутки для начальной школы. Так, например, если занятие происходит на уроке английского языка, можно взять за основу английские тексты. Главное, чтобы они были просты в произношении и легко запоминались:
Hands up (руки вверх)!
Hands down (руки вниз)!
Shake! Shake (потрясти)!
Stand up (встать)!
On the tiptoes (на цыпочках)
Turn around (повернуться).
Step aside (шаг в сторону),
Step left (шаг влево)!
Step right (шаг вправо)!
Также ваши занятия станут более увлекательными, если вы будете использовать в своей работе видеоматериалы. Например, дети могут не просто выполнять определенные упражнения по вашей команде, а повторять за каким-нибудь персонажем – веселым дракошей, различными домашними или лесными зверюшками и т. д.
При этом, в идеале, каждое учебное занятие должно включать в себя физкультминутки для начальной школы. Только в данном случае можно говорить об относительно равномерной физической нагрузке на организм младшего школьника во время учебных занятий. Кроме того, подобные упражнения позволят приобщиться к физкультуре в той или иной степени даже тем детям, которые изначально освобождены от занятий спортом. В этом смысле физкультминутка носит определенный универсальный характер, позволяющий охватить максимальное количество младших школьников.
Похожие статьи
- Речевая разминка для школьников
- Комплекс общеразвивающих упражнений. Упражнения со скакалкой
- Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС
- Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация
- Почему возникает дневное недержание мочи у ребенка?
- Физминутки для дошкольников – необходимое условие эффективности обучения
- Пальчиковая гимнастика: упражнения и фото. Пальчиковая гимнастика для малышей