Соседская община у восточных славян: образование и историческое значение
Восточные славянские племена достаточно долго сохраняли у себя патриархальный быт. Народ разделялся на племена, отдельное племя состояло из родов. Родом называлось некоторое количество семей, объединенных родственными связями, владеющих общей собственностью и управляемых одним человекам – старшиной. Поэтому в славянских племенах понятие «старший» означает не только «старый», но и «мудрый», «уважаемый». Родовой старшина – мужчина средних лет или преклонного возраста - имел большую власть в роду. Для принятия более глобальных решений, например, обороны от внешнего врага, старшины собирались в вече и вырабатывали общую стратегию.
Распад родовой общины
Начиная с VII века племена стали расселяться, занимая при этом обширные территории. Этому процессу способствовали следующие факторы:
- появление частной собственности на орудия земледелия и продукты трудовой деятельности;
- владение собственными участками плодородной земли.
Связь родов терялась, на смену патриархальной родовой общине приходит новая форма социального устройства – соседская община. Теперь людей связывают не общие предки, а сопредельность занимаемых территорий и одинаковые методы ведения хозяйства.
Основные отличия соседской общины от родовой
Причиной ослабевания родственных связей стало постепенное отдаление родственных семей друг от друга. Основные отличия нового социального уклада состояли в следующем:
- в родовой общине все было общим - добыча, урожай, орудия труда. Соседская община ввела понятие частной собственности наряду с общественной;
- соседская община связывает людей обрабатываемыми землями, родовая - родством;
- в родовой общине старшим был старейшина, в соседской же решения принимал хозяин каждого дома – домовладыка.
Уклад соседской общины
Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.
В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.
Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы – выборного старейшину.
Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины – задруга и вервь.
Расслоение общества
Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее – и рабство).
Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать – чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:- старейшины – представляли собой административную власть;
- вожди (князья) – осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;
- волхвы – духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.
Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.
Прообраз государственности
Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.
Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады – хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра – Новгород и Киев.
Похожие статьи
- Племенной союз восточных славян - история, описание и интересные факты
- Они среди нас: как распознать ведьму и колдуна
- Святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж, забеременеть, помогающие от болезней, помогающие в деньгах. Святые места Москвы и Подмосковья: исцеление. Экскурсии по святым местам Подмосковья
- Доиндустриальное общество. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество
- Неолитическая революция
- Действующие монастыри Подмосковья с чудотворными иконами
- Культура и искусство Древнего Египта. Египет Древний: история, система летоисчисления