В чём заключается суть местного самоуправления? Основные особенности

0
0

В чем заключается суть местного самоуправления? Кратко мы постараемся ответить на данный вопрос в нашей статье. Начнем с определения данного понятия.

в чем заключается суть местного самоуправления

Понятие

Перед тем как уяснить, в чем заключается суть местного самоуправления, углубимся в отечественную историю. Названное понятие широко применялось в царской России. Государство понимало, что только сами жители лучше знали специфику своего быта, поэтому оно давало широкие полномочия по регулированию жизни внутри общин. Отсюда пошел термин «самоуправство».

Итак, местное самоуправление – это форма осуществление народом своей власти через местные выборные органы.

Революция 1917 года: изменение сознания

суть местного самоуправления заключается в следующем

Октябрьские события 1917 года изменили внутреннюю идеологию. Теперь государство имело тотальный контроль над каждым городом, селом, улицей, домом. Частные дома становились собственностью колхозов и совхозов. Все жители обязаны были в них работать, выполняя определенную норму. Сам термин «самоуправство» стал синонимом понятий «враг» и «расхититель». Ни одно решение не должно было приниматься без согласия местных советов и комитетов. Вся система создавала четкую иерархию соподчинения, где нижестоящая организация подчинена вышестоящей.

Основной Закон о местном самоуправлении

в чем заключается суть местного самоуправления кратко

Конституция РФ провозгласила идеальную концепцию широкой внутренней автономии, реализовать которую будет очень сложно на практике. В чем заключается суть местного самоуправления? Теория говорит о том, что на определенной территории местные власти должны осуществлять свою деятельность, исходя из интересов населения. Как же такое возможно?

Дело в том, что суть местного самоуправления заключается в следующем: местные органы власти не входят в государственные, они являются автономными, независимыми. Из этого следует, что контролирующие органы должны осуществлять только надзорную функцию, следить за соблюдением законодательства и, в случае выявления правонарушений, реагировать согласно компетенции. Органы государственной власти - контролирующие и надзорные - не должны давать распоряжения и приказания, как поступить в той или иной ситуации. Предполагается, что местные власти лучше других знают локальные проблемы. Неофициально систему муниципалитетов называют «четвертой властью».

Как формируются местные органы власти

в чем суть местного самоуправления

Говоря о том, в чем заключается суть местного самоуправления, нельзя не упомянуть, как оно формируется. Исходя из местных уставов, население выбирает представительный орган местного самоуправления и выборного главу муниципалитета. Они могут носить различные названия, исходя из культуры и местных традиций: глава, голова, председатель, староста и др. Суть их функций от этого не меняется. Представительный орган принимает основные решения муниципалитета в рамках своей компетенции, а выборный глава их исполняет.

Некоторые субъекты самоуправления не выбирают главу на общих выборах и собраниях. Они избирают членов представительного органа местного самоуправления (парламент, меджлис, комитет, совет и др.) на очередной сессии. Такое правило не нарушает действующего законодательства, т. к. депутаты органов местных парламентов избираются путем всеобщего голосования жителей муниципалитета.

Предполагается, что выборный глава и представительный орган будут действовать в интересах жителей определенной местности, т. к. именно они и формируют свою власть.

Итак, в чем суть местного самоуправления: население само выбирает своих депутатов, "президентов", которые не входят в общую систему государственной власти. Предполагается, что такое положение дел будет в интересах местных жителей. Но на практике, к сожалению, не всегда это происходит именно так.

Где применяется

Политическая автономия осуществляется на всей территории России: села, поселки городского типа, города, районы, районы в городах – все они могут являться муниципалитетами. Федеральными законами иногда ограничиваются территории, в которых недопустимо местное самоуправление. Это, как правило, особые случаи, которые влияют на безопасность и конституционный строй. Если нет угрозы безопасности – государственная власть поддерживает деятельность муниципалитетов.

Устав муниципалитета

В каждом муниципальном образовании принимается собственный устав, который и помогает понять, в чем заключается суть местного самоуправления. Главная особенность такого устава состоит в том, что его положения не должны противоречить общефедеральным законам РФ, а также местным законам субъектов, на административной территории которого находится муниципальное образование.

В уставе определяются границы муниципалитета, вопросы местного значения, структура, порядок формирования представительных органов, их компетенция, порядок участия жителей в политической жизни муниципалитета и др.

Компетенция местных органов власти

в чем заключается суть местного самоуправления теория

Муниципалитеты занимаются вопросами обеспечения жизнедеятельности населения, находящегося на его административной территории. Но в чем суть местного самоуправления состоит кроме этого? Какие вопросы они компетентны рассматривать? Как правило, это:

  1. Владение, пользование, распоряжение собственностью.
  2. Установление собственных налогов.
  3. Решение вопросов, связанных с обеспечением муниципальных учреждений образования, здравоохранения, охраны общественного порядка.
  4. Контроль над использованием земельных угодий, энерго-, тепло- , водоснабжения.
  5. Поддержание дорог, переправ, мостов муниципального значения.
  6. Решение вопросов, связанных с ведением личного подсобного хозяйства жителей муниципалитета и др.

Разграничение ответственности

Местное самоуправление регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», некоторыми нормами Гражданского, Налогового, Бюджетного, Административного кодексов РФ и др.

Государство не несет ответственности своим имуществом за деятельность муниципалитетов. Также оно не отвечает по финансовым обязательствам местных органов власти. Последние должны вести свою деятельность, исходя из своих финансовых возможностей.

Главная проблема муниципалитетов

Людям, прожившим много времени в Советском Союзе, система муниципалитетов непонятна. Они считают ее преступной: как можно управлять территорией и не входить в систему государственной власти. И если разобраться, то такая система эффективна, но для этого должно быть соблюдено обязательное условие: муниципалитеты должны обладать развитой внутренней экономикой. Нереально в условиях сбора местных копеечных налогов создать самостоятельное объединение.

Как правило, все муниципалитеты зависят от субвенций и дотаций из федеральных и региональных бюджетов. Следовательно, ни о какой самостоятельности при таком подходе говорить не приходится: нельзя плевать в колодец, из которого пьешь. Как можно управлять территорией, невзирая на вышестоящие органы, если от их поступлений зависит жизнь? Центр пытается поощрять экономическую деятельность муниципалитетов, но пока такие действия крайне неэффективны.