Линкор «Миссури»: характеристика, чертежи

0
0

В развитии американского морского флота важная роль отводится такому классу кораблей, как линкоры. Именно они вынесли на себе всю тяжесть морских сражений Второй мировой. Об одном из известнейших американских линкоров, а именно - линкоре "Миссури", сегодня пойдет речь.

Концепция линкора

Линкор изначально задумывался как основной корабль для несения морской службы и проведения боевых операций. Это были большие корабли, оснащенные самым большим на тот момент калибром, имели высокие боевые характеристики, усиленное бронирование и мощные двигатели. Самым совершенным типом кораблей этого класса считаются американские линкоры семейства "Айова".

линкор миссури

Именно эти корабли сумели достичь максимальной гармонии между такими показателями, как скорость, бронирование и вооружение. Они являлись точкой в развитии класса и были последними его представителями. Было запланировано 6 кораблей, однако построили лишь 4 - "Миссури", "Нью-Джерси", "Висконсин", "Айова". Еще 2 корабля - "Иллинойс" и "Кентукки" - так и не достроили. Такая инициатива руководства ВМФ США поясняется тем, что Япония запустила в производство семейство тяжелых линкоров "Ямато". Корабли класса "Айова" и должны были противостоять им.

Боевой корабль ВМФ США Missouri (BB 63) - нелегкий путь, история, судьба

Когда вспоминаешь класс линкоров, приходит на ум несколько кораблей этого класса, которые имели историческое значение. В их числе точно будет и американский линкор "Миссури". Чертежи корабля дают возможность увидеть, что это был гладкопалубный линкор с тремя орудийными башнями и сильно развитой центральной надстройкой. Но не только боевые подвиги делают этот корабль таким важным, ведь он оказал влияние не только на ход мировой истории, но и на развитие кораблестроения. Знаменитое судно строили 4 года - с 1940 по 1944. На его постройке работали примерно 10 000 человек. При спуске на воду кораблю присвоили имя "Миссури"и номер BB 63. Сама команда впоследствии дала ему прозвище "Большой Мо". На тот момент он являлся самым большим судном, состоящим на вооружении флота США. Кроме того, он является крупнейшим боевым кораблем ВМФ США и по сей день, его рекорд так и не побит.

Линкор "Миссури" - характеристики

американский линкор миссури

  • Водоизмещение (фактически - вес корабля) - 48 300 тонн.
  • Длина корпуса - 270,5 метров.
  • Ширина - 33 метра.
  • Осадка в воде - 11 метров.
  • Максимальная скорость корабля - 33 узла (61 км/ч).
  • Силовая установка - Т3А (4 штуки) мощностью 200 000 л. с..
  • Экипаж - 1851 матрос и офицер (в зависимости от задач, возложенных на корабль, это число могло меняться).

Вооружение линкора

  • Пушки калибра 406 мм - 9.
  • Пушки калибра 127 мм - 18.
  • Зенитные установки калибра 20-25 мм - более 100.
  • Противокорабельные комплексы типа "Гарпун" - 16.
  • Ракеты класса "Томагавк" - 32.
  • Зенитные установки "Фаланкс" калибра 20 мм - 4.
  • Зенитно-ракетные комплексы "Стингер" - 5.

Вооружение корабля вполне соответствовало таким впечатляющим размерам: главный калибр линкора "Миссури" - мощные 406-мм пушки, которых было по три в каждой орудийной башне. Всего таких башен было тоже три. Помимо этих орудий, корабль обладал также 127-мм пушками для поддержания постоянного огня, всего их было 18.

Еще одна особенность конструкции "Миссури" - почти абсолютная защита от всевозможных авианалетов. Более сотни 20 и 25-мм автоматических зениток превосходно отражали атаки японских камикадзе. Да и все жизненно важные отсеки - орудийные погреба, машинное отделение, борта - были надежно защищены броней, максимальная толщина которой составляла 15 см. К примеру, во время боев за остров Иводзима смертники несколько раз атаковали корабль. Линкор "Миссури" вследствие этих атак никаких серьезных повреждений не получил.

модель линкора миссури

Участие во Второй мировой войне

Корабль успел принять участие в завершающем этапе Второй мировой войны. При его поддержке проводились многие десантные операции или битвы - пролив Улити, Окинава, Иводзима. Его мощные пушки эффективно подавляли японские укрепленые пункты, тем самым прикрывая наступающую пехоту. При залпах корабль сильно раскачивался, а реактивные снаряды высасывали весь воздух из орудийных башен при выстреле. Звуки от выстрела были такими, что многих моряков (несмотря на то, что они прошли специальную подготовку) пришлось госпитализировать, так как им было очень плохо.

Также корабль вошел в историю благодаря тому, что на его борту была подписана безоговорочная капитуляция Японии, и так завершилсь Вторая мировая война. Это случилось 2 сентября 1945 года.

линкор миссури чертежи

Послевоенная жизнь линкора

После окончания боев с Японией "Миссури" еще некоторое время находился на службе. Так, в 1947 году президент Трумэн совершил на нем дипломатическое плавание, во время которого линкор пересек экватор и в конце концов причалил к берегам США. Впоследствии президент очень тепло отзывался о времени, проведенном с командой. Следует выделить и тот момент, что к матросам, которые служили на кораблях класса "Айова", всегда относились с большим уважением. Возможно, причина в том, что тяжелая работа в условиях тропической жары требовала от каждого максимума усилий.

линкор миссури характеристики

После этого славный корабль перевели в резерв. Здесь его постигла первая неудача - в январе 1950 года проводились учения в Чесапикском заливе. Здесь "Миссури", производя маневры, сел на мель. Повреждения были серьезными - три топливные цистерны оказались пробиты камнями. Поскольку корабль был набит всевозможными боеприпасами и прочим грузом (примерно 11,7 тысяч тонн), были проведены срочные работы по его разгрузке. Первые попытки сняться с мели не увенчались успехом, но уже в феврале корабль пришвартовался в доке Норфолка, где его ремонтировали целых 5 дней.

Участие в вооруженных конфликтах конца 20 века

С началом Корейской войны "Миссури" отправился на боевой патруль в южнокорейские воды. Это единственный корабль, который прошел все три года боевых действий (1950 - 1953), не покидая пост. За это его отметил корейский президент. В 1955 году корабль снова вывели в резерв.

После этого линкор, согласно программе Министерства обороны, был законсервирован и примерно 40 лет простоял в доках. Однако к 1980 году у правительства возникла нужда в мощных и быстроходных кораблях (тогда Холодная война достигла своего апогея). В связи с этим линкоры класса "Айова", в том числе и "Миссури", были расконсервированы и капитальным образом переоснащены и модернизированы. Основной калибр, конечно же, не трогали, а добавили только актуальное стратегическое вооружение - крылатые ракеты "Томагавк", специальные противокорабельные ракеты, автоматизированные зенитные установки. Стоит отметить то, что все линкоры прекрасно сохранились, несмотря на 40 лет простоя. Впоследствии боевая группа, и линкор "Миссури" в частности, несла службу во многих конфликтах - поддерживала пехоту и наносила удары по войскам Вьетконга во время Вьетнамской войны, локализировала боевые действия во время Фолклендского конфликта.

Конец боевой службы - последняя операция

Именно с "Миссури" связан последний боевой выход в море корабля-линкора. Это случилось в 1991 году во время боевых действий в районе Персидского залива. Его пушки заговорили в последний раз, когда он оказывал помощь войскам коалиции при операции "Буря в пустыне".

главный калибр линкора миссури

Итак, 17 января 1991 года. В 1:40 с "Миссури" запускают две ракеты "Томагавк". Что примечательно, это первый опыт стрельбы ракетами с корабля подобных размеров, при этом на большую дальность - цели находились на территории Ирака и Кувейта на удалении примерно в 1400 км. Вместе с тем старые, но все еще эффективные главные орудия открыли яростный огонь по порту Ханжи на территории Саудовской Аравии. Залпы производились каждые 15 секунд. Поскольку все действия линкора - перемещение и стрельба, координировались БПЛА с воздуха, то "Миссури" не получил ни единого повреждения. Вражеские позиции накрыло море огня, ведь мощность 406-мм орудий в сочетании с современными системами наведения была поистине разрушительной. Эти залпы стали прощальным салютом и закатом века линкоров, которые вынесли на себе тяжесть многих сражений и боевых дежурств, доказав, что линкор - это эффективное и грозное оружие.

Но приближался век авианосцев, так что линкор "Миссури" завершал свою службу. В 1992 году его вывели из состава действующего флота. Перед своим "уходом в отставку" линкор совершил памятное путешествие к берегам Японии, к тому месту, где закончилась Вторая мировая. После этого он направился к родным берегам. В порту Лонг-Бич с него сняли все вооружение и важное оборудование. Сейчас он находится на пожизненной стоянке в порту Перл-Харбор на Гавайских островах и является кораблем-музеем. Он интересен не только в силу своей известности, но также и потому, что является единственным оставшимся в рабочем состоянии кораблем класса линкоров. Также он интересен и для моделистов, которые, благодаря современным технологиям, могут собрать модель линкора "Миссури" у себя дома и добавить ее в свою коллекцию боевых кораблей.

корабль линкор миссури

Итоги

Как мы видим, линкоры, в числе которых был и "Миссури", являлись грозным и эффективным оружием, которое не раз спасало солдат во время различных конфликтов середины и конца 20 века. Однако после Второй мировой они устарели и являлись, скорее, красивой игрушкой в руках правительства США, чем выполняли свою основную функцию.