Как научить детей правильно выделять корень слова и парные согласные в нем?

0
0

Изучение темы «Корень слова» приходится по программе на 2 класс. Дети учатся выделять его в слове, подбирать однокоренные примеры.

Чтобы ученик хорошо усвоил данный материал и смог в дальнейшем запоминать орфограммы в основной морфеме, необходимо правильно объяснить, какую роль выполняет эта часть.

Немаловажным станет и процесс запоминания правил, орфограмм. Многие учителя, методисты советуют учить ребенка с младшего школьного возраста не просто зазубривать текст правила, а применять его на практике. Огромную пользу в быстром запоминании играют схемы. Ребенок должен прочитать правило, в виде схемы записать самое главное из него. Зрительная память, которая развита больше всего у детей школьного возраста, дает возможность воспроизводить, применять выученное на практике.

корень слова

Что такое корень и для чего он нужен слову?

Ученики должны четко знать и понимать, что корень слова это главная морфема, общая часть родственных слов. Именно в ней заключено основное лексическое значение слова.

Важно указать, что однокоренные слова должны не только иметь общую морфему, но и обозначать предметы, признаки, действия из одной сферы.

Например: сказать, пересказывать, рассказ, сказка, высказывать. Общая часть –сказ-, а слова обозначают "говорить" или "повествовать о чем-либо".

Или: перенос, носовой, занос, переносица – не будут однокоренными, так как их общая морфема -нос- будет давать различные лексические значения.

парные согласные в корне слова

Парные согласные в корне слова

Научив детей выделять правильно основную часть слова, учитель должен сделать акцент на том, что в русском языке существует 12 согласных звуков, образующих пары между собой.

Это: д-т, ж-ш, з-с, б-п, в-ф, г-к - все они могут чередоваться и в корне слова, поэтому важно не только их запомнить, но и выучить правила, благодаря которым можно проверить написание необходимой буквы.

Определить правильное написание в корне можно, если подобрать проверочный вариант, в котором после сомнительной буквы будет стоять гласный звук. Например: мороз – морозы, сад – сады, арбуз – арбузы, дорожка – дороженька - это парные слова. В корне слова после проверки легко поставить нужную согласную, ведь все сразу становится понятно.

Но не каждый корень слова, оканчивающийся на согласную, можно проверить подобным образом. Такие исключения называются словарными. Например: анекдот, аптека, космонавт, вокзал, зигзаг и другие.

Варианты упражнений для закрепления изученного материала

Для того чтобы ученик закрепил полученные знания, умел определять парные слова, в корне находить необходимую для проверки букву, нужно провести закрепление изученного материала при помощи упражнений.

парные слова в корне слова

Для более слабых учеников лучше закрепление проводить в форме комментированного письма, объясняя все правила и показывая способы подбора проверочного слова.

Например, можно использовать следующие слова для комментированной записи:

Скользкая – скользить, дерзкий – дерзок, просьба – просить, изморозь – морозить, юбка – юбочка.

корень слова

Упражнения для сильных учеников и домашнего закрепления

Индивидуальный подход к каждому ученику – это залог успеха каждого преподавателя. Учитывая, что в каждом классе есть сильные и слабые дети, учитель может предложить работу на карточках определенной группе школьников. Такие же упражнения рекомендованы для домашнего закрепления материала.

1. Используя только первые слоги записанных слов, составьте новое слово и проверьте сомнительный согласный, определите корень слова.

  • рукав, башмак, карусель (рубашка – рубашечка);
  • загребать, гадкий, Карина (загадка – загадочная);
  • крот, ватный, каша (кроватка – кровати).

2. Запишите текст и выделите слова, в которых нельзя проверить написание парных согласных, а их нужно запомнить.

"Александр приходил в школу всегда с чем-нибудь вкусным: мятными пряниками, баранками и су..ками. Я всегда собираюсь домой и надеваю варе..ки. Ранняя изморо..ь на траве расписала необыкновенные узоры. Девочки и мальчики бегали по полю в ярких и красивых фу..болках. Мы увидели, как мастер сделал из большой деревя..ки прекрасную и большую ло..ку. Наш а..томобиль шел на большой скорости, поэтому мы все держались за сиденья. Все жители страны смотрели за тем, как известный космона..т приземлялся на Землю."

Парные согласные в корне слова – это тот базовый материал, который позволит в дальнейшем школьнику грамотно писать, быстро проверять сомнительные варианты во время диктанта.