Как научить детей правильно выделять корень слова и парные согласные в нем?
Изучение темы «Корень слова» приходится по программе на 2 класс. Дети учатся выделять его в слове, подбирать однокоренные примеры.
Чтобы ученик хорошо усвоил данный материал и смог в дальнейшем запоминать орфограммы в основной морфеме, необходимо правильно объяснить, какую роль выполняет эта часть.
Немаловажным станет и процесс запоминания правил, орфограмм. Многие учителя, методисты советуют учить ребенка с младшего школьного возраста не просто зазубривать текст правила, а применять его на практике. Огромную пользу в быстром запоминании играют схемы. Ребенок должен прочитать правило, в виде схемы записать самое главное из него. Зрительная память, которая развита больше всего у детей школьного возраста, дает возможность воспроизводить, применять выученное на практике.
Что такое корень и для чего он нужен слову?
Ученики должны четко знать и понимать, что корень слова – это главная морфема, общая часть родственных слов. Именно в ней заключено основное лексическое значение слова.
Важно указать, что однокоренные слова должны не только иметь общую морфему, но и обозначать предметы, признаки, действия из одной сферы.
Например: сказать, пересказывать, рассказ, сказка, высказывать. Общая часть –сказ-, а слова обозначают "говорить" или "повествовать о чем-либо".
Или: перенос, носовой, занос, переносица – не будут однокоренными, так как их общая морфема -нос- будет давать различные лексические значения.
Парные согласные в корне слова
Научив детей выделять правильно основную часть слова, учитель должен сделать акцент на том, что в русском языке существует 12 согласных звуков, образующих пары между собой.
Это: д-т, ж-ш, з-с, б-п, в-ф, г-к - все они могут чередоваться и в корне слова, поэтому важно не только их запомнить, но и выучить правила, благодаря которым можно проверить написание необходимой буквы.
Определить правильное написание в корне можно, если подобрать проверочный вариант, в котором после сомнительной буквы будет стоять гласный звук. Например: мороз – морозы, сад – сады, арбуз – арбузы, дорожка – дороженька - это парные слова. В корне слова после проверки легко поставить нужную согласную, ведь все сразу становится понятно.
Но не каждый корень слова, оканчивающийся на согласную, можно проверить подобным образом. Такие исключения называются словарными. Например: анекдот, аптека, космонавт, вокзал, зигзаг и другие.
Варианты упражнений для закрепления изученного материала
Для того чтобы ученик закрепил полученные знания, умел определять парные слова, в корне находить необходимую для проверки букву, нужно провести закрепление изученного материала при помощи упражнений.
Для более слабых учеников лучше закрепление проводить в форме комментированного письма, объясняя все правила и показывая способы подбора проверочного слова.
Например, можно использовать следующие слова для комментированной записи:
Скользкая – скользить, дерзкий – дерзок, просьба – просить, изморозь – морозить, юбка – юбочка.
Упражнения для сильных учеников и домашнего закрепления
Индивидуальный подход к каждому ученику – это залог успеха каждого преподавателя. Учитывая, что в каждом классе есть сильные и слабые дети, учитель может предложить работу на карточках определенной группе школьников. Такие же упражнения рекомендованы для домашнего закрепления материала.
1. Используя только первые слоги записанных слов, составьте новое слово и проверьте сомнительный согласный, определите корень слова.
- рукав, башмак, карусель (рубашка – рубашечка);
- загребать, гадкий, Карина (загадка – загадочная);
- крот, ватный, каша (кроватка – кровати).
2. Запишите текст и выделите слова, в которых нельзя проверить написание парных согласных, а их нужно запомнить.
"Александр приходил в школу всегда с чем-нибудь вкусным: мятными пряниками, баранками и су..ками. Я всегда собираюсь домой и надеваю варе..ки. Ранняя изморо..ь на траве расписала необыкновенные узоры. Девочки и мальчики бегали по полю в ярких и красивых фу..болках. Мы увидели, как мастер сделал из большой деревя..ки прекрасную и большую ло..ку. Наш а..томобиль шел на большой скорости, поэтому мы все держались за сиденья. Все жители страны смотрели за тем, как известный космона..т приземлялся на Землю."
Парные согласные в корне слова – это тот базовый материал, который позволит в дальнейшем школьнику грамотно писать, быстро проверять сомнительные варианты во время диктанта.
Похожие статьи
- Буржуи - это.. Значение и происхождение слова
- Родственные слова в русском языке
- Что такое корень слова: определение, примеры, правила
- Почему река называется рекой? Происхождение слова «река». Название рек
- Правописание сложных слов: общие правила
- Безударная гласная в корне слова: правила и исключения
- Что такое хореография? Значение слова, происхождение