Кострома, Ипатьевский монастырь: адрес, режим работы, экскурсии
Среди многочисленных святых обителей России особое место занимает Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь г. Костромы, ставший свидетелем и участником важнейших событий отечественной истории. Расположенный в западной части города, вблизи места впадения одноименной реки в Волгу, он по праву вошёл в число крупнейших возрождённых духовных центров страны.
Чудное исцеление беглого мурзы
Предания, повествующие о возникновении монастыря, являют нам две версии этого события. По одной из них, наиболее известной, в 1330 году татарский мурза по имени Чет бежал из Золотой Орды к Московскому князю Ивану Калите и по пути занемог. Совсем уже был готов несчастный беглец распрощаться с жизнью, как вдруг на волжском берегу явилась ему Божья Матерь, сопровождаемая апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским.
Сподобившись столь чудного видения, мурза исцелился от недуга, а прибыв в Москву, принял святое крещение с именем Захария, став впоследствии основателем таких знатных боярских родов, как Годуновы, Сабуровы, Шеины и Захарьины. В благодарность за своё исцеление он на собственные средства (не с пустыми же руками мурза сбежал из Орды) построил монастырь на том самом месте, где явилась ему Пресвятая Дева.
Иные варианты развития событий
Согласно второй версии – менее назидательной, но более вероятной, – Ипатьевский монастырь (г. Кострома) был заложен в 1275 году родным братом Александра Невского, великим князем Владимирским Василием Ярославичем, жившим одно время на берегах Волги. И, наконец, ряд исследователей отдаёт эту честь известному Костромскому князю XIII века Василию, получившему прозвище Квашня.
Так или иначе, но доподлинно известно, что после упразднения Костромского княжества, произошедшего в конце того же XIII века, монастырь перешёл под покровительство рода бояр Годуновых и через два с половиной столетия, в период их возвышения при дворе Ивана Грозного, начал бурно развиваться.
Обитель, покровительствуемая Годуновыми
Происходило это в силу того, что Годуновы, как было сказано выше, считали основателем своего рода беглого мурзу Чета, местом чудесного исцеления которого была Кострома. Ипатьевский монастырь получал от них огромные вклады, в результате чего к 1600 году его земляной фонд увеличился в четыре раза, и во владении находилось около четырёхсот сёл.
Кроме того, Годуновыми было передано в обитель большое количество драгоценной церковной утвари, книг и облачений. В результате всех этих благодеяний на рубеже XVI и XVII веков Ипатьевский монастырь по своим доходам занял четвёртое место среди прочих российских обителей. Однако его звёздный час был ещё впереди.
Монастырь в осаде горожан
Годы Смутного времени явились периодом упадка большинства российских городов. Не составила исключение и Кострома. Ипатьевский монастырь стал местом трагических событий, связанных с тем, что его настоятель архимандрит Феодосий вместе с игуменом соседней обители присягнули на верность «Тушинскому вору» – Лжедмитрию II.
В результате жители города, возмущённые их отступничеством, восстали, перебили гарнизон, присланный из Тушино, и взяли монастырь в осаду. Однако сразу проникнуть внутрь им не удалось – помешали крепкие каменные стены. Лишь через семь месяцев упорных боёв горожане, поддержанные срочно прибывшими ратниками Василия Шуйского, овладели монастырём и восстановили в нём законный порядок.
Московское посольство
Осенью 1612 года в обители появились новые насельники – монахиня Марфа и её шестнадцатилетний сын Михаил Фёдорович. Они происходили из старинного боярского рода Романовых. Проживая последнее время в своей костромской вотчине – селе Домнине, мать и сын были вынуждены укрыться за монастырскими стенами от мародёрства польско-литовских отрядов.
Весенним днём 13 марта 1613 года произошло событие, благодаря которому в историю России навеки вошла дотоле тихая провинциальная Кострома. Ипатьевский монастырь посетило прибывшее из Москвы посольство Земского собора, решением которого юный сын монахини Марфы – Михаил Фёдорович Романов – был избран российским самодержцем.
На следующий день под сводами Троицкого собора была совершена торжественная церемония его призвания на царство. Восшествие на престол первого государя из Дома Романовых, начавшееся в Ипатьевском монастыре, положило конец тяжелейшему периоду отечественной истории, названному впоследствии Смутным временем. Следует помнить, что с костромской обителью связано также имя такого верного сына Отечества, как Иван Сусанин, заманившего в непроходимые лесные дебри поляков, спешивших уничтожить будущего царя.
События последующих лет
Именным указом царя Михаила Фёдоровича на территории, примыкающей с западной стороны к монастырю, был отстроен Новый город, обнесённый высокой каменной стеной, имевшей три мощные сторожевые башни. Одна из них, увенчанная многоугольным шатром, находится на том самом месте, где в 1613 году остановился крестный ход, провожавший в Москву юного царя.
В середине XVII столетия облик монастыря претерпел значительные изменения, и причиной тому послужило несчастье, произошедшее в 1649 году. В один из дней по нерадивости иноков произошёл взрыв порохового погреба, унесший жизни нескольких человек и почти полностью разрушивший Свято-Троицкий собор. В огне возникшего пожара погибло много старинных икон и драгоценной утвари. В последующие годы святыня была заново отстроена и своими размерами, а также архитектурными достоинствами во многом превзошла прежнюю постройку.
Семейная святыня Романовых
В течение последующих трёх столетий обитель, ставшая «колыбелью дома Романовых», заняла между другими российскими монастырями привилегированное положение и достигла небывалых доселе высот. Известная прежде как родовая обитель Годуновых, она стала началом пути новой царствующей династии, члены которой явились её щедрыми покровителями. Следует отметить, что каждый государь, восходя на престол, считал своей святой обязанностью посетить монастырь, ставший их фамильной святыней.
В связи с этим неудивительно, что в 1913 году центром празднеств, связанных с трёхсотлетием Дома Романовых, стала именно Кострома. Ипатьевский монастырь (фото тех дней представлено в статье) почтил своим присутствием Николай II, все члены царской семьи, а также высшие сановники и наиболее видные представители набравшего к тому времени силу промышленного капитала. Не осталось в стороне и купечество.
Годы духовного мрака и запустения
После октябрьского вооружённого переворота волна террора, направленная против Русской православной церкви, её служителей и наиболее активных прихожан, захлестнула страну. Не избежала её и Кострома. Ипатьевский монастырь был упразднён уже через два года после прихода к власти новых хозяев жизни, а его имущество национализировано.
Постройки, находившиеся на территории обители, стали использоваться в качестве жилых помещений для работников местного текстильного предприятия, а часть из них отвели под детский приют и казарму. Обширный монастырский двор использовался в качестве стадиона или танцплощадки. В 1934 году жертвой одной из очередных антирелигиозных кампаний стал взорванный властями второй по величине монастырский собор, некогда возведённый и освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Обитель, возвращённая церкви
Возрождение святой обители связано с переменами в жизни страны, вызванными перестройкой. В 1989 году в стенах Троицкого собора было совершено первое за последние семьдесят лет богослужение, а двумя годами позже Ипатьевский монастырь (Кострома), адрес которого: ул. Просвещения, 1, был зарегистрирован как Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 2002 году по личному распоряжению президента России В. В. Путина все монастырские постройки и находящееся на его территории имущество были переданы в безвозмездное пользование Костромской епархии.
Это явилось знаменательным событием в жизни всей Русской Православной Церкви, среди святых обителей которой вновь занял своё место Ипатьевский монастырь (Кострома). Экскурсии, по-прежнему проводимые в нём, отныне приобрели более глубокий смысл. Посетители, съезжающиеся в него со всех концов страны, получили возможность не только прикоснуться к истории монастыря, но и почувствовать силу возрождённой в нём духовной жизни.
Музей, сохранённый в монастырских стенах
За последние десятилетия в народе значительно возрос интерес ко всему, что связано с его национальными истоками и традициям, уходящим корнями в глубокую старину. Этим объясняется увеличивающийся с каждым годом поток паломников и просто туристов, направляющихся во святые обители России, одной из которых является Ипатьевский монастырь (Кострома).
Режим работы действующего на его территории музея организован таким образом, чтобы максимально удовлетворить всё возрастающий спрос со стороны как жителей самого города, так и приезжих. Свои услуги им предлагают многочисленные туристические и экскурсионные фирмы. Специализируясь в данной области, они среди прочих объектов культурного наследия, обслуживают и Ипатьевский монастырь (Кострома).
Режим, в котором осуществляются ими плановые экскурсии, можно узнать на соответствующих информационных ресурсах. В любом случае следует иметь в виду, что вход на территорию обители платный и в летнее время (май - сентябрь) разрешён с 9:00 до 18:00, а в зимнее (октябрь - апрель) с 10:00 до 17:00.
Похожие статьи
- Земский собор 1613 года: причины, участники, цель и результаты
- Достопримечательности Костромы: фото и описание, самые интересные места, советы и отзывы туристов
- Икона Божией Матери Федоровская. Чудодейственная сила иконы
- Население Костромы: численность, этнический состав. Город Кострома: история, экономика, экология, культура
- Где снимали "Жестокий романс", в каком городе?
- Музеи деревянного зодчества России: список и фото
- Какие города входят в Золотое кольцо России? Золотое кольцо России: города, достопримечательности