Публичные слушания: организация, порядок проведения, результаты

0
0

В рамках системы местного самоуправления осуществляется решение вопросов, имеющих территориальное значение. К ним относят, в частности, проблемы непосредственной жизнедеятельности населения, обеспечение общественного правопорядка, соблюдение интересов жителей. Реализация задач требует постоянного контакта уполномоченных органов местной власти с гражданами, широкого информирования их о деятельности муниципальной власти.

публичные слушания

Участие населения в управлении

Преобразования в системе местной власти обуславливают практический и теоретический интерес к образованию новых институтов по учету общественного мнения в ходе принятия уполномоченными органами административных актов. В качестве одной из важнейших форм волеизъявления населения выступают публичные слушания. Развитие этого института имеет сегодня особый смысл. За счет внедрения его в деятельности местной власти обеспечивается более активное привлечение граждан к администрированию и решению насущных вопросов.

Формы вовлечения граждан в управление

Участие населения проявляется в следующих видах:

  1. Самозаявлении имеющихся запросов.
  2. Самореализации и самостоятельном удовлетворении нужд, осуществлении вопросов территориального характера. Это выполняется посредством принятия кадровых, индивидуальных, нормативных актов.
  3. Участии в решении местными органами проблем. В рамках этой деятельности созываются публичные слушания по проекту того или иного акта, программам, привлекаются жители для реализации принятых актов, оценке ситуации в МО и конкретных отраслях, функционирующих в пределах территории.
  4. Контроле со стороны местных жителей и их объединений работы территориальных структур, должностных лиц, депутатов.

Положение о публичных слушаниях

Эта форма участия местного населения в административной деятельности имеет сегодня принципиальное значение. Публичные слушания были введены законодательством в круг институтов реализации непосредственной демократии. В течение последних десятилетий отмечается отсутствие и правовой регламентации этой формы участия жителей на федеральном уровне, и практики по ее внедрению. Вместе с этим организация и проведение публичных слушаний должны стать неотъемлемыми элементами реализации власти народа. За счет этого института будет обеспечено непосредственное влияние населения на содержание актов, которые принимаются представительными органами МО.

Законодательная база

ФЗ от 6 октября 2003 г. в ст. 23 устанавливает перечень обязательных вопросов, выносимых на всеобщее обсуждение. Закон предусматривает публичные слушания по:

  1. Исполнению бюджета МО, составлению финансового плана.
  2. Разработке программ и планов развития территории.
  3. Проекту Устава МО и правовых актов о внесении дополнений/изменений в него.
  4. Вопросам преобразования территории.

проведение публичных слушаний

Указанная норма носит императивный характер. Это означает, что публичные слушания муниципального образования выступают не только юридическим, но и реально действующим, фактическим инструментом непосредственной демократии.

Инициатива созыва

Проведение публичных слушаний может касаться и иных, не указанных в приведенной выше статье, вопросов. При этом инициатором могут выступать жители, представительный орган или глава МО. Эти собрания будут носить факультативный характер. В качестве гарантии созыва выступают: предварительное уведомление населения о месте и времени обсуждения, заблаговременное обнародование проекта нормативного акта, опубликование итогов обсуждения. В Уставе МО должны быть предусмотрены пункты, регламентирующие данные мероприятия.

Правовые основы

Законодательство устанавливает принципы реализации рассматриваемой формы народовластия. При этом в нормах установлено, что порядок проведения публичных слушаний определяется в соответствии с правилами, предусмотренными в Уставе или актах законодательных органов МО. В качестве основ института законодательство определяет:

  1. Предмет. Им являются проекты нормативных актов, касающиеся вопросов местного характера.
  2. Субъектов-инициаторов.
  3. Основу подготовительной процедуры.
  4. Субъекта назначения. Публичные слушания, созываемые по инициативе граждан или законодательного органа, назначаются последним, по предложению главы МО - им же.

Необходимо сказать, что еще до официального утверждения ФЗ от 2003 г. в ряде регионов уже была нормативно закреплена эта форма народовластия. Так, в Красноярске был принят акт городского Совета от 6 июня 2000 года, которым регламентировались принципы созыва и организация публичных слушаний. Они выступают в качестве формы непосредственного участия граждан в администрировании. Однако решение публичных слушаний носит рекомендательный характер и учитывается при утверждении институтами местной власти тех или иных актов.

организация публичных слушаний

Предмет обсуждения

Публичные слушания проводятся открыто. Их целью выступает предоставление населению возможности участвовать в разработке мер по устранению проблем, касающихся их непосредственного жизнеобеспечения и развития территории. К предмету обсуждения можно отнести:

  1. Вопросы территориального характера, отнесенные Уставом МО к его ведению.
  2. Проекты нормативных актов.
  3. Программы и планы, которые имеют общегородское значение и реализуются в пределах территории.
  4. Прочие актуальные вопросы.

Порядок проведения публичных слушаний

Механизм созыва такого рода собраний предусматривает несколько стадий:

  1. Инициирование. На этом этапе определяются субъекты, заявляющие о необходимости провести мероприятие, устанавливается место, дата, время. На этом же этапе формируется перечень вопросов, выносимых на обсуждение, список приглашенных лиц, составляется уведомление.
  2. Назначение. На этом этапе корректируются сроки созыва, осуществляется информирование населения.
  3. Подготовка. В рамках этого этапа формируется специальная комиссия, предоставляется материально-техническое обеспечение, осуществляется оповещение.
  4. Проведение. На этой стадии ведется обсуждение вопросов по ранее составленному списку. Результаты публичных слушаний заносятся в протокол.
    порядок проведения публичных слушаний
  5. Реализация итогов. О принятом решении информируется соответствующий орган, устанавливаются сроки уведомления о его исполнении или отказе в этом.

Классификация по функциям

На публичных слушаниях могут осуществляться:

  1. Обсуждение проблем территориального характера.
  2. Осуществление права на информацию.
  3. Непосредственное участие населения в управлении МО.
  4. Выявление мнения.
  5. Реализация субъективного права на принятие участия в управлении делами общества и государства.

В зависимости от обязательности созыва слушания могут быть инициативными и обязательными. Во втором случае они назначаются по ФЗ для обсуждения:

  1. Проекта местного бюджета и его исполнения.
  2. Вопросов преобразования МО.
  3. Проектов программ и планов развития территории.
  4. Разработки Устава МО, внесения дополнений или изменений в него.

Обязательные слушания могут назначаться и по актам МО. Инициативные собрания созываются, например, для обсуждения вопросов городского значения.

публичные слушания по исполнению бюджета

Виды по целям созыва

Публичные слушания могут назначаться для:

  1. Информирования местного населения об определенной деятельности в том случае, если она касается законных интересов граждан или окажет влияние на территорию их проживания.
  2. Обеспечения права на участие жителей в обсуждении и утверждении решений местного характера.
  3. Проведения контроля над принятием и исполнением актов.
  4. Выяснения мнения местного населения по территориальным вопросам.
  5. Обсуждения с гражданами проектов нормативных актов.
  6. Влияния на формирование мнения населения по определенным вопросам.

Классификация по предмету

Публичные слушания созываются как для обсуждения одного, так и нескольких вопросов сразу. Количество проблем будет зависеть от их масштабности. На слушании могут обсуждаться не только проекты Устава, актов о внесении в него дополнений/изменений, финансовый план и отчеты по его исполнению. На собрания выносятся также проблемы экологического характера. Например, могут обсуждаться вопросы, связанные с опасной для окружающей среды деятельностью предприятий МО. Для созыва, тем не менее, должно быть достаточно оснований, чтобы слушание принесло ожидаемый результат.

публичные слушания муниципального образования

Кто может быть инициатором?

Как выше было сказано, в качестве организаторов могут выступать представительные органы, население или глава администрации. Кроме них, право на созыв собраний имеют:

  • Члены постоянной комиссии законодательного органа.
  • Некоммерческие организации и общественные объединения.
  • Депутаты.
  • Учреждения и предприятия любой формы собственности, расположенные в пределах территории.
  • Несколько инициаторов одновременно.

Классификация по итогам

Результат слушаний может быть различным. Это могут быть:

  1. Рекомендации для органов местной или государственной власти, организациям, учреждениям, предприятиям.
  2. Обращение к жителям.
  3. Одобрение деятельности, вынесенной на обсуждение, актов или проектов, программ или планов, согласие с учетом замечаний, отклонение предложенных пунктов как не соответствующих интересам жителей. В последнем случае должно прилагаться обоснование ответа.
  4. Резолюция, содержащая все материалы и мнения по обсуждаемым вопросам.

Специальная комиссия

Организационный комитет, участники слушаний, а также иные заинтересованные лица используют способы, не противоречащие законодательству, для учета результатов в деятельности местных органов власти. К таким мерам в числе прочего относят: информирование, разъяснение содержания и оснований для их составления. После проведения этих мероприятий оргкомитет может закончить свое существование. Если же участники комиссии проявят заинтересованность в последующих общих действиях, направленных на созыв собраний в будущем, она может стать постоянным органом. В этом случае оргкомитет будет проводить слушания на регулярной основе. На практике комиссия, как правило, распускается после передачи соответствующих материалов в органы власти и принятия последними акта по предоставленным данным. В таких случаях в качестве членов непостоянного оргкомитета целесообразно назначать инициаторов и представителей заинтересованной общественности, а также экспертов по теме обсуждения.

организация и проведение публичных слушаний

Дополнительные сведения

Для более полного понимания участниками обсуждаемых вопросов целесообразно приглашать на слушания и специалистов, экспертов, профессионалов в той или иной сфере. В частности это касается проблем по благоустройству территории. В этом случае к слушаниям могут привлекаться архитекторы, представители строительных компаний, дизайнеры, проектировщики и прочие специалисты.

Важность собраний

Как отмечают многие аналитики, а также сами представители власти, непосредственный диалог с гражданами, который имеет место в ходе публичных слушаний, позволяет наиболее четко понять вопросы, которые беспокоят население. Вместе с этим сами жители получают более полную информацию о тех или иных преобразованиях, происходящих на территории МО. В ходе обсуждения вероятен конфликт интересов граждан и власти. Однако многие эксперты и чиновники считают, что это необходимое условие решения насущных проблем. При этом выдвигаются мнения, что именно в ходе обсуждения выявляются недочеты, не учтенные властью при разработке тех или иных программ. Население, в свою очередь, получает возможность увидеть масштабы запланированной деятельности, оценить ее важность, целесообразность и необходимость.

Заключение

Публичные слушания считаются одной из наиболее эффективных и важных форм народовластия. Они позволяют населению непосредственно участвовать в управлении МО, обсуждении актуальных вопросов, одобрять или отвергать те или иные акты местной власти. Публичные слушания выступают также в качестве формы обеспечения реализации гражданских прав населения на информацию. В ходе собраний жители знакомятся с нормативными актами, планируемой деятельностью, отчетами по составлению и расходованию финансовых средств. Немаловажное значение имеет тот факт, что порядок, в соответствии с которым созываются слушания, устанавливается Уставом МО. Это означает, что правила, предусмотренные для назначения собраний, формулируются согласно особенностям территории, с учетом исторического опыта, традиций населения. В Уставе предусматривается несколько мер, обеспечивающих явку граждан. К ним, в частности, относят: заблаговременное предупреждение о времени и месте проведения мероприятия, предварительное обнародование списка вопросов, актов, которые будут обсуждаться. Заранее население может ознакомиться и с перечнем специалистов, экспертов и прочих заинтересованных лиц, которые приглашены на собрание. Немаловажное значение имеет и фиксирование результатов слушания. В ряде регионов практикуется видео- и аудиозапись заседаний. Протоколы собраний, в которых содержатся итоги мероприятий, в обязательном порядке передаются компетентным органам. За выполнением этой процедуры следит специальная комиссия. В целом, как отмечают аналитики, административная реформа позволит приблизить власть к народу. Публичные слушания при этом выступают в качестве наиболее эффективного инструмента реализации социальной политики государства. Они позволяют непосредственно от самих жителей узнать о насущных проблемах, потребностях, недовольствах. При принятии тех или иных властных решений уполномоченные органы учитывают мнение населения, выраженное и задокументированное на публичных слушаниях. Таким образом реализуется непосредственная демократия.