Что такое глубина резкости в фотографии
Сегодня можно без особого труда найти себе интересное занятие. И количество фотографов-любителей растет в геометрической прогрессии, благо современная электроника существенно упрощает процедуру съемки. Но далеко не все увлеченные люди, взявшие в руки камеру, даже самую дорогую, могут делать по-настоящему красивые снимки.
Опыт или везение?
Всевозможные картинки ежедневно гигабайтами поступают во всемирную паутину. Но они могут годами храниться в компьютере или социальных сетях, не привлекая к себе ничьего внимания. А есть такие снимки, взглянув на которые, хочется возвращаться и разглядывать их снова и снова или немедленно взять в руки фотокамеру и отправиться щелкать новые шедевры. Давайте разберемся, в чем секрет настоящей фотографии.
Основа хорошей фотографии - теория
Часто люди заблуждаются, полагая, что для получения удачных снимков нужно лишь приобрести дорогую камеру. Для того чтобы выходили по-настоящему интересные и красивые фотографии, недостаточно только возможностей фотоаппарата, особенно важное значение имеет понимание технических моментов съемки. А поэтому, прежде чем принимать решение о покупке хорошей «зеркалки» и приступить к практике, все-таки придется немного поработать с теорией. Ведь настоящему мастеру под силу сделать отличное фото даже с помощью обычной «мыльницы».
Секреты и инструменты
Каждый любитель, и уж тем более профессионал-фотограф, использует при съемке свои маленькие секреты. Это, безусловно, зависит от таланта, от степени воображения, но больше всего, конечно, от умения обращаться с фотоаппаратом. Ведь далеко не всегда мы можем увидеть на снимке именно то, что хотел показать фотограф. А для того, чтобы привлечь наше внимание, выделить определенный объект, используется такой инструмент, как глубина резкости.
ГРИП – один из инструментов в руках умелого фотографа
Глубина резко изображаемого пространства – это такая зона съемки, при попадании в которую все объекты в кадре выглядят достаточно резкими и значимыми. Ее изменение позволяет фотографу выделить именно тот объект, который по его замыслу играет главную роль в кадре. А все, что, по его мнению, может отвлечь наше внимание от созерцания главного героя съемки, можно как бы «отсечь», сделать малопривлекательным.
Мало кто знает, что впервые прием размытия фона был применен Леонардо да Винчи, а вслед за ним его использовали и другие художники эпохи Возрождения. Именно да Винчи впервые сформулировал и закон перспективы, который и сегодня не потерял своей актуальности. Он гласит, что одинаковые предметы чем ближе к нам находятся, тем крупнее выглядят, а параллельные линии непременно сходятся в дальней точке.
Это отчетливо можно проследить, рассмотрев снимок: цветы на переднем плане изображения выглядят впечатляюще большими, а вот здание несколько меркнет на заднем плане, хотя реальные размеры мы прекрасно можем себе представить. Однако в наше поле зрения попадают не отдельные предметы, а все пространство от цветов до здания, и все, что оказалось в кадре, выглядит достаточно четким. Картинка красивого парка перед домом передана достаточно реалистично. Именно это дает нам понимание глубины пространства.
Создавать нужный акцент и выделять именно те области, которые в первую очередь должны привлечь внимание зрителя, помогают глубина резкости и фокусировка на предмете съемки.
Неправильная фокусировка может существенно испортить общее впечатление от снимка, но она влияет в основном на резкость. И это понятно, ведь, если внимание зрителя привлечет совершенно не то, что снимал фотограф, значит весь процесс съемки и вовсе сводится к нулю.
Резкость в кадре – что ее определяет
Для того чтобы понять, как увеличить резкость фотографии, можно провести маленький эксперимент. Нужно просто взять обычный лист белой бумаги и проделать в нем отверстие. А затем посмотреть через это отверстие на какой-нибудь определенный предмет, сначала приложив лист к лицу, а потом на определенном расстоянии. Наверняка то, что вы увидите с близкого расстояния, будет сильно отличаться от увиденного издалека. Вернее, даже будет отличаться не то, что вы увидите, а то, сколько. С максимально близкого расстояния вы четко увидите предмет и все, что его окружает. А вот при увеличении расстояния в поле зрения попадает только предмет, а о том, что его окружает мы можем только догадываться. А при еще большей удаленности нам удастся лишь различить отдельные детали. Однако, если мы захотим выделить и показать именно их, мы применим второй прием.
Таким образом, глубина резкости – это то расстояние между двумя точками, которое в кадре будет выглядеть детальным и отчетливым. И если мы снимаем предметы, которые находятся на разном расстоянии, лучше будет выглядеть тот, на который мы наведем объектив. Однако если оба предмета находятся в относительной близости друг от друга, они оба могут оказаться в кадре достаточно четкими. Это объясняется тем, что существуют границы, между которыми все, что попадает в кадр, будет иметь определенную значимость. Допустимое смещение относительно точной фокусировки, когда все изображение остается резким – это глубина резкости объектива.
Диафрагма и ее определяющая роль
Каждый фотограф знает, что для резкости снимка большое значение имеет диафрагма, поскольку именно она позволяет регулировать поток света, который попадает на матрицу, а от этого зависит глубина резкости изображаемого пространства. Диафрагма представляет собой тонкие металлические лепестки, количество которых зависит от модели объектива. Но регулировать диафрагму нужно, четко понимая, что мы хотим получить от изменения ее настроек. При этом важно помнить, что крайние ее значения не дадут максимального эффекта. Полностью открытая диафрагма может привести к искажению цвета, а полностью закрытая лишит снимок резкости.
Значение фокусного расстояния
Однако это не единственный фактор, оказывающий влияние на качество снимка. Изменение фокусного расстояния приводит к тому, что изменяется и глубина резкости. При маленьком фокусном расстоянии получаются полностью четкие снимки, а при большом, напротив, достигается эффект размытия фона.
Современные производители стремятся максимально упростить работу фотографа, оставив больше времени для творчества. Сегодня зеркальный фотоаппарат имеет уже установленную программу, которая самостоятельно определяет оптимальные параметры для съемки. Чаще всего базовые настройки установлены таким образом, что на снимке получится большая глубина резкости. А она более предпочтительна для съемки пейзажа, или когда фотограф хочет передать красоту всего кадра.
Однако эта функция не всегда может помочь в реализации любого замысла фотографа. Например, если цель – привлечь наше внимание к тому, что находится на переднем плане, рассмотреть детали, нужна малая глубина резкости. И тогда абсолютно идентичная картинка будет выглядеть уже совершенно по-другому. Такие настройки часто применяются при предметной или портретной съемке, когда все, что находится на заднем плане, не является актуальным и размывается, а передний план получается достаточно резким и четким.
Кнопка предпросмотра - для чего она нужна
Конечно, подбирать настройки, которые помогут реализовать замысел на интуитивном уровне, - это дело практики. А начинающему фотографу увидеть, каким будет изображение, позволит специальная кнопка глубины резкости. Располагается она, как правило, на лицевой стороне фотоаппарата, рядом с кнопкой отсоединения объектива. Конечно, когда мы не задумываемся о наличии драгоценных кадров на пленке, можно снимать сколь угодно большое количество изображений, а затем выбирать лучшие. Однако куда проще иметь возможность сразу увидеть именно то, что вы получите после нажатия на спуск и вовремя подкорректировать настройки. Тогда не придется тратить время на сопоставление идентичных снимков с целью выбрать самый лучший.
Шпаргалки для любителя
Для правильного выбора нужных параметров съемки существует экспонометр. Он позволяет новичку фотодела не особо задумываться над выбором экспопары. Выбрав определенный параметр диафрагмы или выдержки, второй определить мы можем с помощью проведенных расчетов. Таким образом, можно использовать опыт бывалых фотографов и при этом получать достаточно красивые снимки. Также существенно может помочь шкала глубины резкости, которая есть на многих объективах современных зеркалок.
Альтернативой такой шкале могут стать таблицы, содержащие ключевые настройки. Конечно, профессионалы говорят о том, что подобные таблицы позволяют добиться лишь минимально приемлемой резкости. Поскольку такие помощники не всегда способны учесть такие детали, как погодные условия, степень освещенности, подвижность модели и прочие. А это далеко не всегда дает возможность передать с помощью снимка творческий замысел фотографа. Поэтому их использование на первых порах, конечно, рекомендуется. Но книги и таблицы подбора значений далеко не всегда гарантируют получение шедевров.
Для чего нужны сменные объективы
Сложно и неудобно носить с собой таблицы, экспонометры и прочие приспособления, помогающие подобрать правильные настройки. И не всегда в момент съемки появляется желание сверяться с таблицами и показаниями. Однако современный зеркальный фотоаппарат может существенно упростить жизнь фотографа. Для того чтобы правильно выбрать экспопару, фокусное расстояние, достаточно обратиться к его внутреннему ресурсу. А различные производители предлагают сегодня огромный набор возможностей электроники.
Изменить глубину резкости можно используя объективы с различным фокусным расстоянием. Конечно, китовый объектив фотоаппарата может не содержать встроенную шкалу глубины резкости и другие полезные настройки. Однако и того, что он «умеет», вполне достаточно для того, чтобы понять, как те или иные настройки скажутся на качестве снимка.
Расстояние от камеры до предмета съемки
И третье, что может оказать влияние на глубину резкости - это изменение расстояния, которое разделяет объектив фотоаппарата и предмет съемки. Чем ближе к камере находится предмет съемки, тем меньше глубина резкости и, соответственно, наоборот.
К сожалению, эти три фактора не могут использоваться одновременно, поскольку являются, по сути, взаимоисключающими. Однако годы практики и гигабайты отснятого материала все-таки дадут четкое понимание того, какой именно параметр следует изменить.
Очевидно, что если в кадре присутствует эффект глубины резкости, то зритель обязательно сосредоточится на тех деталях, которые имеют наибольшую четкость. Но иногда идея композиции может только проиграть от этого. Но поскольку далеко не всегда фотограф имеет возможность сделать несколько идентичных снимков, используя разные настройки, приходится применять другую хитрость, и после съемки проводить соответственную обработку фотографии с помощью различных фоторедакторов.
Но это уже совсем другая история.
Похожие статьи
- Бинокль с большим увеличением: советы по выбору
- Широкоугольный объектив: особенности и описание
- Что такое фокусное расстояние объектива?
- Выдержка и диафрагма фотоаппарата при съёмке
- Pentax 645Z: обзор и отзывы
- Цифровой зеркальный фотоаппарат Canon 600D: характеристики, инструкция, отзывы
- Фотоаппарат Canon 5D Mark 3: обзор, характеристики, инструкция, отзывы