Театр «На Литейном»: репертуар, фото и отзывы. Государственный драматический театр «На Литейном»
Более ста лет прошло с тех пор, как в бывшем манеже графа Шереметьева открылся новый театр, что произошло в 1909 году. Находящийся в самом сердце северной столицы, этот храм Мельпомены сменил несколько названий. В 1991 году ему дали имя по месту нахождения – театр «На Литейном».
Началось все с ужасов
Для вновь открывшейся сцены новое здание не построили, а манеж был мало приспособлен для постановки спектаклей. Но в 1908 году по поручению Николая Шереметьева архитектор Михаил Красовский переделал здание под нужды театральной труппы.
С самого начала театр «На Литейном» отличался смелостью экспериментов и необычностью репертуара. Первым арендатором был Вениамин Казанский (Сормер). Он был известен в Санкт-Петербурге своими новаторскими постановками с применением электрофотографической техники. Первые пьесы были взяты из репертуара парижского театра ужасов «Гран-Гиньоль». Вениамин Казанский позаимствовал не только репертуар, но и название - Grand Guignol. Заголовки первых пьес говорят сами за себя – «Мороз по коже», «Смерть в объятиях» и т. д. Чтобы заинтриговать зрителя, перед спектаклем лиц со слабыми нервами предупреждали о последствиях. 17 января 1909 года сезон открыли постановкой по Эдгару По, а к октябрю публика кровавыми зрелищами пресытилась полностью. И, чтобы предприятие оставалось рентабельным, страхи разбавили фарсами и водевилями.
Новая метла по-новому метет
Театр «На Литейном» был популярен и у простой публики, и у театральной богемы. На его сцене показывали свои экспериментальные постановки такие новаторы, как, например, Вс. Мейерхольд. О том, что этот театр был действительно любим публикой, говорит тот факт, что в постановке Н. Евреинова вместо актеров на сцену вышли кумиры того времени - художники и писатели, известные всем: Городецкий и Бакст, Билибин и Волошин, Кустодиев и Гумилев.
В 1911 году название театра меняется. Он становится «Мозаикой». Новый руководитель антрепризы Масолова, пришедшая в театр на Литейном, репертуар поменяла радикально. Вместо новаторских экспериментов на сцене стали показывать пьесы Шоу, Чехова, Мопассана. Но уже в 1913 году снова меняется руководитель и вывеска. Антреприза Бориса Неволина называется теперь «Литейный интимный». Сменив еще двух хозяев, театр «На Литейном» встречает революцию.
Приход гегемона
Сначала его закрывают, затем сдают различным труппам. Необходимо отметить, что с 1919 по 1923 год здесь размещался Украинский театр. Затем, как в калейдоскопе, менялись названия, труппы, которые то сливали, то разъединяли, руководство и, конечно же, репертуар.
Новая популярность приходит к театру в 1926 году с вселением в стены бывшего манежа Первого передвижного драматического театра, которым руководила сестра В. Комиссаржевской - Надежда Скарская - и Павел Гайдебуров. Для открытия взяли пьесу Л. Толстого «Плоды просвещения». Ставили также Жака Тудуза и Антона Чехова. Спектакль «Бетховен» с П. Гайдебуровым в главной роли стал сенсацией.Новые квартиранты
В 1928 году коллектив уезжает на гастроли. Но свято место пусто не бывает: в отсутствие хозяина здание занимает ТРАМ (Театр рабочей молодежи), которым руководил М. Соколовский. В истории каждого коллектива были эпохальные проекты. Для ТРАМа таким стала постановка «Выстрела» А. Безыменского. Режиссером спектакля был Р. Суслович. К работе над пьесой привлекли композитора Д. Шостаковича и художника И. Вусковича. Ленинградская постановка затмила одноименный спектакль Мейерхольда, который одновременно вышел на сцену ГосТиМа. Шостакович своей музыкой поднял пьесу на новый уровень, а огромное зеркало, поставленное на сцене под углом в 45 градусов, отражало действие, шедшее за сценой. Зрители видели одновременно дополняющие друг друга два спектакля.
Но в 1931 году уже этот прославленный коллектив вынужден был покинуть стены театра, так как своды его обветшали и грозили обвалом. Труппа отправляется в длительное турне по Сибири и Средней Азии. В отремонтированное здание вселяется Первый рабочий театр Пролеткульта, самым известным спектаклем которого был «Шлак». В 1932 году был упразднен Пролеткульт, а заодно и Первый рабочий. Затем был ЛОСПС со спектаклем по Фадееву, в следующем году – Новый театр, в 1940-м – Театр комедии и сатиры, последним - Театр оперетты. После войны 10 лет храм Мельпомены не функционировал, в нем шел вялотекущий ремонт.
Два хозяина
А в 1956 году в долго пустовавшие стены въезжают сразу два театра, не имевших своего здания и медленно умиравших. Это Драматический театр, хорошо известный публике прекрасным репертуаром и постановками, и менее успешный Театр драмы и комедии. После нескольких лет параллельного существования они в 1963 году слились в единый коллектив. Главным стал режиссер первого театра Григорий Гуревич, название же досталось от второго. В 1965 году по приглашению Г. Гурефича в Театр драмы и комедии приходит новый режиссер Евгений Шифферс, а с ним труппа прекрасных актеров, известных всей стране, – Панич и Краско, Харитонов и Тарасова. Поставлено несколько замечательных спектаклей.
Годы стабильности и благополучия
В 1966 году в нынешний драматический театр «На Литейном» приходит новый режиссер - Яков Хамармер. Он руководил труппой вплоть до своей смерти в 1986 году. Эти 20 лет стали эпохой процветания театра. Он становится одним из самых любимых в Ленинграде. Многие прекрасные современные режиссеры, которым Хамармер дал путевку в жизнь, с благодарностью вспоминают его. Это Кама Гинкас, Лев Додин, Ефим Павдэ, Гета Яновская. В театре ставились новые интересные спектакли, на которых всегда был аншлаг.Новый этап наступил с приходом в 1990 году Геннадия Тростянецкого. Театр опять поменял название и полностью сменил репертуар. Теперь он официально стал называться «На Литейном», а из старых спектаклей недолгое время шла «Валенсианская вдова».
Государственный драматический театр «На Литейном» в эпоху Тростянецкого прославился многими спектаклями, режиссерами-постановщиками (А. Эфрос, К. Гинкас) и актерами. Но особое место в его репертуаре занял спектакль «Скупой» по Мольеру. Он на несколько лет стал лицом театра. Звездный состав возглавил Семен Фурман в роли Гарпагона. За эти годы проводятся фестивали лучших работ режиссеров, которые становились событиями в театральной жизни города. После ухода Г. Тростянецкого продолжались и фестивали, и интересные постановки. Одна из них - «Луна для пасынков судьбы» - принесла театру первую «Золотую маску». Но у него не было лидера.
Театр в XXI столетии
В 1997 году Александр Гетман возглавил театр «На Литейном». Санкт-Петербург опять стал свидетелем очередного творческого поиска. В результате новой репертуарной политики должность главного режиссера была упразднена: для постановки каждого спектакля формировалась команда единомышленников. Эта политика дала положительный результат: работы театра стали регулярно удостаиваться государственных наград.
Но в 2012 году А. Гетман покидает свой пост. На неполных два года главным режиссером становится Игорь Ларин. Новый руководитель совмещал работу в двух театрах и, говорят, мечтал о третьем. В декабре 2014 года он был уволен за регулярные прогулы.
Сейчас труппа опять без творческого лидера, но зрители театр любят, отзывы он имеет самые положительные. Хвалят репертуар, актерскую труппу, в которой очень много популярных и знакомых всей стране по фильмам артистов. Нравится уютный, хорошо отремонтированный зал, внешний вид театра, знакомый с детства каждому жителю города. Публика ценит прекрасное музыкальное сопровождение спектаклей и низкие цены на билеты. У театра обширный репертуар, который публикуют многие издания.
Похожие статьи
- Александра Пахмутова: биография, личная жизнь, дети, фото и творчество
- Александр Михайлов: биография и личная жизнь актера. Жены и дети Александра Яковлевича Михайлова
- Как делать папье-маше из газеты - пошаговая инструкция
- Биография Островского краткая. Александр Николаевич Островский - творчество
- Актер Сергей Юрский: биография, личная жизнь, дети
- Греция в октябре: погода, море. Где теплее в Греции в октябре?
- Как писать отзыв о прочитанном произведении: план, пример