Джованни Пико делла Мирандола: основные идеи
Выходец из графской семьи, Пико родился в 1463 году и был родственником многих знатных господ Италии. Уже в 14 лет он поступает в университет итальянского города Болоньи. На сегодняшний день это старейшее непрерывное учебное заведение такого уровня в Европе. На этом обучение молодого и талантливого юноши не закончилось. Он учится в Ферраре, Падуе, Павии и Париже… Учёный освоил право, словесность древних народов, теологическую и философскую науки. Штудировал языки древности и современности. Он стремился охватить главные и сокровенные истины, постичь накопленный духовный опыт разных народов от древности до современности…
Воплощение гуманизма
Для современников Пико делла Мирандола был воплощением высокого гуманизма и духовной культуры. Многие называли его божественным. Личность философа, его труды стали известны в кругах образованной Европы. К сожалению, Пико умер в молодом возрасте. Однако он успел прославиться поистине княжеской щедростью и многогранными способностями, познаниями, интересами.
Ко всем достоинствам своего внутреннего мира Пико делла Мирандола был обладателем счастливого вида наружности. Ещё в раннем возрасте учёный сблизился с членами флорентийской Платоновской академии. Это Лоренцо Медичи, Фичино, Полициано и другие. Такая среда обитания благотворно сказалась на его творчестве, религиозных взглядах и философских устремлениях. С одной стороны, его идеи – это воплощение неоплатонизма, с другой — волюнтаризма и персонализма.
Сама эпоха Возрождения, во времена которой жил Джованни, была, на первый взгляд, светлая и радостная в искусстве, но наряду с этим противоречивой и жестокой. В то время часто прибегали к яду, чтобы убрать неугодных людей. О моральных ценностях, грядущем возмездии мало кто задумывался. Эпоха была наполнена шумом оружия, топотом коней, слезами, грабежами, пожарами и убийствами. Безусловно, развитие гуманизма в это время было как никогда актуально.
Неодобрение тезисов
Смелость рассуждений двадцатитрёхлетнего философа поразила папу Иннокентия VIII. Он назначил специальную комиссию для проверки 900 тезисов по морали, диалектике, физике и математике.
После проверки были осуждены некоторые положения. Эти тезисы Пико делла Мирандола хотел публично защищать на диспуте в Риме перед весомыми личностями в философской научной среде из Италии и Европы. Речь напоминала манифест и посвящена двум главным вопросам:
- человек и мироздание, предназначение человека;
- изначальное внутреннее единство всех мыслей человека.
Осуждению тезисов послужила "Апология" Дж. Пико делла Мирандола, которая была им составлена на скорую руку. Он оказался перед угрозой преследования инквизицией и в 1488 году Пико сбежал во Францию, где все же был взят под стражу и заточен в Венсеннском замке. Спасло Мирандолу заступничество со стороны высоких покровителей, таких как Лоренцо Медичи, являвшийся правителем Флоренции по факту. В 1489 году Пико делла Мирандола завершил трактат "Гептапл" и издал его. В нем он трактует семь подходов в толковании шести дней творения.
Исследование богословия
Философ применил методы тонкой герменевтики в изучении сокровенного смысла книги Бытия. Сочинение «О сущем и едином» (1492) должно был увязать воедино системы Платона и Аристотеля. Оно было лишь самостоятельной частью большего труда. Но цель не была достигнута. Не осуществился и другой замысел, который вынашивал Джованни Пико делла Мирандола – «Поэтическое богословие». Перед смертью философ успел написать «Рассуждения против прорицающей астрологии». Похоронили Пико в монастыре Св. Марка, относящемся к доминиканским. Настоятелем в обители на то время был аскетического склада богобоязненный Джироламо Савонарола, который тесно общался с мыслителем в конце его жизни.
Человек и свобода
Философская антропологическая позиция, которую исповедовал Джованни Пико делла Мирандола, говорит о достоинстве и свободе человека как имеющего неограниченную полноту власти быть творцом собственного «Я». Человек – это результат своих усилий, он способен стать кем угодно, вбирая в себя все. При этом у него всегда сохраняется возможность нового выбора, который неисчерпаем, какая бы форма наличного бытия в мире ни была…
Пико утверждал, что мудрость вечна, как Всевышний Творец, и она не связана ограничениями, поэтому свободно перетекает между учениями. При этом мудрость выбирает для собственной манифестации форму соответственно обстоятельствам. Гуманист Пико делла Мирандола, основные идеи которого, часто противоречивые и взаимоисключающие, представлены в статье, универсум знаний строит на явных и скрытых соответствиях, исполненных сокровенного смысла, доступного для понимания только посвящённому.
Переплетение понятий
Двойственная философия Пико делла Мирандола, кратко говоря, сочетает в себе несовместимые вещи: мистику и натурализм. В ней переплелись все понятия патристики, схоластики, античности, перипатетики, зороастризма, древнееврейской и халдейской мистики. Все учения собраны причудливо вместе. Они переплелись, исказив первоначальные образы Христа, Моисея, Гермеса, Зороастра, Платона, Авиценны, Аристотеля и других. Сам Пико делла Мирандола кратко говорит об этом как об отсутствии присяги на верность кому бы то ни было. Он исследователь, а таковые ходят многими путями, касаясь разных доктрин и школ. Так, в каждом учении Пико находил достойное и собирал в единую систему суждений. Ему была присуща независимость во взглядах. Джованни не признавал монополии в истине, подчёркивая право всех культур на своё мировоззрение и понимание.
Ключевая мысль Пико делла Мирандола
Философия мыслителя Джованни сводилась к главному — единству людских знаний и непрерывности нити развития человечества, которое не зависит от разделения на вероисповедания и народы. Космологические взгляды он описал в трактатах «Рассуждения против божественной астрологии» и «Гептапл». Философ считал, что Библию трактуют просто и грубо. Поэтому в произведении «Гептапл» (1489) он представил трактовку семи дней сотворения мира с помощью пифагорейской теории чисел и каббалы, толкуя библейское сказание в философском, а не теологическом смысле. «Гептапл» вызвал недовольство в церковных кругах, но большой интерес со стороны учёных.
Джованни говорит о том, что чувственный мир возникает из высшего начала, которое бестелесно и порождено Богом. Он отрицает непосредственное его происхождение в результате промысла Бога, творения из «ничего». Мир вещей, по мнению мыслителя, возникает из материи – хаоса, исполненного всех смешанных и несовершенных форм, находящихся в его недрах. Мироздание, по мнению Джованни, – это иерархия трёх сфер: ангельской, небесной и подлунной. Человека он не относит ни к одному, это иной, четвёртый мир.
Изучение сил природы
Взгляды Пико делла Мирандола, основные идеи кратко выражаются в неприятии отдалённых, общих понятий о причинах проявлений природы и человеческой жизни. Штудируя движение небесных светил, учёный обращается к исследованию личных природных свойств самих вещей и прилегающих, связанных с ними причин. По его мнению, есть наука, являющаяся посредником между познанием сил и действиями природы, их соотношений и приложений друг к другу.
«Рассуждения против божественной астрологии» (1494) написаны в год смерти философа. Трактат вызывает особый интерес у историков, видящих в нём начало натурфилософии и зарождение критики лженаук. В этом произведении философ утверждает независимость жизни человека от расположенности светил небесных. Это неудивительно, так как астрологией увлекались в то время практически все поголовно. Этого не избежали даже гуманисты, проповедовавшие безусловность свободной воли человека.
Произведение не было завершено. Философ умер… В своём последнем труде он описывает математическую структуру природы и её законов. Речь шла не о «суеверной математике», которой пользовались астрологи, а об основной природной науке – натуральной магии, которая противопоставлена суеверию. Она учит совершать поразительные вещи, используя природные силы …
Гуманистические взгляды
Философские работы Пико делла Мирандола о достоинстве человека раскрывают новый гуманистический смысл. Исходя из античных идей, Джованни связывает два понятия человека как микрокосмоса и как центра Вселенной с христианским воззрением на сотворение его. При этом он изменил коренной смысл последнего о том, что человек создан по образу и подобию Бога, подменяя его понятием о человеческой свободе. Пико утверждает, что человек сам является свободным творцом собственной природы.
По теории мыслителя, он обладает исключительной привилегией во всем, особенно в оценке величия мироздания, которое сотворено Богом. Привилегия дает будто право человеку возвыситься над всеми другими смертными. Образ всех остальных творений определён законами, написанными им. Философ утверждал, что человек созидает свой образ сам. Он мыслил категориями символической мысли. Конечно, Пико ошибался, шёл вопреки церковным канонам, смешивал все в одну систему противоречивых взглядов… Это объясняется лишь его пытливым умом и духом искателя… Он был горяч и молод, но имел отлично развитую способность к наукам.
Если говорить про идею философского труда Пико делла Мирандола о достоинстве человека, кратко раскрывая его смысл, становятся очевидными его истинные достижения. Этим выступлением Пико задумал антиципировать защиту девятисот тезисов. Оно должно было не только стать риторическим показом, представляющим учёное рассуждение, но и снабдить его замечательным предисловием. В этой теме Джованни являет квинтэссенцию всех основных идей. Учёный указывает на точку схождения всего многообразия форм и усилий. Если человек будет помещён в тот же самый интеллектуальный фокус, то он увидит себя как совершенно самодостаточное целое.
Микрокосмос
Труд Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека» не первое произведение, в котором поднимается проблема человеческого образа как микрокосмоса. Эти взгляды имеют очень древнее происхождение. Ещё в мифологии такие мысли чётко прослеживаются. Отличие Пико от других школ в том, что он не удовлетворяется интерпретацией этого образа в философских школах, которые говорят, что человек есть малый мир, где смешались тело, элементы и небесный дух, бессмысленное чувство и душа растений, ангельский ум и подобие Божие.
В своей речи философ обращается к человеку, говоря ему о том, что он свободен, что он способен не только спуститься к самой низкой ступени животности, но и способен подняться к высшей сфере божественного. Человек может быть тем, кем захочет, – именно так считал Пико делла Мирандола. Гуманизм мыслителя возвышал человека как причастника всему земному и небесному. Свобода выбора делает людей космически не закреплёнными, утверждая их творческую способность к самоопределению. Человек – сам себе скульптор, сам творит свою собственную судьбу. Будучи соединительной связью всей природы, её эссенцией, составленной из всех её соков, человек, познавая себя, познаёт в себе все.
Идея, проповедующая человека как собственного скульптора, добавляет новый смысл в религиозный взгляд на богоподобие. Согласно Джованни, Бог неспроста раз и навсегда отметил человека своею печатью и подобием своим. Образ и подобие Божии нужно заслужить, совершить подвиг. Способность к этому заложена в природе самих людей, что и есть величайший Божий дар. Человек не обладает как наследством, своим подлинным и глубочайшим бытием, но это бытие связано с его собственными действиями.
Восхождение
Пределом свободы людей, согласно взглядам учёного, являются законы природы. Если они нарушаются, то человек утрачивает достоинство и право господствовать над прочими творениями. С концепцией свободной воли тесно связано понимание счастья как высшего блага. Чтобы достичь естественного счастья, нужно овладеть собственной природой, осознать её совершенство.
На пути восхождения от низшего к высшему мыслитель Пико выделяет три этапа:
- познание этики для очищения от пороков;
- упражнения в диалектике и натурфилософии для улучшения разума;
- изучение теологии для постижения божественного;
Поднимаясь по лестнице познания, человек совершенствуется и достигает состояния счастья. Он осознаёт своё достоинство. Высшим достоинством для человека является развитие творческих способностей. Философия – это стезя к добродетели, а теология – путь к божественному откровению, высшему наслаждению. Учение Джованни имело огромное влияние на формирование направления религиозного течения и гуманизма в Европе. Под воздействие идей Пико попали такие мыслители, как Иоганн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Муциан Руф, Томас Мор и другие.
Тенденции развития философской мысли Пико очень близки к Фичино и Кузанскому Н. Вообще, гуманизму присуща принципиальная открытость человеческой культуры, её богатства. Можно сказать, что в полной мере она реализовалась в произведениях Джованни, причём достаточно последовательно, а учение Пико – определённый итог всей истории развития гуманизма. Однако если глубоко проанализировать явно неоплатонические взгляды философа, то в его суждениях часто прослеживается отсутствие свободомыслия, которое послужило причиной причисления его к гуманистам. Скорее всего, сам Пико отнёс бы себя к религиозным мыслителям. Ценность его учения заключается в том, что он обнажил узел противоречий в философии эпохи Возрождения. Безусловно, мысли Джованни наталкивают на размышление, однако все же не могут претендовать на истинные. Это плод его собственных изысканий в поиске истины, которая лишь приоткрыла свою завесу, а дальше философ смотрел на неё через собственную призму. Именно философия научила его зависеть от собственного мнения, а не от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не услышать зла, а о том, чтобы не сказать или не сделать его самому.
Похожие статьи
- Ажурный воротник крючком: фото и описание, схемы вязания, интересные идеи мастериц
- "Витрувианский человек": инженерный проект или высокое искусство
- Роман Александра Дюма "Граф Монте-Кристо": краткое содержание, тема, персонажи
- Томас Мор, "Утопия" – краткое содержание с цитатами
- Эразм Роттердамский и его вклад в философию
- Схемы, как обвязать край изделия крючком
- Испанский футболист Жерар Пике: биография, спортивная карьера и личная жизнь