Предельный доход и условия его максимизации
Каждый предприниматель стремится к получению максимальной прибыли при любых рыночных условиях – будь то совершенная конкуренция или абсолютная монополия. Как достичь этого показателя, и каких условий следует придерживаться, мы рассмотрим в статье ниже.
Классификация и роль доходов
В общепринятом теоретическом понятии доходами свойственно называть определенный набор благ в денежном эквиваленте, который получают предприятия, домашние хозяйства или государства от совершения определенных сделок, представленных в оказанных работах тому или иному лицу. Иными словами, его также можно назвать результатом какого-то выполненного труда во благо. Их различают несколько разновидностей:
- то, что мы получаем на руки, – номинальный доход;
- то, что у нас остается после уплаты обязательных взносов, – располагаемый;
- в зависимости от того, сколько стоят сейчас различные товары, которые пригодятся нам в жизни, мы имеем реальный доход;
- сумма, получаемая предприятием от своей основной деятельности, называется валовым доходом;
- средневзвешенная выручка от оказанных услуг или проданных товаров называется средним доходом;
- дополнительный объем денежных средств, которые предприниматель получает от наращивания производства, – это предельный доход.
Чем отличается монополия от конкурентной среды
Мы должны понимать, что в зависимости от условий рыночной среды напрямую зависит уровень прибыли и политика поведения предприятия в целом. Так, предельная выручка монополиста и производителя-конкурента будут существенно отличаться друг от друга. Обратим внимание на рисунок ниже, на котором в качестве прямой Q отмечен уровень производства, а Р – линия издержек. Индексами m и с выделены условия производства монополиста и конкурента соответственно.
Мы видим, что предельный доход первого находится значительно левее, что говорит о возможности реализации максимально малого объема товаров по более выгодной стоимости. Таким образом, можно сделать вывод: чем меньше конкуренции на рынке, тем существенней стоимость товара растет.
Как максимизировать прибыль в конкурентной среде
В условиях совершенной конкуренции существует огромное количество таких производителей, которые, реализовывая свой товар, составляют лишь малую долю на рынке предложения. Поэтому в зависимости от смены объема собственных мощностей, цена на продукцию никоим образом не поменяется. В таких условиях предельный доход, так же, как и средний, будет напрямую равен совокупной цене товара. Поэтому для того, чтобы максимизировать прибыль в условиях здоровой совершенной конкуренции, необходимо провести количественный анализ взаимосвязи валовой выручки и издержек при различных объемах выпуска продукции. Это не всегда значит, что масса производства будет максимальной, нет.
Наоборот, предприниматель должен сокращать выпуск своей продукции до тех пор, пока валовая прибыль при фиксированном объеме постоянных предельных издержек, не будет в своей максимальной отметке.
Монополия и максимизация прибыли
Стоит понимать, что модель совершенного конкурентного рынка – это, скорее, идеализированное описание взаимосвязи спроса и предложения, которого в реальности не существует. Поскольку со стороны предложения всегда имеются нужные связи, информаторы о прочих производителях и многое другое, в то время как спрос зачастую подкреплен определенными предпочтениями потребителей к внешнему виду упаковки, качеству товара и прочим характеристикам. Гораздо чаще можно встретить пусть не совершенную, но частичную монополию, предельный доход которой достигается несколько иными путями. Поведение монополиста несколько отличается от того, как ищет свою максимальную прибыль участник конкурентного рынка.
Поэтому не зря их также называют искателями цен, поскольку к таковой они абсолютно не привязаны и методом собственных же проб и ошибок ищут оптимальное соотношение количества произведенного товара и стоимости, при котором можно получить максимальную выгоду и по-прежнему оставаться нужными потребителю.
Отраслевое равновесие как модель рынка
Необходимо также отметить, что существует такая модель конкурентного рынка, при которой достигается всеобщее равновесие, предельные значения выручки в данном случае достигают минимальных, но равных отметок для большинства представленных в отрасли производителей. Подобное явление имеет некоторые особенности и последствия:
- каждый производитель беспрекословно проводит уравнение издержек с ценой;
- при этом прибыль у каждого представителя отрасли находится в нулевой отметке.
Подобная ситуация возникает лишь тогда, когда спрос приравнивается к предложению и является скорей теоретической моделью и удачным примером, однако на практике не встречается.
Как достичь оптимального объема производства
Итак, как мы уже выяснили, производитель должен наращивать собственное производство до тех пор, пока уровень предельного дохода будет превышать совокупные издержки.
И только лишь тогда, когда последняя величина начнет доминировать над выручкой, необходимо остановиться на оптимальном объеме производства, которое будет приносить максимальную выручку. Но не стоит обольщаться и думать, что наиболее допустимый объем производства принесет самые высокие доходы. Дабы вычислить наилучшую комбинацию соответствия издержек и прибыли, необходимо, чтобы реализация предприятия соответствовала следующему условию: фирма прибыльна в том случае, если рыночная цена совокупной продукции выше, нежели общий объем издержек.
Похожие статьи
- Правила максимизации прибыли и минимизации издержек
- «Монополия»: правила игры
- Маржинальный анализ: понятие, методы расчета основных показателей
- Карта рассрочки "Халва" - отзывы, условия и особенности
- Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК): понятие, величина и порядок расчёта
- Маржинальный доход - важный экономический показатель
- Что можно продавать, чтобы заработать? Идеи для выгодного бизнеса