Местные налоги и сборы в РФ
Налоговая система РФ устроена по многоуровневой схеме. Есть сборы, которые взимаются в федеральный бюджет, есть те, что направляются в региональную казну, а есть те, за исчисление и взимание которых отвечает муниципалитет. Какие местные налоги и сборы установлены в РФ? Каков порядок их исчисления и распределения?
Определение
Местные налоги и сборы - это обязательные для отдельных субъектов правоотношений платежи, установленные НК РФ. Также источниками права в данной сфере могут быть локальные акты, принятые органами власти муниципалитетов.
К местным налогам относятся налоги на землю и имущество физических лиц. Вводятся соответствующие обязательства или же прекращают свое действие в соответствии с Налоговым кодексом, а также нормативными актами, принятыми в муниципалитетах.
Распределение полномочий
Рассмотрим то, как местные налоги и сборы взимаются на практике. Если речь идет о таком типе муниципалитета, как городской округ, то полномочия органов, связанных с установлением или прекращением соответствующих платежей, возлагаются на представительную ветвь местной власти или же аналогичные структуры в рамках районов, при условии, разумеется, что в регионе РФ приняты локальные акты о разграничении полномочий между этими органами.
Налоги в городах федерального значения
Если речь идет о городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, - то местные налоги и сборы регулируются НК и законами указанных субъектов РФ. Если говорить об установлении соответствующих платежей, то полномочия органов власти в городах федерального значения могут быть связаны с регулированием ставок, порядком, а также сроками уплаты сборов - но только в случае, если в НК РФ нет релевантных формулировок.
В свою очередь, законодательные собрания указанных городов могут определять то, как исчисляется налоговая база, устанавливать льготы.
Ключевые принципы
Налоги местного самоуправления в РФ взимаются в рамках следующих ключевых принципов.
Во-первых, конкретный перечень платежей определяется на уровне федерального законодательства, равно как и полномочия муниципалитетов, связанные с установлением, корректировкой или же отменой налогов и сборов.
Во-вторых, если в регионе предусмотрены такие административно-территориальные единицы, как городские округа, то в них могут устанавливаться полномочия, связанные с регулированием налогов и сборов, что приняты для поселений и районов.
В-третьих, соответствующие платежи призваны наполнять местные бюджеты. Налоги и сборы, таким образом, - в числе ключевых механизмов финансового обеспечения муниципалитетов. Ставки платежей устанавливаются законодательными органами власти локальных территориальных образований. Также НК РФ предусмотрены нормативы соответствующих зачислений налогов и сборов в бюджет муниципалитета.
В-четвертых, если речь идет о казне отдельного поселения, которое входит в состав района, то в нее могут зачисляться доходы от локальных налогов и сборов в рамках норм реализации бюджетной политики на соответствующем уровне, закрепленных в федеральном законодательстве.
Аспекты установления налогов и сборов
Рассмотрим некоторые ключевые аспекты, касающиеся установления рассматриваемого типа платежей. Как мы уже отметили выше, к числу местных относятся налоги на землю и имущество. Ключевые нюансы их установления на уровне округов, районов и городов федерального значения мы исследовали. Полезно вместе с тем отметить, какими нормативными актами регулируется установление местных налогов и сборов, связанных с имуществом и землей. Это прежде всего НК РФ, а также ФЗ, принятый 9 декабря 1991 г., "О налогах на имущество физических лиц". Устанавливает местные налоги и сборы НК РФ. Однако в данном аспекте могут применяться также и локальные нормативные акты муниципалитетов.
Кто платит местные налоги и сборы? Все зависит от конкретного типа соответствующих обязательств. Рассмотрим данный нюанс подробнее.
Кто платит в местный бюджет?
Если речь идет о земельном налоге, то обязательства по его уплате могут возлагаться как на физических лиц, так и на организации, которые владеют землей на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. То есть можно отметить, что если человек или фирма арендуют землю, то обязательств по уплате соответствующих налогов они не несут.
Что касается налога на имущество физических лиц, то платить его должны все владельцы имущества, попадающего под категории, что перечислены в релевантных законах. Так, объектами налогообложения являются жилые дома, дачи, квартиры, а также гаражи и иного типа строения. То есть местные налоги и сборы РФ в данном аспекте так или иначе связаны с недвижимым имуществом.
Исчисление налогов
Исчисляются соответствующие платежи в местную казну согласно рекомендациям, изложенным в письмах ФНС и Минфина. Что касается земельного налога, то можно руководствоваться формулировкам писем Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21 и от 6 июня 2006 г. № 03-06-02-02/75.
Если нужно рассчитать налог на имущество, то можно использовать Письмо Минфина от 21 апреля 2008 г. № 03-05-04-01/19. В случае с налогообложением недвижимости можно обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 24 июля 2007 г., № 04-3-02/001613.
Ставки
Рассмотрев виды местных налогов и сборов, изучим аспект, отражающий ставки, установленные законодательством в отношении данного типа платежей.
Как определяется соответствующая величина для земельного налога? Устанавливаются ставки, как мы уже определили выше, органами власти муниципалитетов или городов федерального значения, однако в соответствии с нормами НК РФ они не могут быть выше, чем 0,3% от кадастровой стоимости земли, если речь идет об участках сельскохозяйственного назначения или же тех, что используются жилым фондом, объектами инфраструктуры ЖКХ, а также задействуемых при жилищном строительстве. В свою очередь, если объект налогообложения - земельный участок для дачи, личного хозяйства, фермерства, то предельная ставка выше - 1,5%. При этом орган власти муниципалитета вправе дифференцировать соответствующий показатель в зависимости от конкретной категории находящихся в собственности граждан или организаций земель.
Ставки для имущества
Что касается налога на имущество, то схема сложнее. Дело в том, что в отношении недвижимости физических лиц налоги местные РФ сейчас взимает в рамках переходной модели, обусловленной некоторыми реформами в законодательстве. Долгое время соответствующий платеж исчислялся, исходя из инвентаризационной стоимости имущества. Согласно поправкам в НК РФ с 2020 года в основе определения налогооблагаемой базы будут лежать уже кадастровые расценки, которые в целом близки к рыночным. Однако рассматриваемые поправки в НК РФ допускают переход некоторых российских регионов к новой модели уже сейчас. Каковы, таким образом, особенности возможных сценариев исчисления налога на имущество?
Первый вариант - регион еще не осуществил практических шагов к переходу на новый режим налогообложения. В этом случае при исчислении соответствующего налога будут использоваться старые нормы, которые были заложены в НК РФ. Если стоимость недвижимости не более 300 тыс. руб., то предельная ставка не может быть больше 0,1%. Если от 300 до 500 тыс., то минимальное значение ставки - 0,1%, максимальное - 0,3%. Если имущество стоит дороже 500 тыс. руб., то минимальная ставка - 0,3%, максимальная - 2%. Соответствующие величины в рамках зафиксированных в НК РФ интервалов вправе устанавливать муниципалитет.
Второй вариант - регион принял соответствующие нормативные акты, позволяющие приступить к практической реализации нововведений, предусмотренных отмеченными поправками в НК РФ. В этом случае до 2020 года будет действовать переходная формула исчисления имущественного сбора.
Сначала определяется общий размер налогооблагаемой базы - кадастровая стоимость жилья. Вычисляется соответствующий показатель органами Росреестра и заносится в базу данных, доступ к которой будет возможен через интернет.
Затем в отношении цифры, отражающей кадастровую стоимость недвижимости, применяется установленный законом вычет, базируемый на площади объекта. Для квартир это 20 кв. м, для комнат - 10 кв. м. Далее высчитывается базовая сумма к уплате, исходя из ставки, которая также утверждается муниципалитетом. Ее интервал - 0,1-0,3%. Однако можно отметить тот факт, что регион вправе обнулить ставку. Следующим шагом применяется понижающий коэффициент, который используется для облегчения налогового бремени для граждан в переходный период до 2020 года. Он умножается на цифру, составляющую разницу между сбором, исчисленным по новой формуле, и налогом, который определяется на базе прежних формул, которые мы привели в первом сценарии. Результат вычислений добавляется к цифре, которая получится, если подсчитать налог по старой схеме. Это и будет сумма, подлежащая уплате в местный бюджет.
Величина коэффициента в 2015 году - 0,2, в 2016-м - 0,4. Но уже в 2019-м он использоваться не будет. К 2020 году все регионы РФ должны будут перейти на модель исчисления налоговой базы по недвижимости, исходя из ее кадастровой стоимости.
Такова схема исчисления имущественных сборов в рамках российской модели налогообложения. Она сложнее, чем механизм, принятый, к примеру, в Беларуси: там ставка фиксированная - 0,1%. Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты, определение стоимости объекта налогообложения идет в РБ по несколько иным, по ряду признаков более сложным, чем в России, схемам. В принципе, можно отметить, что и местные налоги и сборы РБ совершенно не совпадают с теми, что установлены в РФ. Например, такие платежи, в соответствии с Налоговым Кодексом Беларуси, формируют налог на владение домашними собаками, а также сборы - курортный и с заготовителей.
Зачисление в бюджет
То, какие взимает налоги местные РФ, а также то, как они устанавливаются и исчисляются, мы изучили. Рассмотрим аспект, связанный с практическим использованием муниципалитетом соответствующего финансового источника. В соответствии со статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ в локальные бюджеты подлежит зачислению 100% от сумм, полученных в качестве налогов на землю и на имущество физических лиц. В свою очередь, казна поселений, которые входят в состав района, может пополняться, исходя из решений органов власти муниципалитета.
Локализация налогов
Мы определили виды местных налогов и сборов, зафиксированные в НК РФ, что формируют собой основу для казны муниципалитетов. Вместе с тем города и районы, образующие собой уровень местного управления в политической системе РФ, имеют также и иные ресурсы для пополнения своих бюджетов. Некоторые юристы связывают понятие местных налогов и сборов не только с конкретными формулировками в законах, но и с фактическими механизмами, представленными на соответствующем уровне политического управления.
Таким образом, рассматриваемый термин, полагают эксперты, в ряде случаев допустимо трактовать шире, чем это предусмотрено, в частности, в федеральном законодательстве. В этом смысле к местным налогам относятся не только земельный и имущественный, но и любые, которые тем или иным образом способны пополнять казну муниципалитета. Рассмотрим их.
Региональные налоги - в муниципальную казну
НК РФ предусматривает взимание платежей, относимых к категории региональных. Их относительно немного. К таковым относятся налоги:
- на имущество юридических лиц;
- на игорный бизнес;
- на транспорт.
Строго говоря, муниципалитет не имеет отношения к данному уровню сбора платежей. Однако на практике часто происходит перераспределение соответствующего финансового ресурса между различными уровнями государственной бюджетной системы. Основание для этого - определенные релевантными законами нормативы. Так, Бюджетный кодекс России определяет, что субъекты РФ могут устанавливать соответствующие нормативы для поселений и муниципалитетов, исчисляемые на базе региональных налогов и сборов. Аналогично - в городах федерального подчинения.
Соответствующего типа межбюджетные взаимодействия, в рамках которых часть региональных платежей перечисляется в местные бюджеты, регулируется законами, принимаемыми на уровне органов власти субъектов РФ. При этом нормативы отчислений, как отмечают некоторые эксперты, обычно характеризуются стабильностью.
Схемы межбюджетного взаимодействия могут быть разными. Так, например, в ряде случаев субъекты РФ имеют право устанавливать нормативы, предполагающие отчисления в муниципальные бюджеты вместо дотаций в пользу соответствующих территориальных единиц, используемых с целью выравнивания уровня финансовой обеспеченности населенных пунктов. При этом в законодательстве РФ есть формулировки, по которым подобные инициативы региональная власть должна согласовывать с местной.
Федеральные налоги для муниципалитетов
Интересен тот факт, что казна МО может пополняться также и за счет федеральных платежей. И это несмотря на то, что город или район, как и в случае с региональными сборами, с точки зрения формулировок НК РФ не имеют отношения к данному уровню налогообложения. Но они вправе рассчитывать на существенные денежные поступления за счет федеральных налогов в свой бюджет.
Таким образом, перечень местных налогов и сборов в аспекте более широкого понимания данных явлений дополняется иными финансовыми ресурсами, доступ к которым получают города и районы. В частности, Бюджетный кодекс РФ фиксирует единые для муниципалитетов нормативы, в рамках которых часть тех или иных видов федеральных налогов должна быть зачислена в местную казну.
Платежи, о которых идет речь, формируют собой следующий перечень:
- НДС;
- акцизы;
- НДФЛ;
- ЕСН;
- водный налог;
- налог на прибыль бизнесов;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- государственные пошлины;
- сборы, взимаемые за пользование биологическими ресурсами и объектами животного мира.
Также на федеральном уровне могут взиматься платежи, отражающие специальные режимы. Каков размер нормативов, в рамках которых часть соответствующих налогов может зачисляться в казну муниципалитетов? Многое зависит от конкретной территориальной единицы. Например, если речь идет о поселениях, то в отношении них норматив от НДФЛ - 10%. В свою очередь, если речь идет о муниципальном районе, то от федерального НДФЛ им отчисляется 20%. Весьма приличен показатель, установленный для ЕНВД. От этого налога в казну районов подлежит перечислению 90% платежей. Можно отметить, что по нормативу 100% в бюджет городских поселений зачисляются пошлины за нотариальные услуги, а также выдачу разрешений на перевозку некоторых видов грузов.
На что могут рассчитывать городские округа в аспекте получения части федеральных налогов? В отношении данного типа муниципальных территорий законами также предусмотрен ряд привилегий. Так, от НДФЛ городские поселения могут получать 15%. В свою очередь норматив, установленный в отношении ЕНВД и сельскохозяйственного налога, - 100%. Также если предприниматель использует патентную систему налогообложения, то 100% от уплачиваемых им налогов идут в город. Данного типа муниципальные образования также могут получать в свой бюджет денежные средства в соответствии с дополнительными нормативами, в частности, это касается НДФЛ - если органы власти региона примут соответствующее решение.
Налоги многообразны
Таким образом, мы фиксируем то обстоятельство, что местные сборы - в достаточной мере многофакторное явление, которое, как считают некоторые эксперты, допустимо фиксировать в двух основных механизмах, работающих в налоговой системе РФ. Во-первых, это классифицированные на уровне федерального законодательства платежи - земельный налог и имущественный сбор для физических лиц. Во-вторых, это региональные и федеральные налоги, за счет которых местный бюджет так или иначе получает финансирование.
Похожие статьи
- Что такое региональные налоги? Региональные налоги и сборы
- Виды налогов и сборов в РФ и их классификация
- Налоги на автомобили для пенсионеров: правила расчета и назначения льгот
- Какой налог относится к прямым налогам? Какие налоги относятся к прямым налогам
- Элементы налогообложения. Вся информация
- Понятие, сущность и основные виды налоговых систем
- Налог на игорный бизнес в РФ