Система выпуска отработанных газов: устройство, тюнинг
Система выпуска отработанных газов, или, как ее иногда называют, глушитель, долго может оставаться в тени и без внимания, пока она вдруг не испортится. Опытным автолюбителям хорошо известно, что, «поколдовав» с глушителем, можно не только добиться красивого звука, но и добавить мощности.
Система выпуска отработанных газов способна понизить токсичность, шум и не дать попасть вредным газам в салон автомобиля. Также можно подобрать такие детали этой системы, что внешний вид машины может стать гораздо эффектнее.
История
Глушитель является одним из самых старых элементов в конструкции автомобиля, так как он применялся еще в первых машинах, снабженных двигателем внутреннего сгорания.
Но для этих устройств была характерна очень маленькая мощность. Поэтому система выпуска отработанных газов была сконструирована таким образом, что газы отводились непосредственно в атмосферу при помощи клапана, который монтировали к глушителю. Когда шофер открывал этот клапан, воздух наполнялся черным дымом, сопровождаемым сильным ревом.
Производители указывали в инструкциях, что в пределах города клапан должен был быть закрытым. Но правило часто нарушалось, что вызывало возмущение у горожан. Это вынудило правительства некоторых государств принять законы о том, чтобы автолюбители не были вправе нарушать тишину в городе. Производители, со своей стороны, тоже не остались равнодушными к подобной ситуации. Они стали активно разрабатывать и совершенствовать глушитель.
Устройство
Конечно, называть такую сложную систему просто "глушителем" по меньшей мере не совсем правильно. Ведь, помимо него, система выпуска отработанных газов предполагает и другие детали.
Итак, в ее состав по очереди входят следующие элементы:
- приемный коллектор (он служит для того, чтобы отводить выхлопные газы из моторных цилиндров и выводить их в специальную трубу);
- приемная труба (предназначена для соединения коллектора с катализатором или средним отделом глушителя в том случае, если катализатор отсутствует);
- каталитический нейтрализатор или катализатор, которым снабжают все новые автомобили.
Каталитический нейтрализатор устанавливают после приемной трубы. Он предназначен для уменьшения выбросов вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах. Вслед за ним идет резонатор, который отвечает за шумоизоляцию. После этого устанавливается средняя труба. Благодаря ей вредные вещества движутся от резонатора системы выпуска отработанных газов автомобилей.
В конце следует непосредственно глушитель, который выполняет функции, схожие с резонатором. Но устроен он совсем по-иному. В зависимости от мотора в автомобиле выхлопные газы направляются через патрубки или непосредственно через турбонагнетатель.
Эксплуатация
По причине того, что все элементы находятся в среде, где им регулярно приходится взаимодействовать с агрессивными веществами (это и химические составляющие, содержащиеся в самих выхлопных газах, и реагенты, и соль, встречающиеся на дороге), а также выдерживать высокие температуры, они изнашиваются быстро, их приходится заменять.
При необходимости поменять глушитель не спешите приобретать прямоточный. Впрочем, если для вас важен эффект «красивого» шума, то прямоточный глушитель будет достаточен. Однако если цель — добавить машине "лошадей", то потребуются и другие модифицированные элементы, чтобы добиться результата.
Выхлопная система будет работать успешно, если учитывается диаметр труб, состояние катализатора и глушителя. Когда последние элементы находятся в забитом состоянии, бесполезно, например, проветривать цилиндры. Более того, это еще сильнее уменьшит мощность, а продукты сгорания будут накапливаться на цилиндрических поверхностях.
Основные неисправности и их причины
Главные неполадки, которые могут случиться с системой, вызваны коррозией, нарушением герметичности механизма и прогоранием стенок. Также на работе может сказываться состояние катализатора, так как система впрыска ориентируется на тот датчик температуры, который встроен в эту деталь.
Если элементы соединены не прочно, они больше подвержены повреждениям. Негативно сказывается на состоянии системы и эксплуатация в неблагоприятных условиях, применение топлива низкого качества и так далее.
Если обратить на это внимание своевременно, бывает достаточно заменить отдельные детали, не затрагивая систему в целом и не переделывая ее.
Тюнинг
Но автолюбители все чаще прибегают к различным переделкам. Выхлопную систему подвергают тюнингу как для достижения шумового эффекта, так и для увеличения мощности.
В последнем случае необходимо снизить обратное давление, для чего выхлопная система должна быть модифицирована полностью. Обычный коллектор меняют на равнодлинный (в народе он известен как «паук»). Соединительные трубы покупают большего размера. Тракт по возможности выпрямляют. Катализатор меняют на пламегаситель. Тогда прямоточный глушитель станет эффективным завершением переделки. Однако в этом случае от прямого предназначения глушителя остается одно лишь название. Ведь новое устройство системы выпуска отработавших газов становится шумным.
С другой стороны, добиваются того, чтобы от отсека двигателя отводилось тепло. Для этого коллекторные трубы покрывают термическим напылением с низкой теплопроводностью, благодаря чему выделение тепла снижается, а эффективность системы впрыска возрастает.
Заключение
Так устроена и модифицируется система выпуска отработавших газов. Инжектор у вас или моновпрыск — все равно. При желании модифицировать глушитель не забывайте и о других деталях системы.
Похожие статьи
- Вывод отработанных газов. Выхлопная труба
- Выхлопная система ВАЗ-2110: устройство, замена
- Резонатор глушителя. Неисправности и рекомендации по ремонту
- Тюнинг выхлопной системы своими руками
- Клапан ЕГР: что это такое?
- Сажевый фильтр на дизеле - что это? Удаление сажевого фильтра - последствия на дизеле
- Выхлопные газы автомобилей: состав, вред окружающей среде и опасность для здоровья человека