Федеральная служба страхового надзора: полномочия, специфика работы
Федеральная служба страхового надзора (ФССН) является упраздненным исполнительным органом. Ранее он находился в ведении Минфина. Рассмотрим далее, какими полномочиями обладала Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.
Создание и упразднение
В соответствии с ФЗ от 27 ноября 1992 года (в редакции 31 дек. 1997-го) был образован контрольный Департамент при Минфине. По Указу Президента № 314 от 9 марта 2004 г. вместо него была сформирована Федеральная служба страхового надзора. В 2004-2011 гг. этот исполнительный орган контролировал исполнение указанного выше ФЗ. 4 марта 2011 г., по указу президента, он был присоединен к ФСФР с передачей последнему ее функций.
Деятельность Федеральной службы страхового надзора
К основным функциям рассматриваемого органа относили:
- Выдачу лицензий организациям, осуществлявшим страховую деятельность.
- Ведение Единого Госреестра предприятий, занятых в этой сфере.
- Контроль обоснованности установленных компанией страховых тарифов и надзор за обеспечением платежеспособности компаний, предоставлявших услуги.
- Утверждение правил по формированию и размещению резервов, показателей и учетных форм по операциям и отчетности.
Кроме этого, Федеральная служба страхового надзора РФ осуществляла выдачу в установленных в законодательстве случаях разрешений на:
- увеличение объемов уставных капиталов действующих компаний за счет иностранных инвестиций;
- совершение сделок при участии зарубежных лиц по отчуждению долей (акций);
- открытие филиалов компаний с иностранными инвестициями.
В задачи исполнительного органа также входила разработка методических и нормативных документов, касающихся страховой деятельности в рамках его компетенции, а также обобщение практики деятельности компаний, подготовка и предоставление предложений по совершенствованию и развитию отраслевого законодательства.
Порядок выдачи лицензий
Федеральная служба страхового надзора осуществляет оформление разрешений на основании документов, предоставляемых компанией. К ним относят:
- Св-во о горсрегистрации, учредительные бумаги.
- Справки банковской организации о размере уставного капитала (оплаченного не менее минимума, установленного в законодательстве).
- Бизнес-план (экономическое обоснование работы).
- Правила по видам страхования.
- Расчеты тарифов.
- Информацию о руководителях и заместителях.
Перестраховщикам нет необходимости предоставлять бизнес-план, расчет тарифов и правила.
Особенности разрешений
Федеральная служба страхового надзора осуществляла выдачу лицензий на проведение добровольного и обязательного обеспечения личных, имущественных рисков и ответственности. В лицензиях указывался конкретный вид услуги, которую организация может оказывать. Разрешения выдавались и перестраховщикам, если их деятельность связана исключительно с перестрахованием. Исполнительный орган мог отказать заявителю в получении лицензии. В качестве основания в таких случаях выступало несоответствие поданной документации установленным законодательствам требованиям. В случае выявления таких противоречий в ходе работы лицензированной компании, Федеральная служба страхового надзора могла приостановить, ограничить или отозвать разрешение. Последнее имело место при невозможности устранить нарушение.
Полномочия
Федеральная служба страхового надзора вправе:
- Получать от зарегистрированных организаций отчетность о их работе, сведения о их финансовом состоянии.
- Осуществлять проверки соответствия нормам законодательства, достоверности предоставленных документов.
- Давать рекомендации по устранению нарушений в случае их выявления.
- Ограничивать, приостанавливать или принимать решение об отзыве разрешений в случае неисполнения организацией рекомендаций.
- Направлять обращения в арбитраж с исковыми требованиями о ликвидации предприятия-страховщика при неоднократном нарушении им законодательства, а также в случае осуществления им деятельности без лицензии.
Компетенция территориальных подразделений
Региональные инспекции были сформированы в соответствии с правительственным Постановлением № 609 от 26 июня 1993 года. Территориальные подразделения надзорной службы исполняют следующие функции:
- Осуществляют контроль над соответствием требованиям, установленных в законодательных и прочих нормативных актах отраслевого значения.
- Проводят проверку обоснованности установленных тарифов и обеспечение платежеспособности работающих в сфере страхования организаций.
- Контролируют порядок соблюдения правил по формированию и размещению резервов.
- Обобщают практику работы компаний, посредников и прочих участников рынка, направляют представления в федеральный исполнительный орган предложений по совершенствованию порядка надзора за исполнением отраслевого законодательства в страховой деятельности.
- Рассматривают жалобы и заявления от юрлиц и граждан по проблемам, касающимся нарушений требований нормативных актов.
Поскольку Федеральная служба страхового надзора передала свои полномочия ФСФР, то территориальные подразделения, сформированные в соответствии с указанным выше правительственным Постановлением, исполняют свои обязанности в рамках вверенных полномочий под руководством последней. В своей работе региональные представительства обеспечивают тесное взаимодействие с прочими исполнительными органами соответствующих субъектов.
Похожие статьи
- ФСО: что это и чем занимается
- Как попасть в ФСБ - кое-что о структуре и правилах приема
- Что такое правоохранительные органы? Система правоохранительных органов в России
- Обязанности работодателя по Трудовому кодексу
- Как стать страховым агентом ОСАГО: требования к претенденту
- Москва, "Теле2": отзывы, тарифы, зона покрытия, горячая линия, офисы
- РГСУ: отзывы. Российский государственный социальный университет, Москва