Перспективное планирование в старшей группе. Планирование в старшей группе по ФГОС
Перспективное планирование в старшей группе крайне важно. Особенно если у вас деткам остался год до поступления в школу. Честно говоря, именно данный период времени играет очень важную роль в жизни малыша. И в этот момент придется хорошенько подготовить его к будущей "взрослой" жизни. Но как это сделать? Поможет перспективное планирование в старшей группе по ФГОС. Тут существует очень много разных моментов, которые придется учитывать при составлении рабочей программы на год. И сегодня нам с вами предстоит узнать, как правильно обеспечить поступление важной информации дошколятам в детском саду.
Что потребуется
По правде говоря, воспитателю и детям в старшей группе может потребоваться очень много разных принадлежностей. Инвентарь во многом зависит от престижа дошкольного образовательного учреждения. Но есть и обязательные моменты, которые придется соблюсти.
Перспективное планирование в старшей группе подготавливает малышей к школьной жизни. Это значит, что придется реализовать наглядную подготовку - решать задачки, загадки, примеры, проводить опыты и так далее. Для этого запаситесь бумагой, принадлежностями для рисования, счетными палочками (они могут использоваться по-разному), баночками-колбочками-пробирками, цветным песком, разной музыкой. Это - то, что в обязательном порядке должно быть в каждом детском саду. Плюс ко всему, не стоит забывать о литературе (сказках) и игрушках.
Кроме того, нынче перспективное планирование в старшей группе по ФГОС подразумевает проведение экспериментов с малышами. Их проще (и лучше) реализовывать при помощи специальных игровых наборов из серии "Юный биолог" (химик, физик, математик и так далее). Лучше всего даже организовать специальный уголок для экспериментов. В принципе, их можно проводить и без данных наборов, но их наличие поможет вам и облегчит немножко задачу по обучению.
Разумеется, также придется учитывать возрастные особенности детей. И при всем этом обладать хоть какими-то знаниями в области детской психологии. Только это поможет вам обеспечить действительно перспективное планирование в старшей группе. Давайте же посмотрим с вами, что можно придумать.
Понятие "семья"
Разумеется, о том, что такое семья, детям говорят с самого рождения. Только сейчас малышам предстоит научиться рассказывать о своих близких. Хорошо бы начать данную тему с самого начала "учебного года". О чем идет речь?
Например, попросите нарисовать малышей свою семью, а затем пусть они расскажут о мамах-папах, бабушках-дедушках, тетях-дядях и так далее. Это не только помогает развивать речь, а еще и учит составлять правильный, длинный рассказ. Плюс ко всему, через некоторое время организуйте выставку рисунков и попросите родителей принести фотографии для сравнения.
Малышам, тем более дошколятам, необходимо уметь рассказывать о своих семьях. Ведь данный критерий проверяется на первых уроках в большинстве школ. Таким образом, вы поможете ребятам не растеряться, вступив во "взрослую жизнь". Только не переусердствуйте. Отведите на изучение семьи и рассказы приблизительно 3-4 дня. Ведь малышам еще столько всего предстоит узнать!
Физическая культура
Перспективное планирование в ДОУ (старшая группа) подразумевает не только умственное, но еще и физическое развитие. Этому моменту стоит уделить особое внимание. Особенно если учесть тот факт, что при поступлении в школу на физическое развитие обращают огромное внимание.
Для занятий по развитию данного направления придется запастись рисунками с пользой физических упражнений. Их следует повесить на доску, а потом позвать малышей. Расскажите и обсудите, почему физическая культура важна для человека. Плюс ко всему, не забудьте мотивировать малышей регулярно делать зарядку и прочие упражнения для поддержания здоровья.
Если честно, то не стоит делать упор на то, что физическая культура - это самое важное в жизни. Не забудьте сказать, что умственное развитие тоже очень нужно. И во всем стоит сохранять баланс. Плюс ко всему, ежедневно организовывайте физкультминутку под музыку. Это поможет ребятам физически развиваться, что так важно для подрастающего организма. Вот такое веселое перспективное планирование в детском саду. Старшая группа - это как раз та категория детей, которым стоит уделить особое внимание.
Развиваем речь
В последнее время очень важным вопросом стало развитие речи у детей. В наш век техники и технологий малыши (даже самые маленькие) предпочитают больше сидеть "в гаджетах", нежели общаться друг с другом и окружающими. Отсюда у многих наблюдается нарушение речи. Так что придется уделить данному пункту особое внимание.
Например, хорошим способом является введение пения в занятия. Просто пойте с малышами разные песенки. Это неплохо помогает. Плюс ко всему, запаситесь, как уже было сказано, разнообразными книжками-сказками. В течение всего учебного года ежедневно читайте с малышами. Только пусть это делают они. А вы - помогаете им.
Перспективное планирование (развитие речи, старшая группа), построенное таким образом, позволит провести занятия, результат которых не заставит вас долго ждать. Вообще, к первому классу дети уже должны довольно быстро уметь читать по слогам. В некоторых местах требуют "целостного" чтения от детей. Поэтому читать в старшей группе нужно постоянно. И, разумеется, давать ребятам общаться между собой. Диалог - это лучшая практика при развитии речи. Но это еще не все. Помимо данных пунктов есть еще очень большой ряд действий, необходимый для подготовки детей к школе. Мы с вами изучим только самые основные, ключевые моменты. Ведь в противном случае можно до бесконечности продолжать наш с вами разговор.
Математика
Перспективное планирование (старшая группа) на год "обучения" должно включать в себя очень много разнообразных математических задач. Именно эту науку тщательно изучают в школах и университетах. Она потребуется малышу везде и всюду в жизни. Поэтому приходится придумывать разнообразные приемы для изучения.
Тут самым настоящим кладом являются счетные палочки. Они используются как в младших группах в ДОУ, так и в начальной школе. Напишите на доске (в виде палочек) примеры, а затем предложите ребятам выложить их перед собой. После этого пусть решат примерчики, а ответ также выложат палочками.
Скорее всего, иногда вам придется помогать им в решении. Примеры написания цифр также изобразите на доске. Это помогает детям не только развивать математическое и логическое мышление, а еще и логику - как правильно выложить палочками ответ. Также очень популярным приемом для развития логики у детей является написание примитивных примеров, где стоит переложить одну "палку", чтобы получилось правильное решение. Правда, данный подход лучше всего организовывать приблизительно в середине года, когда ребята уже неплохо считают. В противном случае никакого эффекта не будет. Перспективное планирование на каждый день (старшая группа) - это очень трудный процесс. Он должен охватывать все важные моменты жизни, которые подготовят малыша к школе.
Окружающий мир
Мир вокруг нас - это как раз то, что должен понимать каждый ребенок. Пусть и не совсем сложными формулировками, но должен. Поэтому любое перспективное планирование в старшей группе должно включать в себя занятия по окружающему миру.
Начинать изучение лучше всего с осени. Это - идеальная и яркая пора, которая обязательно запомнится малышам. Организуйте прогулку по территории детского сада. Пусть дети собирают листья разных деревьев, а вы рассказывайте им о том, что такое осень. Также сообщите о процессах, которые происходят в это время: какие птицы улетаю на юг, какие - готовятся к зиме, какие - прилетают. Что делают животные, как меняется растительность и так далее. Не забудьте рассказать об особенностях температуры, а также об изменении погодных условий.
Когда вернетесь в здание садика, пусть малыши нарисуют то, что они увидели (или как они теперь представляют себе осень) с использованием собранных листьев, красок, карандашей и прочих принадлежностей для рисования. Если честно, то такие занятия стоит проводить со всеми возрастами и группами вплоть до школьного возраста ежегодно.
Подобные "вылазки" организовывайте хотя бы раз (можно несколько) в сезон. То есть следующая подобная прогулка должна состояться зимой, потом весной. А лето - это свободное время, когда дети должны сами изобразить этот период. Подобный подход не только помогает развивать знания об окружаем мире, а еще и учит творчеству. Для детей все это крайне важно. Ведь они только начинают познавать природу и окружение.
Дорога
Есть и еще один очень важный момент, который должны усвоить будущие школьники - это правила поведения на дорогах. Сейчас некоторые совсем не представляют, как правильно переходить дорогу и в каких местах. Поэтому придется включить в перспективное планирование в старшей группе специализированные занятия. Для них лучше всего будет купить детский коврик с изображением дороги. Развернутое перспективное планирование в обязательном порядке должно помогать детям познавать правила поведения. Особенно в опасных ситуациях и на дорогах.
Расскажите малышам, как правильно вести себя и соблюдать правила дорожного движения. Далее прорепетируйте с ними разные ситуации при помощи специализированного игрового коврика. Естественно, тут вам придется побывать в качестве разных средств передвижения.
Кстати говоря, о них тоже не стоит забывать. Объясните детям разницу между машиной, автобусом, трамваем, троллейбусом, микроавтобусом и так далее. А также сообщите им, зачем нам необходим тот или иной транспорт. Очень важно научить детей отличать его друг от друга. Данный прием используется в детских садах крайне редко. К сожалению, он требует особого внимания, которое, как правило, не уделяется воспитателями. Если вы хотите составить действительно перспективное планирование в старшей группе, то обязательно уделите время вопросам транспорта и правилам передвижения.
Выбираем тематику
Очень популярным приемом становятся тематические уроки. Особенно организованные в качестве разнообразных выставок для родителей. Перспективное тематическое планирование в старшей группе (как и во всех остальных) рекомендуется составлять, исходя из времен года, а также надвигающихся праздников. О чем речь?
К примеру, стоит проводить соответствующие тематические занятия в каждом времени года. Например, осенью - рисуете и делаете поделки относительно осенней картины, зимой - тематика новогодняя, весной - изображаются тематические рисунки данного периода, и так далее. Также стоит учитывать День святого Валентина, Пасху, Масленицу и тому подобные праздники.
Честно говоря, такой ход очень популярен во всех детских садиках. Это интересно малышам. Да еще и познавательно. Так дети получают очень много знаний о праздниках и временах года. И учатся изображать их. Это важно для подрастающего поколения. Тем более что подобный прием также используется в начальной школе. Там дети также рисуют и делают различные поделки к праздникам и прочим событиям.
Последнее действие, кстати говоря, помогает развивать мелкую моторику рук. Для дошколенка и этот момент является очень важным. Ведь без него у малыша не будут получаться многие вещи. Старайтесь уделять поделкам и рукоделию особое внимание. Пусть и не такое большое, как науке, но тем не менее данный прием должен присутствовать в обучении.
Веселая химия
Перспективное планирование игр в старшей группе - это очень трудный вопрос. Но решить его помогут, как уже было сказано, разнообразные игровые научные наборы. Довольно интересным вариантом тут является "Юный химик". Правда, пользоваться им придется только под наблюдением воспитателей. Ни в коем случае не оставляйте малышей с данной "игрушкой" без присмотра.
Обычно в него входят разные красители (цветной порошок), колбы, соль и некоторые небольшие предметы (например, самый обычный брусок). Именно этот инвентарь нам с вами и понадобится сейчас.
Мы попытаемся с вами разъяснить дошколятам сложные химические (и физические) явления. Речь идет о плотности воды и смешивании веществ (растворении). Наберите в колбы воды, а затем предложите детям смешать цветной порошок из набора с жидкостью. Покажите, что цвет воды изменился, а сам "материал" пропал. Объясните это явление как растворение. После этого можно добавить немного песка в колбы. Дети увидят, что он не растворился, а осел. Так дайте определение осадку. И объясните, почему получается данная ситуация.
Кроме того, в небольшую миску налейте воды, а затем пусть дети смешают ее с большим количеством соли. Другую (точно такую же) емкость стоит тоже наполнить, но ничего не засыпать в нее. Положите брусок сначала в миску без соли. Он утонет. Теперь опустите его в емкость с соляным раствором - брусок должен будет всплыть. Объясните данное явление. Пусть дети сами попробуют проделать данный эксперимент. Им это обязательно понравится.
Также можно попытаться провести развлекательный и шуточный урок, который будет объяснять некоторые химические процессы. И приобщить к нему родственников воспитанников. Перспективное планирование (старшая группа) с родителями занятия также должно учитывать - ведь это как раз то, что запомнится не только юным дошколятам.
Возьмите несколько пластиковых бутылок (прозрачных) и наполните их разными жидкостями - водой, маслом, соляным раствором, молоком, "Кока-Колой". Также подготовьте маленькие мятные конфеты (из серии "Ментос"). Пусть дети с родителями начнут опускать конфетки в бутылочки с жидкостями и наблюдают за происходящими явлениями. Где-то они растворятся, где-то утонут, где-то просто всплывут. А вот в "Коле" конфеты начнут шипеть, а затем пениться. Получится своеобразный фонтан. Все явления объясните малышам.
Кстати говоря, данный прием с "Колой" очень хорошо помогает продемонстрировать дошколятам-сластенам вред конфет. Иногда подобный эксперимент используется для того, чтобы показать детям, что много конфет и леденцов - это плохо.
Веселые пески
Перспективное планирование на лето в старшей группе, обычно подразумевает игру на природе, а также чтение книг-сказок. А вот развитие детской фантазии и, опять же, знаний относительно химических и физических явлений требует отдельного внимания. Очень интересный прием - это игра под названием "Веселый песок".
Что она подразумевает? Вам потребуется несколько пробирок (лучше брать емкости для специй), а также цветной песок. Его сейчас можно найти в любом магазине игрушек, а также специализированных магазинчиках "Приколы". Позаботьтесь, чтобы у каждого ребенка была своя собственная пробирка-колбочка.
Предложите дошколятам засыпать в колбы песок разного цвета. При всем этом продемонстрируйте, что он не будет смешиваться. Объясните данное явление, а затем взгляните на результат работы. В конечном итоге у малышей на память останется красивый сувенир, который будет напоминать им о свойствах песка.
Перспективное планирование на лето в старшей группе - это завершающий этап обучения. Если честно, то данный момент обычно ничем не выделяется. Малышам советуют больше читать и считать, а также заниматься с родителями. Ведь в детских садах в это время большой упор делается на физическое развитие, а также львиная доля занятий заменяется прогулками на свежем воздухе.
Похожие статьи
- План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ
- Детское экспериментирование в детском саду. Занятия с детьми в детском саду
- Календарное планирование по ФГОС в ДОУ, в младших классах школы
- Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Программы сохранения и укрепления здоровья детей
- Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС: темы, мероприятия
- Занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада
- Детский сад. Обязанности воспитателя детского сада должностные