Волковское кладбище, Санкт-Петербург. Литераторские мостки

0
0

В Санкт-Петербурге, южнее Обводного канала, находится район, который принято называть Волковой деревней, или попросту Волкушей. Название это не официальное, но среди жителей города оно бытует уже несколько столетий. Первое упоминание о нём встречается в документах, датированных 1640 годом, причём в них упоминается и его чухонское название ― Сютила. Именно там расположено старинное Волковское кладбище, о котором пойдёт наш рассказ.

Суеверные страхи императрицы

В самом начале XVIII столетия был создан погост при церкви Иоанна Предтечи, находившейся в прилегавшей к городу Ямской слободе. Но просуществовал он недолго, так как императрица Елизавета Петровна любила порой наведаться к слобожанам на гулянья, а вид находившегося рядом кладбища вызывал у неё суеверный страх ― боялась самодержица покойников. Воля императрицы ― закон, и вскоре погост был перенесён южнее, к деревне Волковка, на берег одноименной реки.

Волковское кладбище

Любопытно, что название произошло действительно от волков, в изобилии водившихся когда-то в тех местах. Подтверждение этому можно найти в документах XVIII века, свидетельствующих о многочисленных случаях, когда стаи хищников нападали на случайных прохожих. После того как было открыто кладбище, их добычей нередко становились тела покойников, привезённые на погост, но по разным причинам не погребённые. В наши времена это кажется немыслимым, но тогда это была обыденная реальность.

Появление нового погоста

Волковское кладбище начинает свою историю с постановления Сената, датированного 11 мая 1756 года. Согласно этому документу, был отведён значительный участок земли для захоронения жителей близлежащих районов Санкт-Петербурга. Территорию для погоста выделили, но средств на его содержание и благоустройство почти не отпускали, так как хоронить предполагалось в основном городскую бедноту. Доходов в казну кладбище не приносило. Похоронить на Волковском кладбище было очень дёшево, и места на нём предоставлялись либо совершенно даром, либо за символическую плату. В результате государство устранилось от всякой опеки над ним.

Подобная дешевизна явилась причиной того, что Волковское кладбище стало быстро разрастаться. Известно, например, что за первые полгода его существования было произведено около девятисот захоронений. В дальнейшем темпы заполнения территории увеличивались, что послужило причиной ряда вынужденных прирезок площади. Вначале места для погребений выбирались без всякой системы и при полном отсутствии плана.

Литераторские мостки

Особенный хаос вносили казённые учреждения и военные команды, хоронившие своих служащих, где им вздумается, и не считавших нужным согласовывать действия с администрацией. Относительный порядок начал устанавливаться только после передачи кладбища в епархиальное ведомство, которая последовала по высочайшему Указу от 13 сентября 1781 года. С этого дня всеми организационными и хозяйственными вопросами стал заниматься вновь назначенный настоятель Иван Григорьев ― человек исполнительный и энергичный. Благодаря его стараниям появились учётные документы, ставшие в наши дни бесценным историческим материалом, позволяющим воссоздать картину тех лет.

Начало строительства церквей

Кладбище - это место, где находят вечный покой останки тех, чьи души отправились в вечность, поэтому здесь никак нельзя обойтись без Божьего храма. Уже через три года после начала захоронений за казённый счёт была построена и освящена летняя деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного, а в 1777 году на пожертвования купца Швецова возвели ещё одну ― тёплую. Оба эти храма прослужили недолго: первая к 1798 году обветшала и была разобрана, а вторая сгорела еще раньше. На её пепелище была построена каменная Воскресенская церковь. Работами руководил известный архитектор Е. И. Старов. Её можно увидеть и поныне возле некрополя Литераторские мостки.

Шли годы, и количество захоронений стремительно возрастало. Их дешевизна по-прежнему привлекала сюда всех, кому были не по карману более дорогие и престижные кладбища Санкт-Петербурга. Вскоре вся территория была заполнена, и в 1798 году осуществили первую прирезку земли. С той стороны, где ныне проходит Растанная улица, возвели ограду и главные ворота, а так как участок оказался сильно заболоченным, то для его осушения прорыли прямые канавы. В дальнейшем одна из них стала границей территории, именуемой Надтрубными мостками, а другая ограничила Волковые. Однако и этой площади хватило лишь на десять лет, и городские власти были вынуждены добавить ещё 30 000 саженей.

кладбища санкт петербурга

Последующее благоустройство и расширение территории

Но как бы ни были ничтожны кладбищенские доходы, всё же удалось, хоть и с большим трудом, скопить определённую сумму и в 20-х годах XIX века построить по проекту архитектора П. Ф. Воцкого те самые Святые ворота, которые сохранились до наших дней, и часть прилегающей к ней ограды. Следующее десятилетие было отмечено последней прирезкой 20500 саженей земли и закладкой каменного храма, автором проекта которого и исполнителем работ был петербургский архитектор Ф. И. Руска. С тех пор Волковское кладбище вплоть до Октябрьского переворота оставалось в своих неизменных границах.

В середине века была выстроена ещё одна каменная церковь. Название своё ― Паномарская ― она получила по имени купца Паномарёва, на чьи пожертвования была построена и освящена в 1852 году. Место для неё выбрали на равном удалении от Вознесенской и Спасской церквей, а строил её всё тот же архитектор Ф. Руска. Здесь, в склепе, расположенном под церковными плитами, нашёл упокоение прах самого жертвователя, на чьи средства было осуществлено строительство. Это было сделано в традициях, освящённых веками: построить храм и в нём же быть погребённым.

Тремя десятилетиями позже появилась ещё одна церковь, называвшаяся в просторечии по имени благодетеля, финансировавшего постройку. Это заложенная в 1885 году и единственная действующая сегодня на территории погоста церковь Иова Многострадального. Она была построена на средства потомственного почётного гражданина Иова Михайловича Крюкова и долгое время в среде окрестных жителей именовалась Крюковской. Следует заметить, что её очень любил и неоднократно посещал император Николай II, считавший святого Иова своим небесным покровителем.

Еврейские кладбища

Последняя построенная церковь

Волковское кладбище в 1910 году пополнилось ещё одной, на этот раз последней церковью, построенной и освящённой в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она, так же как и её предшественницы, была воздвигнута на частное пожертвование. На этот раз необходимые средства предоставила вдова табачного фабриканта Колобова.

Внося столь щедрый вклад, она желала упокоения души незадолго до этого умершей и похороненной здесь родной сестры. Надо сказать, что с давних пор в России бытует традиция делать церковные приношения в дарование вечной жизни умершим и прощения их грехов. Размеры пожертвований зависели главным образом от материальных возможностей благодетеля.

Захоронения выдающихся деятелей искусства и культуры

Как и многие кладбища Санкт-Петербурга, Волковский некрополь находился на заболоченном и сыром месте ― таковы особенности местной почвы. Чтобы как-то решить проблему передвижения по территории объекта, решено было мостить дорожки досками ― это и послужило причиной тому, что отдельные участки кладбища стали называться «мостками». К концу XIX века таких дорожек-мостков насчитывалось около ста двадцати, а их общая протяжённость превышала двенадцать вёрст.

С середины XIX века северо-восточная часть некрополя получила название Литераторские мостки. Это объясняется сложившейся к тому времени традицией хоронить здесь выдающихся деятелей литературы, науки и искусства. Одним из первых тут был погребён А. Н. Радищев. Его могила не сохранилась, но в память о крупнейшем писателе и публицисте екатерининской эпохи на стене Воскресенской церкви уже в наши дни была установлена памятная мемориальная доска.

Кто похоронен на Волковском кладбище

На территории Литераторских мостков нашёл своё упокоение и один из ближайших друзей А. С. Пушкина ― поэт А. А. Дельвиг. Недалеко от его могилы можно увидеть двойное захоронение, обнесённое общей чугунной оградой. Здесь покоятся столпы российской словесности ― В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, а чуть поодаль от них ― Д. Н. Писарев и И. С. Тургенев. Перечислить всех, кто похоронен на Волковском кладбище и на его Литераторских мостках, очень трудно, так как их имена относятся к обширнейшему периоду прогресса творческой мысли в России.

Могилы представителей иных конфессий

Восточную часть некрополя занимает обширный участок, именуемый Лютеранским кладбищем. Это общее название, так как в действительности там находятся лютеранское, старообрядческое, единоверческое и еврейские кладбища. В 1741 году конвент кирхи святых Петра и Павла, которая и поныне находится на Невском проспекте, подал прошение в Сенат о выделении участка для погребения лютеран, которых в то время проживало в Санкт-Петербурге огромное количество. Однако рассмотрение вопроса затянулось на долгое время, и лишь в 1773 им была отведена территория напротив православного кладбища, сразу за рекой Волковкой.

Кладбища Санкт - Петербурга

Любопытно, что на протяжении долгого времени лютеранское кладбище называлось Бертфельдовым ― по имени первого похороненного на нём немца, купца Иоганна Гебхарда Бертфельда. Все заботы об обустройстве погоста взяли на себя прихожане двух петербургских лютеранских кирх ― Петра и Павла, а также Святой Анны. Соответственно, и преимущество при выборе мест захоронения и назначении цены имели члены именно этих общин. Лютеране подошли к организации похорон с чисто немецкой педантичностью, и погребения совершались в строгом порядке, благодаря чему даже в наши дни можно без труда найти и идентифицировать могилы 40 000 людей.

Кладбище старообрядцев

В 1787 году купцами Воробьёвым и Волковым было основано старообрядческое кладбище. К этому времени открытое гонение на тех, кто отошёл от официальной православной церкви, прекратилось, и городские власти выделили им участок, примыкавший с севера к некрополю лютеран. В наши дни оба участка слились в единый комплекс. В 1884 году старообрядцы построили на своём кладбище мужскую и женскую богадельни и для каждой из них отдельную молельню. Всё это было упразднено после Октябрьского переворота, а сами здания перестроены и использовались в качестве диспансера.

Часть старообрядцев, именующая себя единоверцами, то есть те из них, кто, придерживаясь древних обрядов (двоеперстия, богослужения по старинным книгам и так далее), признают официальное священноначалие, также получили вблизи реки Волковки места для своих захоронений. На их средства в 1818 году, по проекту архитектора Беретти, была построена Благовещенская церковь. После Октябрьского переворота она была закрыта, как и большинство храмов страны.

волковское кладбище санкт петербург

Еврейские кладбища

В настоящее время часть территории лютеранского кладбища занята могилами представителей иудейской религии ― это еврейское кладбище. Его история начинается с того, что в 1802 году евреям предоставили территорию между рекой Волковкой и западной границей лютеранского погоста. Со временем она было заполнена могилами, и власти были вынуждены добавить к ней значительную площадь, также примыкающую к захоронениям лютеран, но на этот раз с юго-восточной стороны.

Этот участок получил название Нового еврейского кладбища, а первоначальный, соответственно, Старого. Площади обоих некрополей сравнительно небольшие ― по 0, 2 гектара каждый. В 1916 году осуществлялась прокладка трамвайных путей по набережной реки Волковки, и часть памятников, мешавших строительству, пришлось перенести на новый участок. В настоящее время среди надгробий, сохранившихся на еврейском кладбище, самое старинное датируется 1867 годом, а принадлежит оно петербургскому врачу Генриху Курицкому.

После революции на территории некрополя была осуществлена значительная перепланировка, в связи с которой общая площадь уменьшилась, а часть надгробий безвозвратно пропала. Многие памятники на Волковском кладбище вместе с останками тех, кому они были посвящены, перенесли на новые места. К их числу относятся могилы И. С. Тургенева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Блока и многих других деятелей искусства и науки. В этот же период были полностью уничтожены Всесвятская и Успенская церкви.

Похоронить на Волковском кладбище

Волковское кладбище в столице

В завершение следует упомянуть о том, что в Москве, в Мытищах, есть кладбище, одноимённое старинному петербуржскому, о котором шёл разговор в данной статье. Открыто оно сравнительно недавно ― в тридцатых годах прошедшего века. Волковское кладбище (Мытищи) отличается современной планировкой и благоустройством. На его территории предусмотрены участки для захоронения мусульман, и имеется колумбарий.

Архитектурной доминантой некрополя является храм Воскресения Христова. Построен он на добровольное пожертвование мецената ― одного из крупных российских предпринимателей Ю. Х. Кертанова. Сам жертвователь похоронен на этом же кладбище, и памятник на его могиле, выполненный в виде храма, является одной из местных достопримечательностей.

Отрадно видеть возрождение традиции меценатства, столь широко распространённой в минувшие века. Например, Волковское кладбище (Санкт-Петербург), как и многие другие некрополи России, создавалось и украшалось Божьими храмами главным образом на средства благочестивых дарителей. С наступлением демократических перемен в стране, когда широкие массы народа вновь обратились к своим духовным истокам, получили новую жизнь и славные традиции прошлого, столь долго находившиеся в историческом забвении.