Датчик положения коленчатого вала: конструкция и проведение диагностики
Датчик положения коленчатого вала служит для управления двигателем внутреннего сгорания. С его помощью электронный блок на микропроцессоре считывает информацию. Если конкретнее, то он определяет, в каком положении находится коленчатый вал, исходя из этого, видит, где расположены поршни в конкретный момент времени. Этот параметр необходим для правильной работы системы впрыска и газораспределения.
Основные свойства ДПКВ
Названий у этого прибора несколько, причем все равнозначны. Чаще всего встречается термин "датчик положения коленчатого вала", сокращенно - ДПКВ. Иногда его называют датчиком верхней мертвой точки, немного чаще - датчиком фаз или синхронизации. Но как бы его ни называли, поломка приводит к тому, что двигатель останавливается и не может продолжать работать. Причина в том, что именно он определяет, в какой момент времени необходимо пустить разряд на электроды свечей зажигания.
В том случае если двигатель остановился, не заводится, хотя даже резиновый ремень ГРМ целый и передает движение на распределительный вал, можно судить о неисправности ДПКВ. Кроме того, на приборной панели при выходе из строя датчика загорится контрольная лампа, сигнализирующая о наличии какой-либо неисправности в САУ. Чтобы правильно диагностировать этот прибор, необходимо знать принцип его работы и устройство.
Конструкция ДПКВ и его основные элементы
Датчик положения коленчатого вала ВАЗа имеет достаточно простую схему. В нем имеется несколько основных элементов:
- Намагниченный сердечник из стали.
- Каркас из капрона.
- Поверх каркаса проведена намотка медного тонкого провода в лаковой изоляции.
- Все элементы залиты компаундом.
Устанавливается ДПКВ в непосредственной близости от шкива коленчатого вала, на котором имеются зубья. Причем всего их должно быть 60, но в одном месте два вырезано. Благодаря этому промежутку блок управления видит, когда поршень первого цилиндра располагается в ВМТ.
Принцип действия датчика
В работе ДПКВ заложен принцип электромагнитной индукции. При вращении коленчатого вала шкив с зубьями двигается возле чувствительной поверхности датчика. В момент, когда металлический зуб проходит возле ДПКВ, в обмотке начинает генерироваться слабый импульс. Таких скачков тока за один оборот происходит 60 (по числу зубьев на шкиве). Но есть же небольшой промежуток, как было сказано ранее.
За счет того, что имеется зазор между зубьями, в определенный момент увеличивается интервал времени между импульсами. ЭБУ видит, что коленвал начинает делать следующий оборот. При этом датчик положения коленчатого вала 2110 отсчитывает 20 импульсов. Это как раз тот момент, когда в первом цилиндре поршень располагается в самом верхнем положении. Именно благодаря этому производится подача напряжения на электрод свечи.
Место установки датчика
Расположение его - со стороны механизма газораспределения. В этом месте находится шкив привода генератора, на котором нанесены зубья. Датчик находится со стороны двигателя, которая ближе к перегородке моторного отсека. Не очень удобное расположение, чтобы провести замену, потребуется снимать правое колесо. Подключение прибора к бортовой сети производится при помощи провода, длина его составляет 0,7 метра.
Между прочим, можно сделать нехитрую противоугонную систему, используя сигнал с датчика положения коленвала. Для этого достаточно в цепь включения его установить простое реле с нормально разомкнутыми контактами. В ключ зажигания вмонтировать небольшой, но сильный магнит, а в замок – геркон. Такая простая схема сможет обезопасить автомобиль от угона, так как малейшее искажение либо и вовсе прерывание сигнала с датчика приводит к полной остановке двигателя.
Диагностика неполадок
Сразу стоит отметить, что на работу датчика влияет множество факторов. Причем необходимо внимательно смотреть за тем, чтобы не было наводок от высоковольтных проводов. Если они будут, то на приборной панели может появиться ошибка, хотя двигатель будет работать в нормальном режиме. Наличие предупреждения вводит в заблуждение, так как никаких видимых признаков не появляется.
Для проверки вам потребуется только лишь мультиметр. Главное – иметь возможность измерить сопротивление обмотки датчика. Для этого отсоедините штекер и подключите к нему мультиметр. Значение сопротивления должно быть примерно 0,85-0,9 кОм. Если оно отклоняется от этого в любую сторону, то имеет место короткое замыкание между витками. Сигнал в итоге искажается, ЭБУ его не воспринимает. Также нередко случается и обрыв провода. В итоге сигнала нет вовсе.
Замена датчика
Чтобы снять старый и установить вместо него новый, вам потребуется поднимать правую сторону автомобиля. После этого выкручиваете болты на колесе, чтобы получить доступ к месту установки ДПКВ. По сути, датчик положения коленчатого вала, замена которого производится только по такой схеме, может быть демонтирован и без снятия колеса. Правда, удобства при этом нет. Поэтому лучше приподнять машину на домкрате.
Не забывайте при замене о том, что зазор между верхней частью зуба шкива и чувствительной поверхностью датчика должен быть в интервале 1-1,5 миллиметра. В противном случае работать правильно он не будет.
Вот что собой представляет датчик положения коленчатого вала. Цена его составляет примерно 300-350 рублей. Лучше всегда иметь в бардачке запасной, дабы его поломка не оказалась для вас неожиданностью.
Похожие статьи
- Машина не заводится на горячую: возможные неполадки и их устранение
- Почему на холостом ходу плавают обороты двигателя: возможные причины и способы решения проблемы
- Где находится датчик фаз и как его проверить?
- Принцип работы инжектора на автомобилях
- Метки зажигания. Как правильно выставить зажигание на автомобиле
- Угол опережения зажигания. Установка угла опережения зажигания
- Регулировка клапана ВАЗ-2114: порядок действий и необходимые инструменты