Метки зажигания. Как правильно выставить зажигание на автомобиле
Правильно отрегулированный момент зажигания является одним из определяющих факторов корректной работы бензинового двигателя внутреннего сгорания. Даже незначительные нарушения его регулировки приводят к потере мощности силового агрегата, увеличению расхода топлива, перегреву, возникновению детонационных процессов.
В этой статье мы поговорим о том, что такое метки зажигания, зачем они нужны, и как по ним выставить правильный момент воспламенения горючей смеси на примере восьми- и шестнадцатиклапанного двигателей ВАЗ-2110. Кроме этого, мы рассмотрим понятие угла опережения и разберемся, как его отрегулировать.
Почему так важен момент
Возгорание топливно-воздушной смеси в камере сгорания ДВС должно происходить четко в конце такта сжатия перед достижением поршнем верхней мертвой точки. Если же воспламенение начнется раньше этого момента (раннее зажигание), давление газов будет противодействовать движению поршня, вызывая детонацию. При возгорании в верхней мертвой точке происходит обратное явление. Позднее зажигание характеризуется воспламенением смеси при увеличивающемся объеме камеры сгорания, что приводит к уменьшению мощности силового агрегата.
Что такое угол опережения зажигания
Оптимальный момент зажигания достигается путем регулирования времени его опережения. Эта величина характеризуется углом поворота коленчатого вала, при котором на свечу подается напряжение до того, как поршень окажется в верхней мертвой точке. Естественно, она не может быть постоянной.
Для того чтобы определить нужную величину угла опережения, необходимо брать в учет качество топлива, так как от него зависит время горения смеси, а также количество оборотов двигателя.
Как регулируется угол опережения
В инжекторных автомобилях ВАЗ-2110 настройка зажигания осуществляется электронным блоком управления. Он получает необходимую информацию с датчика положения коленчатого вала и на ее основании определяет момент, когда нужно подавать искру. Но так происходит лишь тогда, когда фазы газораспределения выставлены правильно. В противном случае все может происходить с точностью до наоборот.
Настройка угла опережения в карбюраторных двигателях также производится в автоматическом режиме. Для этого служит вакуум-корректор. Принцип его работы заключается в изменении угла опережения в зависимости от количества оборотов двигателя. Происходит это за счет разницы в давлении, возникающем под дроссельной заслонкой карбюратора, с которым корректор соединен трубкой.
Кроме этого, угол опережения регулируется и вручную путем вращения крышки распределителя зажигания в ту или иную сторону. Это своего рода грубая настройка, позволяющая подстроить двигатель под качество топлива.
Что такое метки и зачем они нужны
Для удобства регулировки газораспределительных фаз на каждом автомобильном двигателе есть соответствующие метки зажигания. Они наносятся на элементы привода газораспределительного механизма.
Установка зажигания по меткам заключается в правильном их совмещении. Вы спросите, зачем это нужно? Суть совмещения меток заключается в том, чтобы правильно выставить фазы газораспределения. Если этого не сделать, распредвал с коленвалом будут вращаться несинхронно, что приведет не только к сбоям в процессе воспламенения смеси, но и к разрушению самого двигателя.
Когда нужно выставление зажигания по меткам
Настройка зажигания по меткам необходима при замене:
- ремня ГРМ (плановой или после обрыва);
- шестерни распредвала, помпы, натяжного ролика;
- шкива коленвала;
- маховика.
Кроме того, проверка и настройка зажигания производится при возникновении проблем со своевременным воспламенением смеси. Чаще всего такие неполадки являются причиной растяжения ремня ГРМ, или «слизывания» его зубьев. Если ремень «перескочит» хоть на один зуб по отношению к метке, двигатель будет работать в аварийном режиме.
Восьмиклапанный «инжектор» ВАЗ: метки зажигания
Восьмиклапанный двигатель «десятки» отличается простотой своей конструкции. Метки зажигания у него расположены на шестерне распределительного вала, на шкиве коленвала, а также на венце маховика.
Все эти элементы вращающиеся, и для того, чтобы отрегулировать искрообразование, их нужно выставить в определенном порядке при положении поршней первого и четвертого цилиндров в верхней мертвой точке.
Метка на шестерне распредвала в виде прилива должна совпадать с выступом (планкой) на задней крышке привода ГРМ. Такая же отметина есть и на шкиве коленчатого вала. Она должна быть совмещена с маркировкой в виде точки на крышке масляного насоса.
На венце маховика также имеется риска. Ее можно увидеть, если вытащить резиновую крышечку, закрывающую смотровое окошко на кожухе коробки передач. Отметина на венце при правильно выставленном зажигании обязана совпадать с такой же меткой на КПП.
Проверяем и регулируем метки на инжекторном восьмиклапаннике
Для регулировки зажигания понадобятся следующие инструменты:
- домкрат;
- баллонный ключ;
- ключ (головка) на 10;
- ключ на 13;
- ключ на 17;
- ключ на 19;
- большая шлицевая отвертка;
- фонарик.
Также желательно привлечь помощника.
Порядок выполнения работ:
- Устанавливаем автомобиль на горизонтально ровной поверхности. Блокируем задние колеса.
- Баллонным ключом отворачиваем болты крепления правого колеса, поддомкрачиваем его. Выкручиваем болты полностью, снимаем колесо.
- Открываем капот, головкой на 10 откручиваем три болта, крепящих переднюю защитную крышку привода ГРМ. Снимаем ее.
- При помощи ключа на 13 отпускаем гайку натяжителя ремня генератора, снимаем ремень.
- Используя ключ на 19, откручиваем гайку крепления шкива генератора. Для этого потребуется помощник, задача которого заключается в том, чтобы удерживать педаль тормоза в салоне при включенной пятой передаче. Когда все это будет сделано, у вас появится возможность увидеть все метки зажигания ВАЗ-2110.
- Прокручиваем переднее колесо так, чтобы прилив на шестерне распредвала четко совпал с выступом на задней крышке привода ГРМ. Когда они совместятся, берем фонарик и смотрим на положение метки на шкиве коленвала. Она должна указывать на контрольную точку, имеющуюся на крышке масляного насоса. Если и они совпали, не выпуская из рук фонарик, переходим к моторному отсеку и сравниваем положение риски на венце маховика. При правильно выставленном зажигании она также должна быть выровнена по метке, нанесенной на кожух КПП. В этом случае с фазами газораспределения все в порядке. Метки зажигания находятся на своих местах. Если же при совпадении отметин на распредвале и задней крышке, не совпадает прилив на шестерне коленвала с точкой на крышке масляного насоса, необходимо произвести регулировку.
- Ключом на 17 откручиваем ролик натяжителя ремня ГРМ. Снимаем ремень.
- Не трогая шестерни вала ГРМ, прокручиваем колесо до тех пор, пока метка на шкиве коленвала не совпадет с маркированной точкой.
- В смотровое окошко вставляем шлицевую отвертку таким образом, чтобы обездвижить маховик.
- Аккуратно, чтобы не сбить настройки, надеваем ремень на шестерню распредвала и шкив коленвала. Натягиваем ролик натяжителя и фиксируем его. Проверяем, не сбились ли метки. При необходимости повторяем процедуру.
Как по меткам выставить зажигание на шестнадцатиклапанном двигателе ВАЗ-2110
Для регулировки зажигания на «десяточном» инжекторном шестнадцатиклапаннике потребуются те же инструменты. Процесс настройки практически аналогичен, однако необходимо учитывать, что у этого силового агрегата не один, а два респределительных вала. Порядок работ следующий:
- Ставим машину на ровной площадке, блокируем колеса. Поддомкрачиваем ее со стороны переднего правого колеса. Снимаем колесо.
- В моторном отсеке демонтируем декоративную накладку на двигатель.
- Ключом на 10 откручиваем пять болтов, крепящих переднюю крышку привода ГРМ.
- Выше описанным способом демонтируем шкив коленвала.
- Сначала, прокручиваем колесо и сопоставляем метки на шестернях распредвалов с отметинами на верхней части задней крышки. Когда они совпадут, проверяем положение отметины на шкиве коленвала. Если она соответствует положению точки на крышке масляного насоса – с зажиганием все в порядке.
- Если же они не совпали, снимаем ремень ГРМ и проводим регулировку по выше описанному алгоритму для восьмиклапанника.
Особенности настройки зажигания в карбюраторном двигателе
Установка зажигания по меткам у карбюраторного двигателя осуществляется точно так же, как и у инжекторного восьмиклапанника. Единственное отличие – это необходимость ручной регулировки угла зажигания. В условиях станции техобслуживания она выполняется при помощи стробоскопа и тахометра.
Но можно провести настройку и «на глаз». Все, что потребуется для такой регулировки – это накидной ключ на 10. Алгоритм следующий:- Поднимаем капот и отпускаем ключом три гайки, прижимающие крышку распределителя зажигания к корпусу.
- Прокручиваем крышку так, чтобы метка на ней совпала с «нулевой» риской на шкале корпуса.
- Запускаем двигатель, прогреваем его до рабочей температуры.
- Прокручиваем крышку по часовой стрелке до того момента, когда двигатель начнет выдавать максимальное количество оборотов. После этого проворачиваем ее на половину деления влево.
- Садимся за руль, разгоняем автомобиль до 60-70 км/час на 4 передаче. Давим педаль газа резко вниз, слушаем двигатель. Если при этом наблюдается устойчивая детонация (стучат пальцы) – мы имеем слишком раннее зажигание. Останавливаемся и проворачиваем крышку еще немного против часовой стрелки. При правильно выставленном угле зажигания, когда мы давим на газ, детонация должна продолжаться не более 2 секунд, после чего двигатель, набрав обороты, продолжает работать в штатном режиме.
- Добившись нужного результата, закручиваем гайки крышки.
Похожие статьи
- ВАЗ 2109 трамблер: особенности, устройство, замена и рекомендации
- Как выставить зажигание правильно?
- Угол опережения зажигания. Установка угла опережения зажигания
- ВАЗ-2114: замена ремня ГРМ. Пошаговая инструкция
- Как отрегулировать зажигание на автомобиле?
- Замена ремня ГРМ ВАЗ-2109 своими руками
- Обслуживание ВАЗ-2110: меняем сами шкив коленвала