Как рассчитать транспортный налог? Транспортный налог для пенсионеров: льготы
Ежегодно десятки тысяч россиян становятся счастливыми обладателями автомототранспорта и водных судов. В наше время как никогда актуальны слова классика о том, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Потому и вопрос о том, как рассчитать транспортный налог, возникает отнюдь не редко.
Несмотря на неоднозначные мнения о дорожном налоге, платить его приходится всем владельцам без исключения, независимо от формы собственности. Возможно, в скором времени в средствах массовой информации появится новость об отмене налога на транспортные средства, но пока этого не произошло, каждый автовладелец заинтересован в получении объективной и достоверной информации.
Суть налога
Налог на транспортное средство – налог, относящийся к региональным, величину ставки по нему, а кроме того, период его выплаты и сроки предоставления отчётов определяют законодательные власти субъектов РФ. Таким образом, в различных местностях он значительно отличается. И фактически автовладельцы одинаковых автомобилей могут уплачивать в различных областях налог в два-три раза меньший, чем в других регионах. Кроме приведённых моментов, региональные законодатели определяют и льготы на применение подорожного налога, и условия получения этих льгот. Некоторые незащищенные слои населения вовсе освобождены от необходимости уплачивать налог, а некоторым местные законотворцы предоставляют существенные скидки.
По сути, законодатели утверждают, что денежные ресурсы, поступающие в бюджет региона в виде сборов дорожного налога, направляются на поддержание нормального состояния дорожных покрытий и строительство новых автотрасс.
Однако, исходя из принципов налогообложения, не вполне понятен такой момент, почему вовсе не учитывается при расчёте налога фактическое использование автотранспорта. А следовательно, наносимый им урон дорожному покрытию региона. Ведь нередка такая ситуация, когда автомобиль находится на стоянке, а владелец всё равно выплачивает за него подать. Тогда как в другой ситуации аналогичный транспорт используется почти круглосуточно, и налоговое бремя в обоих вариантах развития событий одинаково.
Плательщики
Плательщиками налога определяются граждане и организации – собственники единиц транспорта, поставленных на учёт в автодорожной инспекции должным образом. Транспортными средствами в рамках законодательства признаются такие виды транспорта:
- Легковые автомобили, обладающие мощностью двигателя больше ста л. с.
- Мотоциклы, мотороллеры.
- Автобусы.
- Самолёты, вертолёты.
- Яхты, парусные суда, катера, гидроциклы, моторные лодки.
Все перечисленные виды транспорта обязательны для госрегистрации в ГИБДД.
Ставка транспортного налога
Федеральными нормативными актами установлены примерные размеры ставок налога по различным видам транспорта. Реальный же объём причитающихся к уплате денежных средств устанавливается краями и областями РФ при условии, что ставки не должны быть уменьшены или увеличены больше чем в десять раз.
В ситуации, когда в каком-либо крае или области РФ не утверждён соответствующий закон о транспортном налоге, регулирующий объёмы ставки, в таком субъекте признаются действующими ставки, определённые в Налоговом кодексе РФ.
Пример по регионам
Для анализа различий в объёмах, причитающихся к выплате сумм в разных регионах России, составлена сводная таблица, где проанализированы ставки на транспортный налог по областям РФ на примере легкового автомобиля с мощностью двигателя 150 лошадиных сил.
№ п/п | Субъект РФ | Ставка налога | Налог за 150 л. с. |
1 | г. Москва | 45 | 6750 |
2 | г. Санкт-Петербург | 50 | 7500 |
3 | Республика Адыгея | 40 | 6000 |
4 | Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область | 14 | 2100 |
5 | Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Вологодская область, Ленинградская область, Новгородская область, Орловская область | 35 | 5250 |
6 | Республика Бурятия | 19,50 | 2925 |
7 | Республика Ингушетия, Забайкальский край, Новосибирская область | 10 | 1500 |
8 | Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Пермский край, Владимирская область, Воронежская область, Кировская область, Пензенская область, Саратовская область, Тамбовская область, Тюменская область, Ульяновская область, Кировская область | 30 | 4500 |
9 | Республика Калмыкия | 47 | 7050 |
10 | Республика Коми, | 20 | 3000 |
11 | Республика Мордовия | 25,9 | 3885 |
12 | Республика Саха (Якутия) | 13 | 1950 |
13 | Республика Северная Осетия-Алания, Республика Хакасия, Ставропольский край, Калининградская область, Мурманская область, Омская область, Оренбургская область, Ростовская область | 15 | 2250 |
14 | Республика Тыва, Чеченская Республика | 11 | 1650 |
15 | Удмуртская Республика, Алтайский край, Волгоградская область, Ивановская область, Рязанская область, Челябинская область | 20 | 3000 |
16 | Чувашская Республика | 19 | 2850 |
17 | Камчатский край, Архангельская область | 24 | 3600 |
18 | Краснодарский край, Белгородская область, Калужская область, Псковская область | 25 | 3750 |
19 | Красноярский край | 14,50 | 2175 |
20 | Приморский край | 26 | 3900 |
21 | Хабаровский край, Смоленская область, Еврейская автономная область | 16 | 2400 |
22 | Амурская область, Сахалинская область, Тверская область | 21 | 3150 |
23 | Астраханская область, Курганская область | 27 | 4050 |
24 | Брянская область | 18 | 2700 |
25 | Курская область | 22 | 3300 |
26 | Липецкая область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Чукотский автономный округ, г. Севастополь | 7 | 1050 |
27 | Иркутская область | 14,50 | 2175 |
28 | Костромская область | 26,80 | 4020 |
29 | Магаданская область, Томская область | 8 | 1200 |
30 | Московская область | 34 | 5100 |
31 | Нижегородская область | 31,50 | 4725 |
32 | Самарская область | 33 | 4950 |
33 | Свердловская область | 9,40 | 1410 |
34 | Тульская область | 25,40 | 3810 |
35 | Ярославская область | 28,10 | 4215 |
36 | Ненецкий автономный округ | 0 | 0 |
37 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 24,50 | 3675 |
Как видно из приведённого анализа, оплата транспортного налога в разных краях и областях может весомо различаться. Так, собственникам автомобиля в Ненецком автономном округе вовсе не придётся оплачивать какие-либо суммы. А вот владельцам автомобиля в г. Санкт-Петербурге придётся выложить по 50 рублей за каждую лошадиную силу.
Все эти ставки утверждены на региональном уровне. В каждой области и крае РФ введён свой нормативный акт о транспортном налоге. Налоговым законодательством предусмотрен такой момент, когда регион не принял соответствующий нормативный акт. Тогда ставка в этом субъекте остаётся на уровне рекомендованной федеральным законодательством. Например, на автомобиль с объёмом двигателя 150 лошадиных сил определена ставка в 3,5 рубля за л. с., то есть ежегодно уплатить нужно бы было 525 рублей. Но фактически на данный момент времени таких регионов, не принявших соответствующий закон, нет.
Налог для граждан и для предприятий
Существуют различия в процедуре расчёта и перечисления налога в зависимости от формы собственности владельца. Так, собственники транспортного средства – юридические лица должны собственными силами исчислить и перевести в бюджет региона денежные средства, а за физических лиц эту работу берёт на себя налоговая инспекция и ежегодно письменно уведомляет владельца транспорта о размере причитающейся к уплате суммы.
Кроме самостоятельного расчёта и перечисления платежей, налогоплательщики – юридические лица должны в срок до 1 февраля следующего за отчётным года предоставить инспекторам декларацию.
Совет
Если уведомление о размере платежа владельцу - физическому лицу не пришло, это вовсе не значит, что оплата транспортного налога необязательна. Задолженность за собственником всё равно будет рассчитана автоматически, и при неуплате владельца транспорта могут ждать серьёзные неприятности. Например, проблемы с выездом за границу. Причём незнание о том, что существует задолженность по транспортному налогу, никак не облегчит ситуацию, и до уплаты все полагающихся платежей выехать так и не удастся.
Чтобы не оказаться в таком неприятном положении, рекомендуется при отсутствии уведомления самостоятельно обратиться в инспекцию. Сделать такой шаг возможно по интернету в онлайн-приёмной вашей инспекции. Приложите к сообщению сканированные правоустанавливающие документы на транспорт.
Сроки уплаты транспортного налога для физических лиц определены в период до 1 октября года, идущего за отчётным. Уведомления приходят с апреля по сентябрь. Если к концу сентября конверт из инспекции так и не пришел, обратитесь к налоговикам сами, не усугубляя ситуацию.
Стоит отметить, что в ситуации просрочки платежа на владельца обычно налагается штраф в объёме 20% от суммы налога, не поступившей вовремя в бюджет. Также возможно начисление пени ежедневно за всё время просрочки.
Как рассчитать транспортный налог
Если владелец транспорта не гражданин, а предприятие, рассчитывать налог необходимо самостоятельно по приведённой ниже формуле:
- Величина транспортного налога = количество лошадиных сил в транспортном средстве х налоговую ставку х (количество месяцев владения транспортом в отчётном периоде : 12).
Кроме того, если стоимость транспортного средства превышает 3 миллиона рублей, при расчёте должны быть применены повышающие коэффициенты, согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ. Такие повышающие коэффициенты введены для транспорта стоимостью от трёх миллионов рублей и могут увеличить величину транспортного налога от 10 до 300%, т. е. максимально в три раза.
Пример
Ниже наглядно представлено, как рассчитать транспортный налог на автомобиль в ситуации владения им полный год, неполный год и в варианте, когда его стоимость превышает три миллиона рублей.
1. Расчёт транспортного налога без учёта корректировки увеличивающих коэффициентов за полный календарный год владения.
ООО «Антарес» держит на балансе транспортное средство – легковой автомобиль Toyota Land Cruiser Prado, 2010 года выпуска, стоимостью 2,8 миллиона рублей. На учёт в ГИБДД г. Москвы транспорт был поставлен в 2012 г. Объём двигателя составляет 185 л. с. Налог будет рассчитываться нижеприведенным способом.
- Величина транспортного налога = количество лошадиных сил в транспортном средстве (185) х налоговую ставку (в г. Москве для автомобилей с объёмом двигателя от 150 л. с. до 200 л. с. она равна 45 х количество месяцев владения транспортом в отчетном году : 12 (12 : 12 = 1):
185 х 45 х 1 = 8325.
Уплата транспортного налога в данном примере должна быть произведена в размере 8325 рублей.
2. Расчет транспортного налога без применения увеличивающих коэффициентов за неполный календарный год владения.
ООО «Антарес» приобрело в 2014 году транспортное средство Toyota Land Cruiser Prado, 2010 года выпуска, стоимостью 2,8 миллиона рублей. Автомобиль был поставлен на учёт в ГИБДД г.Москвы в апреле 2014 года. Объём двигателя составляет 185 л. с. Как рассчитать транспортный налог в такой ситуации, представлено в формуле:
- Величина транспортного налога = количество лошадиных сил в транспортном средстве (185) х налоговую ставку (в г. Москве для автомобилей с объёмом двигателя от 150 л. с. до 200 л. с. она равна 45 х количество месяцев владения транспортом в отчетном году : 12 (9 : 12 = 0,75).
185 х 45 х 0,75 = 6244.
3. Расчет транспортного налога с учетом увеличивающего коэффициента за полный календарный год владения.
ООО «Антарес» держит на балансе транспортное средство Mercedes-Benz Viano, 2013 года выпуска, стоимостью 4,3 миллиона рублей. На учёт в ГИБДД г.Москвы транспорт поставлен в 2013 году. Объём двигателя составляет 258 л. с. Налог будет рассчитываться следующим образом:
- Величина транспортного налога = количество лошадиных сил в транспортном средстве (258) х ставка транспортного налога (в г. Москве для автомобилей с объёмом двигателя от 250 л. с. равна 150) х количество месяцев владения транспортом в отчётном году : 12 (12 : 12 = 1) х увеличивающий коэффициент (для данного транспорта согласно п. 2 ст. 362 НК РФ равен 1,3).
258 х 150 х 1 х 1,3 = 50 310.
4. Расчет транспортного налога с применением увеличивающего коэффициента за неполный календарный год владения.
ООО «Антарес» приобрело в 2014 году транспортное средство Mercedes-Benz Viano, 2013 года выпуска, стоимостью 4,3 миллиона рублей. Автомобиль был поставлен на учёт в ГИБДД г. Москвы в июне 2014 года. Объём двигателя составляет 258 л. с. Как рассчитать транспортный налог в таком случае, представлено в формуле:
- Величина транспортного налога = количество лошадиных сил в транспортном средстве (258) х налоговую ставку (в г. Москве для автомобилей с объёмом двигателя от 250 л. с. она равна 150) х количество месяцев владения транспортом в отчетном году : 12 (9 : 12 = 0,75) х корректирующий коэффициент для легковых автомобилей стоимостью больше трёх миллионов рублей (1,3).
258 х 150 х 0,5 х 1,3 = 25 155.
Льготы по транспортному налогу
Федеральным законодательством предусмотрена возможность установления региональными властями различных льгот по дорожному налогу. Вводить либо нет подобные льготы и в ситуации, когда вводить и в каком объёме или для каких слоёв населения, решают законотворцы регионов. Как правило, почти все регионы оговорили в своих нормативных документах сниженный дорожный налог для пенсионеров, ветеранов войны, инвалидов и прочих наименее защищённых слоёв населения.
Ознакомиться с полным списком применяемых в определённом регионе льгот есть возможность на сайте своей инспекции. В качестве примера рассмотрим дорожные льготы по региону РФ – Ставропольский край.
Согласно Закону Ставропольского края «О транспортном налоге» (в варианте нормативного акта от 10.10.2013 № 82-кз) обязательство по перечислению взносов за транспорт полностью снимается с нижеприведённых слоёв населения, предприятий и транспортных средств в размере одной единицы транспортного средства:
- Инвалиды.
- Лица, пострадавшие от радиации во время катастрофы в Чернобыле.
- Боевые ветераны, участвующие в различных локальных конфликтах.
- Участники ВОВ.
- Общественные объединения инвалидов и коммерческие предприятия, учредители коих полностью состоят из таких общественных объединений, в случае когда число работников-инвалидов представлено не меньше половины от всех сотрудников.
- Транспортные средства, используемые предприятиями и индивидуальными предпринимателями для доставки своих сотрудников к месту труда и обратно при условии, что число мест для пассажиров в них не меньше 20.
- Религиозные объединения и структуры.
Частично снижается размер перечисления дорожного налога в отношении следующих категорий населения и транспортных средств:
- Транспортный налог для пенсионеров, владеющих легковым автосредством с мощностью до 100 л. с., уменьшен на 50% в отношении одной единицы транспорта.
Чтобы иметь возможность воспользоваться приведёнными выше льготами, налогоплательщикам физическим лицам и организациям следует подать налоговым инспекторам письмо с перечислением желаемых льгот и приложить все документы, подтверждающие наличие у них такого права.
Транспортный налог (Москва) предоставляет дорожные льготы немного шире, кроме перечисленных граждан и предприятий они включают в себя такие слои населения и организации:
- Предприятия, производящие пассажирские перевозки по городским маршрутам (не включая такси) в отношении всех автотранспортных средств, участвующих в осуществлении такой деятельности.
- Резиденты ОЭЗ «Зеленоград» на все автотранспортные средства, стоящие на их балансе сроком на пять лет с момента, когда автотранспортное средство должным образом зарегистрировано.
- Бывшие малолетние заключённые концентрационных лагерей и гетто.
- Один из родителей ребёнка-инвалида либо один из родителей многодетной семьи.
- Все собственники легкового автотранспорта с мощностью меньше семидесяти л.с. на одну единицу такого транспорта.
Транспортный налог для пенсионеров г. Москвы, напротив, окажется весомее, чем в Ставропольском крае, и будет составлять 100% от общей ставки.
Сравнение практики других стран
Россия далеко не единственная страна, в которой автовладельцам приходится делиться своими средствами с государством за право обладать транспортом. Во многих зарубежных странах есть аналоги нашего дорожного налога. Но есть и страны, где такие сборы отменены. примером может служить Франция. Там дорожный налог существовал более полувека и был отменен около 15 лет назад под давлением общественности. Особо интересным является тот факт, что налог собирался вовсе не для поддержания дорог в нормальном состоянии и не для строительства новых. Изначально он был введён для поддержания малоимущих пенсионеров в условиях кризиса... Но кризис прошел, а налог остался на полвека.
Законопроекты и тенденции
Транспортный налог в 2014 году вызвал немало споров и дебатов. Во многих регионах России проводились митинги автомобилистов за отмену налога. Такие акции проводятся регулярно на протяжении уже многих лет. И вот, казалось бы, уже ставшая привычной ситуация, когда граждане выступают, а правительство их не слышит, изменится.
В мае 2015 года в Государственную думу был внесён законопроект об отмене транспортного налога. Возможно, уже в скором времени вопрос о том, как рассчитать транспортный налог на автомобиль, полностью потеряет свою актуальность. Авторы этой инициативы предлагают решать вопросы о финансировании дорожного строительства и поддержания дорог не за счет автовладельцев, а за счет корректировки акцизов на топливо. Внесённый законопроект был зарегистрирован и направлен в комитет по бюджету и налогам для дальнейшего рассмотрения и принятия решения о выносе его на голосование депутатов.
Но пока законопроект не принял статуса закона, гражданам продолжают приходить по почте уведомления о необходимости уплатить налог, который рассылает налоговая. Транспортный налог всегда был одним из неоднозначных и вызывающих бурную полемику в обществе. Остаётся надеяться, что отмена его не за горами, государство услышит миллионную армию автовладельцев, и соответствующий закон будет принят.
Похожие статьи
- Транспортный налог: учет. Льготы по транспортному налогу (город Москва)
- Транспортный налог в России: за что, кто и сколько?
- Налоги на автомобили для пенсионеров: правила расчета и назначения льгот
- Когда платить транспортный налог на машину?
- Дорожный налог и его расчет
- Как исчисляется налог на автомобиль и кто его уплачивает?
- Что будет, если не платить транспортный налог: возможные варианты развития событий, последствия