Орден иезуитов. Мужской монашеский орден
Об этом римско-католическом мужском монашеском ордене слышали, вероятно, все, но его деятельность породила так много всевозможных домыслов и фантазий, что едва ли, сформированный на их основании, образ можно назвать объективным. Официально именуемый Обществом Иисуса, он более известен как Орден иезуитов.
Рождение нового христианского братства
Основал его в 1534 году будущий святой католической церкви, а в то время - лидер небольшой религиозной группы Игнатий Лойола. После своего официального утверждения Папой Павлом III Общество Иисуса занялось активной деятельностью в области контрреформации, миссионерства, образования и науки. Создание Ордена иезуитов стало началом широкой и успешной работы его членов в крупнейших странах мира. Многих исследователей поражает та быстрота, с которой они сумели завоевать прочные позиции в различных государственных и церковных структурах. Это объясняется главным образом двумя причинами.
Механизмы достижения целей
Во-первых, с первых дней Орден иезуитов был скован железной дисциплиной. Основными принципами были: централизация власти, строжайшая субординация, повиновение нижестоящих старшим, и, кроме того, безусловный авторитет пожизненно избираемого руководителя. Глава Ордена иезуитов официально именовался генералом, но по масштабам своего влияния — Чёрным папой. Кстати, и подчинялся он только римскому понтифику. Все эти требования были закреплены в уставе, и каждый неофит обязан был клясться в их исполнении.
Беспринципность, возведённая в норму
Другим важным инструментом для достижения поставленных целей была довольно оригинальная система морали, разработанная иезуитами. Она позволяла истолковывать все религиозно-нравственные понятия в зависимости от конкретной ситуации и давала возможность поступать так, как было выгодно в данный момент. Хочется назвать подобный подход элементарной беспринципностью, но монахи изобрели более привлекательное название — «приспособительная практика».
Для доказательства сомнительных, а порой откровенно ложных идей ими широко применялись приёмы казуистики и пробабилизма — систем, с помощью которых можно было вопреки здравому смыслу придать видимость истины любому лженаучному абсурду. Всё это послужило причиной того, что само слово «иезуит» стало нарицательным и употребляется в отношении людей лживых и двуличных.
Надо отдать должное некоторым папам, например Иннокентию XI и Александру VII, которые выступили с осуждением подобной практики. Также знаменитый французский учёный Паскаль, в своих многочисленных трудах критиковавший Орден иезуитов. Большинство исследователей, полагают, что по своей философии современный Орден немногим отличается от прочих, существующих в наши дни подобных структур, и не отказался от прежнего подхода к вопросам морали.
Развитие и продвижение организации
Возвращаясь к истории Ордена, отметим, стремительный рост числа его членов. Из исторических документов тех лет известно, что в 1565 году их количество исчислялось 2000 человек. В 1615 году их было уже более 13000. В этот же год герб Ордена иезуитов впервые увидели за океаном. Его члены вплотную занялись христианизацией Нового света. Была создана так называемая «редукция» Парагвая. Больших успехов удалось достичь и их миссионерам, посланным в Японию. В 1614 году более миллиона жителей этой страны были обращены в Христову веру. В Китае посланцы Рима, благодаря своим знаниям астрономии, математики и ряда других наук, приобрели авторитет у императора и получили официальное право вести проповедническую деятельность.
Упразднение общества
Однако история Ордена иезуитов знала и тяжёлые времена. В Европе, среди дворов крупнейших католических государств, таких как Испания, Португалия и Франция, зародилась и со временем набрала силу оппозиция столь успешной религиозной организации. В результате давления, оказанного монархами этих стран на папу Климента XIV, в 1773 году Орден иезуитов был упразднён, а его генерал оказался в тюрьме, где и умер спустя два года.
В течение последующих сорока лет лишь несколько его филиалов продолжали существовать. Сохранились документы о деятельности миссий в Китае, Индии и Пруссии. Любопытно, что их отделение, работавшее в России, также не было закрыто. Оно попало под личное покровительство императрицы Екатерины II, отказавшейся принять во внимание указ папы. В 1814 году деятельность общества была вновь легализована. После восстановления его первым генералом стал россиянин польского происхождения Фаддей Бжозовский.
Позитивные аспекты в трудах общества
После того как монашеский Орден иезуитов возродился, его деятельность приняла весьма прогрессивный и интеллектуальный характер. В результате его инициативы увидели свет многие периодические издания. Среди них наиболее значимым был издававшийся во Франции журнал Etudes, первый номер которого вышел в 1856 году. Также серьёзное внимание уделялось изучению различных социальных феноменов тех лет и поиску путей воздействия на них. С этой целью были созданы специальные научные центры.
Для более радикального воздействия на внутригосударственные и международные структуры в 1903 году в рамках Ордена появилась организация «Народное действие». Ее целью было оказание всесторонней помощи широким массам рабочих и крестьян в повышении уровня их развития. С этой целью повсеместно открывались широкодоступные начальные общеобразовательные учебные заведения, рассчитанные и на детей, и на взрослых. Это в полной мере согласовывалось с теми задачами, которые выдвигал в своё время основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола.
Научная деятельность, осуществлявшаяся обществом
Кроме просветительской работы, многие члены этой организации оставили заметный след как в области естественных наук, так и в богословии. Например, вошло в историю имя палеонтолога Пьера Тейяра де Шардена. Также существенным вкладом в мировую культуру стало предпринятое иезуитами первое снабжённое комментариями издание трудов греческих и латинских отцов церкви. Нельзя не отметить и тот факт, что Орден иезуитов и его деятельность тесно связаны с зарождением в мире экуменического движения. Эта инициатива нашла широкую поддержку у участников проходившего в период 1962-1965 гг. второго Ватиканского собора.
Иезуиты в нашей стране
В заключение следует подробнее остановиться на роли членов Ордена в жизни России. До XVIII века его появления в стране были крайне редки. Однако в 1689 году, когда в Нерчинск прибыла китайская делегация для заключения мирного договора, в её состав входили также и иезуиты, пользовавшиеся, как было сказано выше, большим авторитетом у китайского императора. Они сыграли существенную роль в подписании этого весьма важного документа.
Большое количество иезуитов попало к нам в 1772 году после первого раздела Польши и упразднения Ордена. Четыре колледжа и две резиденции, принадлежавшие ранее литовским и польским областям, оказались на российской территории, а вместе с ними и двести один иезуит. Всех их незамедлительно взяла под своё покровительство Екатерина II. Кстати, возглавлявший в тот период римско-католическую церковь папа Пий VI, узнав об этом, не стал возражать.
Всяческое содействие Ордену оказывал и Павел I. Он даже передал обществу находившуюся в Санкт-Петербурге церковь Святой Екатерины и разрешил открыть при ней колледж. Но уже следующий император, Александр I, узнав о том, что иезуиты развернули широкую деятельность по обращению местных жителей в католицизм, издал указ об их высылке за пределы России. С этих пор в нашей стране установилось к ним негативное отношение, а после прихода к власти большевиков Орден иезуитов был вообще запрещён и объявлен шпионской организацией.
Похожие статьи
- Что такое контрреформация? История
- Франция, Тулуза: описание города, достопримечательности и отзывы
- Отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица)
- Кто такие иллюминаты? Общество, знаки, тайны
- Аббат – это что за сан? Аббаты в католицизме и православии
- Германская империя: описание, история и интересные факты
- Мадам де Помпадур: биография с фото