Клиповое мышление, его плюсы и минусы

0
0

Мы много слышали о разных свойствах и видах мышления. Например, дети начинают мыслить образами, затем осуществляют определенные действия. В зависимости от этого возникают и такие понятия, как наглядно-образное, наглядно-действенное мышление. В последнее время психологическая наука дополняется новыми терминами.

клиповое мышление отличается

Что такое клиповое мышление, почему оно так называется?

В последнее время жизнь стала ускорять свой темп, вдогонку за ней бегут и люди. Сама обстановка вокруг заставляет нас подстраиваться под новые разработки науки и техники. Вследствие этого возникают новые феномены. Одним из таких является клиповое мышление – процедура воспроизведения множества различных свойств элементов без учета связи между ними, что характеризуется фрагментарностью информационного потока, нелогичностью, полной разнородностью поступающих данных, высоким темпом переключения между частями, отрывками данных, отсутствием полной картины восприятия окружающей среды.

Основной инструмент клипового мышления

В основном люди связывают термин "клип" с музыкой или видео. Надо сказать, что это правильно, ведь он расшифровывается как "отсечение; вырезка (из газеты); фрагмент (из кинофильма), нарезка". Термин "клип" подталкивает читателя, как правило, к построению образа музыкального видеоролика, где видеоряды являются слабо связанными между собой различными образами.

По правилу создания музыкального клипа конструируется и клиповое мышление, то есть люди воспринимают реальность не целостно, а как цепь совсем не объединенных между собой фрагментов, новостей, событий. Обладатели клипового мышления испытывают трудности и не могут проанализировать любые сложившиеся обстоятельства, ведь их изображение не удерживаются в памяти надолго, они сразу пропадают, а на их место тут же поступают новые (это как бесконечный процесс переключения телеканалов, просмотр новостей, рекламных роликов, трейлеров к фильмам).

клиповое мышление отличается образностью

Чем отличается такой вид мышления от понятийного?

Клиповое мышление отличается от понятийного скоростью переработки информации. Человек быстрее воспринимает, но не надолго сохраняет в своей памяти информацию. Понятийный медленнее, чем клиповый тип мышления, но является более доскональным. Но в каждом из них есть свои положительные и отрицательные стороны.

Этот новый тип мышления дает возможность мгновенно находить выходы в критических ситуациях и на уровне интуиции принимать правильное решение. У людей с понятийным мышлением в критические моменты может наступить шоковое состояние, так как они не могут быстро обработать огромное количество внезапно свалившихся на них данных.

Клиповое мышление отличается образностью, для него слова – груз. Это предоставляет возможность осознать, но не дает конкретизации. А понятийное мышление предоставляет конкретику, но является слишком медленным и консервативным. Можно загрузить голову информацией, очень верной и нужной в данное время, но потом эти данные могут быть уже бесполезными. Клиповое мышление отличается от понятийного широкой направленностью, оно не дает огромному многообразию факторов соединиться в единое целое.

Роль научного прогресса в формировании клипового мышления

феномен клипового мышления

В человеческом разуме феномен клипового мышления образуется не с рождения. Он формируется при продолжительной обработке большого количества данных в дробном виде через рекламные ролики и социальные сети. Происходит процесс деградации, люди с клиповым мышлением не в состоянии провести глубокий логический анализ и не в состоянии решить довольно сложные задачи. Представители телевидения, которые и пропагандируют клиповое осознание, преподносят это как некий прорыв в эволюции мышления.

Клиповое и понятийное мышление в сочетании создают равновесное состояние мозга, в котором осуществляются мыслительные процессы, без слов, но конкретно, человек сразу все видит и понимает, является гибким, раскованным, но не поверхностным, сочетает в сознании захват с углублением в суть. Скорость мыслей равновесного мышления намного быстрее клипового. Человек, освоивший данный тип мышления, сможет преуспеть в любых отраслях человеческой деятельности. Особенно полезно такое мышление для молодого поколения, у которого привычными и постоянными спутниками жизни являются смартфоны, телефоны, компьютеры, социальные сети, но только если при этом он не будет убегать от реального мира. С таким типом мышления человек не будет испытывать страх перед будущим. Ведь что более всего устрашает человека – это неопределенность, возникшая из осколочного восприятия, не дающего целого образа, а только нарезки – клипы.

Клиповое мышление и его плюсы

Как почти у каждого феномена, возникающего в последние годы развития общества, так и у клипового мышления есть свои положительные и отрицательные стороны. Они разнообразны, поэтому целесообразно будет разобрать их подробно.

  1. Ускорение реакции человека. Развитие технологий и науки приводит общество к ускорению жизни. Человек, который читает книги, находится в своем мире. Ему по большому счету все равно, как идет время и что происходит вокруг. Он все свое внимание посвящает сюжету книги и развитию событий в ней. Напротив, человек, сидящий перед каким-либо экраном, учится быстро реагировать на вновь возникающие сообщения, картинки. Он схватывает на лету все, что происходит на экране. Его уже раздражают задержки в работе интернета или когда его отвлекают. Ведь он весь там - в виртуальном разнообразном мире. С такой практикой увеличивается скорость реакции человека на те или иные возникающие образы.
  2. Наряду с минусами есть один замечательный плюс клипового мышления для нашего мозга и психики. Наш век изобилует разнообразной информацией. Чтобы не перегружать работу мозга, человек как бы защищает себя через клиповое мышление. Это своего рода адаптационный механизм к повышенной информационной нагрузке, которая существует вокруг нас. Таким образом наше сознание безболезненно подстраивается под постоянно меняющиеся информационные обстоятельства.
  3. Существует древний рассказ о том, как Юлий Цезарь добился многого в своей жизни. У него была редкая способность делать 7 дел одновременно. В наш век высоких информационных технологий стало реальным достижение такой же способности, как и у Юлия Цезаря. Благодаря клиповому мышлению человек учится выполнять несколько дел одновременно. У него развиваются навыки многозадачности. Вспомните сами, когда вы последний раз общались в социальной сети, наверняка вы еще слушали музыку, обдумывали ответ, набирали его на клавиатуре и, скорее всего, просматривали некоторые интересные фотографии. Кроме того, некоторые еще умудряются попутно делать уроки, работать, что-то редактировать и так далее.

Отрицательные черты этого вида мышления

клиповое мышление современных детей

Кроме положительных черт, клиповое мышление имеет ряд отрицательных характеристик. Нужно отметить, что их даже больше, чем положительных. Многие спрашивают о том, как научиться клиповому мышлению. Но нужно ли полностью посвящать себя этому, может быть, лучше развивать другие мыслительные процессы? Ведь у такого мышления есть свои минусы.

  1. Теряется концентрация на информации и ее анализе. С развитием ускоренного и многозадачного мышления человек утрачивает способность мыслить концентрированно, пытаясь найти правильные подходы к проблеме и выход из нее. Такое явление может серьезно помешать успешности на работе, так как такие свойства мышления, как анализ, выделение главного, умение делать обобщение и выводы, постепенно становятся непосильной задачей для человека. Теряется последовательность рассуждений, сложно понять мысль, которую такой человек желает выразить.
  2. Клиповое мышление затронуло самый незащищенный слой населения - детей. Учителя давно заметили, что, научившись мыслить поверхностно, дети не могут понимать и вникать в ход чужих мыслей. Из-за этого затрудняется их учеба в школе, в частности, хромает написание изложений и пересказы текстов. У них хорошая кратковременная память, но длительно удержать информацию в голове они не могут. Ученики еще "выезжают" за счет готовых домашних заданий и коротких пересказов, но что будет дальше, никто не может точно спрогнозировать.
  3. Увлекаясь восприятием краткосрочной информации, люди не вникают в ее суть, поэтому становятся чувствительными и восприимчивыми к разного рода манипуляциям. В наше время реклама является мощным двигателем продаж. Почему? Человек, воспринимая красочные картинки и короткие слоганы рекламы, теряет способность анализировать, он не ориентируется в том, действительно ли необходим этот предмет в обиходе. После "удачно-неудачной" покупки человек не может понять, почему она не доставляет ему радости, как в первые минуты желания после просмотра рекламного ролика. Все дело в эмоциях, затуманивших разум, и неспособности вовремя правильно среагировать на манипуляцию.
  4. Еще одним важным минусом стала потеря человеком чувствительности к чужим проблемам и переживаниям. "Проглатывая" рекламные ролики, короткометражные истории с интернет-порталов, телевизоров и других источников, человек теряет сочувствие. Особенно в интернете ролики никто активно не контролирует, поэтому жестокость, черствость, равнодушие к чужому горю постепенно поселяются в сердцах людей. Даже если и сохраняется человечность, то за стеной всеобщего безразличия и жестоких комментариев она теряет свою действенность. Клиповое мышление характеризуется кратковременной реакцией без каких-либо действий.

Борьба с формированием клипового мышления

как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления

Ученые некоторых стран бьют тревогу по поводу тотального развития этого вида мышления у людей. В некоторых областях и странах уже активно проводятся различные психологические занятия и тренинги для борьбы с ним. На этих занятиях основной целью тренера является воссоздать, сформировать навык анализа информации, ее усвоение за счет высокой концентрации внимания и хорошо развитой долговременной памяти. В некоторых случаях детей приходится лечить медикаментозными методами, чтобы противостоять развитию такого феномена, как клиповое мышление. Как бороться с ним? Есть некоторые несложные методы, которыми может вооружиться каждый родитель в борьбе с клиповым мышлением у своего ребенка.

Чтение как основной метод противостояния клиповому мышлению

клиповое и понятийное мышление
Чтение всегда человека делало умным, разносторонне развитым, интеллектуальным и мудрым. В век развития поверхностного мышления чтение как нельзя лучше спасает мир от деградации и тупости. При этом важно читать не все подряд, а классическую литературу. Именно она развивает мышление, память, внимание. Произведения классиков учат анализировать информацию, делать умозаключения, обобщения и выводы. Полезно также читать философские труды. Но клиповое мышление современных детей не дает им понять, о чем речь. Им очень сложно понимать суть произведения.

Первая проблема, с которой может столкнуться человек, читая классическую литературу, заключается в нехватке усидчивости. С этим можно просто справится, постепенно продлевая время чтения. Начать, к примеру, с 5-7 минут в день, затем продлевать это время до 30-40 минут и так далее. Затем важно контролировать себя, спрашивать себя о том, что сегодня прочитал, что понял. Выводы и мысли нужно оформлять в тезисы.

Еще хорошо развивает понятийное мышление "метод парадоксов": человеку даются два взаимоисключающих утверждения, из них он должен выбрать одно. Здесь подключается работа свойств мышления и памяти.

Отдых от информации тоже необходим

клиповое мышление

Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления? В информационно насыщенный век важно давать своему головному мозгу время для перезагрузки. Достаточно одного дня в 2-3 недели без телевизора, компьютера, новостей и любой другой информации. В этот день можно заняться любимым делом или арт-терапией (рисование, музыка, лепка из пластилина и так далее).

Также важно следить за тем, какую информацию поглощает наш мозг, чем мы его заполняем. Важно не постоянно переключать каналы или просматривать короткометражки, а посмотреть полноценный фильм, прочитать одну книгу. Клиповое мышление при желании можно быстро перестроить в понятийное.

Обсуждения и дискуссии: формирование понятийного мышления

Глубокое и осмысленное мышление развивается не просто так, нужно приложить некоторые усилия к его развитию. Хорошей тренировкой будет обсуждение, дискуссии. Развивают анализ противоречивые мнения людей. Чем их больше, тем больший спектр у человека для размышлений по поводу своего мнения. Если человек знает только одну точку зрения, он сам себя загоняет в сети и не дает себе развития. Любой вопрос не бывает аксиомой. На его решение всегда есть несколько взглядов. В процессе конструктивных споров и дискуссий человек ищет приемлемый для себя вариант, тем самым развивая свой кругозор, понимая и анализируя мнения других людей. Появляется желание думать, мыслить и делать выводы.