"Аллигатор" - вертолет российского производства
«Летающие танки», поддерживающие наступательный порыв пехоты, наносящие точечные удары со сверхмалых высот, находящие малоразмерные цели в условиях любой, даже очень низкой, видимости, - все эти определения присущи особому классу боевой авиации, а именно ударным вертолетам. Как и наземная бронетехника, они должны обладать такими важными свойствами, как высокая защищенность, маневренность и огневая мощь. В России подобные машины начали создавать относительно недавно, но уже добились впечатляющих результатов. Последним словом конструкторской мысли стал вертолет Ка-52 «Аллигатор», вобравший в себя все полезные черты известных зарубежных и отечественных аналогов, но во многом опередивший время.
Формирование образа ударного вертолета
Вертолеты применялись в войсках со времени окончания Второй мировой войны. Отношение к ним представителей армий союзников (у СССР их не было) отличалось на этом этапе определенным скепсисом. Боевой нагрузки «коптеры» брать много не могли, для высадки десантов тоже казались малопригодными, тихоходны, радиус действия ограничен - для чего же можно использовать такую «игрушку», малополезную и уязвимую? В Корее вертолеты американцы начали применять более широко, главным образом для эвакуации раненых, что сразу отразилось на показателе смертности (сыграл свою роль тот самый «золотой час», в течение которого необходимо доставить истекающего кровью солдата на операционный стол).
Во Вьетнаме винтокрылы по эффективности уже занимали ведущие позиции, их использовали как для медицинских перевозок, так и в качестве «лошадей воздушной кавалерии». Во второй половине этой бесславной войны появились и ударные образцы («Кобра»). Чаще же для этой цели просто переоборудовали обычный «Хьюи», вооружив его кассетами реактивных снарядов и пулеметами. Тем не менее первый шаг был сделан, новый класс авиатехники родился. Современные вертолеты имеют четкое функциональное деление. Ударные машины атакуют вражеские позиции, транспортные - доставляют грузы и вывозят раненых.
В СССР и России
Примерно такую же эволюцию, как и за рубежом, ступень за ступенью проходило и отечественное авиастроение, правда с некоторым опозданием. Российские боевые вертолеты первых поколений также создавались на базе универсальных образцов путем дооснащения и переоборудования. Ми-4 стал первой машиной, имеющей в военном варианте встроенное стрелковое вооружение. Самая массовая винтокрылая машина Ми-8 получила ракеты на внешних подвесных пилонах, на ее базе (силовая установка заимствована полностью) был спроектирован знаменитый «Крокодил», ветеран Афганистана Ми-24, который, впрочем, был многократно раскритикован военными специалистами именно за свою универсальность. Для того чтобы эффективно выполнять ударные функции, он оказался слишком тяжелым, а для десантирования у него вместимость маловата. Тем временем накопленный американцами опыт диктовал необходимость узкой специализации. «Черная акула» Ка-50 стала первым и сразу же достаточно удачным ответом на их «Апач». Дальнейшим развитием концепции считается боевой вертолет «Аллигатор».
«Первый блин»
Ка-52 задумывался и создавался в условиях тяжелейшего экономического кризиса, царившего в стране после развала СССР. Первый прототип с целью экономии материальных средств проектировали в 1994 году как вариант «Черной акулы» для двух членов экипажа, с сохранением максимальной номенклатуры комплектующих изделий. Стремление к удешевлению само по себе похвально и очень часто вполне оправданно, но в данном случае оказалось уместным лишь частично. Угловатым и тяжеловесным, а главное - слишком заметным для вражеских радаров получился первый вертолет «Аллигатор». Характеристики его значительно ухудшились по сравнению с прототипом. В результате государственная комиссия отправила проект на доработку, не «зарубив», впрочем, его окончательно и отдав предпочтение милевскому Ми-28. Главные претензии предъявлялись остеклению и вообще всей носовой части, не имевшей достаточного пространства для размещения современной авионики с учетом модификационных перспектив.
Испытания и первые попытки поставки на экспорт
Начиная от восемнадцатого шпангоута и далее к носу вся конструкция «Черной акулы» претерпела существенные изменения. Осенью 1996 года прототип был готов. Черная машина с надписью «Аллигатор» была продемонстрирована общественности и сразу заинтересовала специалистов. В июне 1997 года летчик А. Смирнов поднял в воздух и «подвесил» первый опытный «Аллигатор». Вертолет управлялся хорошо, и начался этап его испытания в различных вариантах комплектации навигационным и прицельным оборудованием. Попытка в 1999 году предложить его турецкой армии успехом не увенчались, так как, по условиям тендера, сборка и частичная комплектация должна была производиться вне России, что противоречило соображениям технологической безопасности. По той же причине было свернуто участие в конкурсе на поставку машины для Республики Кореи (2000 год). Эти события, конечно, влияли на экономическое положение КБ им. Камова, но перспективы оказались в конечном счете лучше ожидаемых.
Запуск в производство
2006 год оказался счастливым: в деле продвижения камовской машины состоялся масштабный прорыв. Основным соперником «Аллигатора» считался Ми-28Н КБ им. Миля, долгое время опережавший его по перспективам дальнейшего производства. Обе машины оказались настолько хороши, что Министерство обороны долгое время не могло выбрать лучшую, но в конце концов приняло соломоново решение. В серию был запущен и милевский «Ночной охотник», и «Аллигатор». Вертолет Ка-52 первоначально предполагалось поставить на вооружение подразделений спецназа, а Ми-28Н сделать общевойсковым образцом. Планы эти со временем изменили, хотя обе замечательные машины нашли широкое применение в Российской армии. Базовое производство размещено в Приморье, на Арсеньевском авиазаводе.
Общая схема и планер
Вертолет Ка-52 «Аллигатор» имеет классическую для КБ Камова схему с соосными винтами, при которой надобность в компенсационно-рулевом пропеллере отсутствует. Хвостовая часть заимствована у «Черной акулы» и представляет собой балку с оперением. Стабилизатор неподвижный, горизонтальная плоскость оснащена рулем поворота. Крыло имеет размах 7 м 30 см и оснащено шестью пилонами внешней подвески. Шасси убираются, что снижает заметность и улучшает аэродинамику. Длина планера - 14200 мм, диаметр винтов – 14,5 метров. Масса пустой машины – 7,8 т, в снаряженном состоянии – 10,4 т. До 2,3 т боевой нагрузки может нести Ка-62 «Аллигатор». Вертолет имеет запас топлива во внутренних протекторированных баках до полутора тонн и еще более 2 т в ПТБ (подвесных). Боевой радиус зависит от массы нагрузки и скорости, он может достигать в перегоночном режиме тысячи километров, или 520 км при полете на малой высоте. Скорость максимальная – 310 км/ч, крейсерская – 270 км/ч. Допустимая перегрузка - до 3,5 g. Российский вертолет «Аллигатор» в настоящее время - единственный представитель этого класса авиатехники в мире, способный выполнять фигуры высшего пилотажа, в частности петлю Нестерова.
Кабина
Зарубежные конструкторы ударных вертолетов отдавали предпочтение тандемной схеме размещения экипажа. Такая посадка пилота и оператора вооружений имеет свои достоинства, главное из которых – уменьшение поперечного сечения, а следовательно, снижение аэродинамического сопротивления и площади лобового поражения. Иначе спроектирован «Аллигатор». Вертолет обладает достаточной броневой защитой (особое остекление), а в условиях современного боя наиболее вероятна опасность боковых попаданий осколками снарядов носимых компактных ЗРК. В случае поражения машины экипаж имеет возможность покинуть ее через боковые двери или катапультироваться после автоматического отстрела лопастей. Управление эргономично, дублировано (индикация на лобовом стекле, мониторах и дополнительных приборах). Предусмотрена также система нашлемного целеуказания, ночное видение и многие другие элементы интеллектуального управления как машиной, так и вооружением.
Силовая установка
Двигатели, редукторы и композитно-полимерные малошумящие винты также взяты от «Черной акулы». Два турбинных мотора ТВЗ-117ВМА имеют максимальную суммарную мощность 4400 л. с., но есть усиленный вариант (ГТД ВК-2500), обеспечивающий на 400 л. с. больше. Двигатели разрабатывались совместно с запорожским заводом «Мотор Сич», но, учитывая последние события на Украине, следует предположить, что в ближайшее время санкт-петербургскому ОАО «Климов» придется справляться с заказами в одиночку.
Конструктивно силовая установка включает большое количество полимерных подшипников, что привело к снижению точек смазки до трех.
Вооружение
Мощная быстродействующая авионика, способная различать и определять принадлежность целей в практически неограниченном диапазоне (воздушных, наземных, тихоходных, скоростных и т. д.), позволяет управлять всем спектром боевой оснастки вертолета Ка-52. Вооружение представлено высокоточной 30-мм скорострельной артиллерийской системой НППУ-80, ракетами «воздух – земля» ПТУР «Вихрь» с лазерным вооружением, УР «воздух – воздух» («Игла-В»), пушечными контейнерами и авиабомбами разных калибров. Комбинации возможны различные, в зависимости от того, какая задача ставится экипажу.
Бортовое радиоэлектронное оборудование позволяет выполнять боевую работу как в индивидуальном, так и в групповом режиме с высокой степенью согласованности. На массу нагрузки влияет удаленность цели (наличие подвесных топливных баков) и дополнительной радиоаппаратуры электронной борьбы для подавления активности неприятельской ПВО. «Аллигатор» имеет возможность подкрадываться к цели по настильным курсам с огибанием препятствий, даже таких сложных, как опоры ЛЭП и провода.
«Аллигаторы» – в войска!
Если верить доступным источникам, лучшего ударного вертолета в мире сейчас нет. Российская армия уже получила десятки таких машин, а в ближайшее время их количество будет исчисляться трехзначной цифрой. Министерство обороны в 2011 году заказало холдингу «Вертолеты России» 140 единиц Ка-52 «Аллигатор», кроме этого, еще 32 вертолета модификации «К» (корабельный) поступят на флот. Эти машины в современном бою куда эффективнее обычных «сухопутно-наземных» танков.
Похожие статьи
- КА-58 «Черный призрак» - вертолет-невидимка российского производства
- Вертолет "Черная акула" - лучший в мире!
- Автомобиль ТагАз "Акула": характеристики, фото, отзывы
- «DCS: Ка-50 Черная акула»: описание, системные требования
- Вертолет Ми-26: технические характеристики и фото
- Где найти вертолет в "ГТА-5": способы получить транспорт
- ПЗРК "Игла": характеристики, история создания