Дмитрий Бертман: биография и личная жизнь режиссера
Его оперные постановки вызывают восторг и бурные рукоплескания у огромной армии поклонников не только в нашей стране, но и за ее пределами. На сцене своего любимого театра «Геликон-Опера» он срежиссировал уже более ста спектаклей. Дмитрий Бертман на протяжении всей своей сознательной жизни проявляет неподдельный интерес к оперному искусству, при этом он не страдает «звездной болезнью», став настоящим экспертом в вышеуказанном жанре. Ему посчастливилось сотрудничать с настоящими корифеями оперной сцены: Еленой Образцовой, Галиной Вишневской, Мстиславом Ростроповичем. Сегодня Дмитрий Бертман продолжает много работать, а именно: ставить спектакли и всеми доступными средствами продвигать оперное искусство в массы. И это у него хорошо получается. Что же в первую очередь интересует тех, для кого крупной величиной в искусстве является Дмитрий Бертман?
Биография и личная жизнь маэстро, естественно. Рассмотрим эти аспекты его жизни подробнее.
Годы детства и юности
Дмитрий Бертман – уроженец Москвы. Он появился на свет 31 октября 1967 года. Примечателен тот факт, что свой первый спектакль создатель «Геликон-Оперы» посмотрел в возрасте 2,5 лет. Это была сказка, поставленная на сцене столичного ТЮЗа.
Прививать любовь к искусству в раннем возрасте стала его мать. Причем не только к лицедейству, но и к музыке. Она регулярно ходила с маленьким Димой в Большой зал консерватории, где они слушали концерт Рихтера. Спустя некоторое время мальчик уже наслаждался творчеством Елены Образцовой и Нины Архиповой.
Юный Дмитрий рос в творческой атмосфере, в том смысле, что в коммунальную квартиру, а потом и в «хрущевку», где он жил с родителями, часто приходили люди, связанные с искусством.
Отец будущего режиссера не был профессиональным музыкантом, но он прекрасно играл на виолончели, скрипке и фортепьяно. У себя дома Дмитрий Бертман, будучи подростком, часто слушал пластинку «Евгений Онегин» с Ростроповичем и Вишневской. Он и предположить не мог, что, повзрослев, станет режиссировать спектакли с композитором Геннадием Рождественским и звездой оперной сцены Еленой Образцовой. Не мог заранее знать Дмитрий Бертман, что и именитая обладательница колоратурного меццо-сопрано Зара Долуханова, будучи уже немолодой, пополнит армию поклонников его творчества.
Выбор профессии очевиден
Естественно, после окончания школы молодой человек уже твердо знал, что свяжет свою жизнь с искусством. В 1984-м Дмитрий Бертман, биография которого представляет огромный интерес для ценителей оперы, станет студентом ГИТИСа им. Луначарского (сегодня – Российская Академия театрального искусства). Юноша выбрал специальность «Режиссер музтеатра». У Бертмана были именитые и талантливые педагоги. Один из них – это Георгий Ансимов, который на протяжении многих лет руководил театром Московской оперетты. Он был строгим, но справедливым наставником.
Другой, не менее опытный педагог – это Борис Покровский, который длительное время работал в Большом театре в качестве режиссера. Следует сказать о вкладе по превращению Дмитрия Бертмана в творческую личность, который внес Матвей Ошеровский. Это он будет учить молодого человека в аспирантуре.
Одесский театр
Когда Дмитрий Бертман, личная жизнь которого связана исключительно с искусством, получит заветный диплом, за его плечами уже будет целый ряд музыкальных и драматических работ в провинциальных театрах. Но значимой вехой в карьере режиссера станет Одесский театр. Он до сих пор помнит свою первую репетицию в этом храме Мельпомены, когда на сцену сразу вышло не менее ста человек, игравших в хоре. Однако местные зрители далеко не сразу оценили талант Бертмана. Но теплая атмосфера, которая сложилась в Одесском театре, помогла начинающему режиссеру справиться с трудностями в профессии. Дмитрий дебютировал со спектаклем «Выборы президента», художественным оформлением которого занимались его будущие партнеры – Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный. Затем был спектакль «Золотая паутина». Но с постановкой возникли сложности. Дело в том, что труппа Одесского театра существенно поредела, уйдя работать с режиссером Ю. Гришпуном в другой храм Мельпомены. Бертман, параллельно с кадровым» вопросом, должен был решать проблему декораций. Один из актеров вызвался ему помочь, предложив сделать на сцене лес.
Он откуда-то раздобыл сырье, из которого удалось изготовить большую часть декораций. Спектакль был спасен, и долгожданная премьера все-таки состоялась.
«Геликон»
Сам режиссер Дмитрий Бертман заявляет, что какой-то специальной цели создавать театр у него не было. Просто поставили один спектакль с «гитисовцами», затем другой. А спустя некоторое время решили, что разрывать сложившийся творческий альянс было бы глупо. И не последнюю роль в этом порыве сыграли посиделки с яствами и напитками, которые устраивали «коллеги по цеху» после удачной и плодотворной работы. Но оставался вопрос с названием. Решили воспользоваться словарем. Попалось слово «Геликон». Оказалось, что такое название носит гора в Древней Греции. Именно там бог Аполлон проводил время со своими музами. Так театр стал называться «Геликоном». Огромную лепту в его создание внес дирижер Кирилл Тихонов. Он буквально ночевал в театре. Маэстро безвозмездно передавал весь свой бесценный опыт молодым артистам. Музыкант был знаком с Вишневским и Ростроповичем, которые впоследствии стали почетными гостями в «Геликон-Опере».
Другого не надо...
Дмитрий Бертман считает театр главным достижением в своей жизни. Вокруг него сложился сплоченный и дружный коллектив актеров, которые преданы своей профессии на все сто процентов. «Кальмания», «Риголетто», «Фаус», «Князь Игорь» - это лишь малая толика из объемнейшего репертуара «Геликона», на сцене которого маэстро поставил более ста спектаклей. Одного «Онегина» маэстро ставил на протяжении шестнадцати лет. Но помимо решения профессиональных задач, режиссер думает о проблемах организационного характера. Например, он содействует актерам в получении жилья, поскольку квартирный вопрос в его труппе стоит очень остро. Дмитрий Бертман длительное время хотел реализовать на практике идею реконструкции здания, в котором находится его детище.
Режиссер предан своему театру на все сто процентов. Маэстро не променял бы свой «Геликон» ни на какой другой храм Мельпомены. Но если бы Дмитрий не создал его в свое время, то, вероятнее всего, предпочел бы работать в Большом театре. Его время от времени приглашают ставить спектакли, но на других сценах. Да только, как это ни пафосно прозвучит, Дмитрий Бертман ни за какие сокровища не оставит свое детище. Он даже отказывал зарубежным руководителям театров.
Маэстро уже много лет преподает в Оперной студии, расположенной в швейцарском городе Берне. В родном вузе он заведует кафедрой режиссуры и актерского мастерства.
Регалии и награды
Заслуги Дмитрия Бертмана в области театрального искусства были отмечены как в нашей стране, так и за ее пределами. За создание уникального театра он удостоился почетного статуса заслуженного деятеля искусств, который присвоил ему первый российский президент Борис Ельцин.
Кроме этого, режиссер получил престижную награду, инициатором которой стал уже президент Франции Жак Ширак. Дмитрию Бертману вручили орден «Академических пальм», который стала олицетворением его заслуг в культуре вышеуказанной страны. Сам маэстро заявляет, что когда он въезжает на территорию Пятой республики, французы отдают ему честь. Следует отметить, что Бертман очень часто бывает с гастрольными турами в стране, являющейся законодательницей моды. Он существенно расширил театральный репертуар Франции.
Причем Дмитрий Бертман может похвастать тем, что театр «Геликон» - едва ли не единственный, который удостоился чести выступать на Елисейских полях. Именно здесь с большим успехом прошли спектакли «Кармен» и «Сказки Гофмана».
Проекты в России
Следует несколько слов сказать и о подарке, который Дмитрий Бертман со своей труппой подготовил к юбилею города на Неве. Спектакль под названием «Петр Первый» прошел на ура. Причем в его организации помогли коллеги режиссера из Франции.
Но это еще не все успехи маэстро. В городе Калининграде Дмитрий Бертман инициировал создание музыкального театра, за что и получил награду «Мальтийский крест». Сегодня этот храм Мельпомены пользуется большой популярностью у зрителя. Также за вклад в мировую культуру Дмитрий Александрович удостоился почетного титула графа Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Рыцарей Родоса и Мальты экуменических.
Хобби и увлечения
Дмитрий Бертман – человек, который, как и другие творческие личности, имеет собственные увлечения. Одно из них – это классическая музыка. Его любимые композиторы – Моцарт и Чайковский. Другое хобби маэстро – это чтение художественной литературы. Режиссер располагает обширной домашней библиотекой. Также у маэстро есть слабость к предметам старины и картинам известных художников. В частности, в его домашнем арсенале имеются эксклюзивные часы, которые Дмитрий Бертман приобрел в Швеции во время гастролей в Королевской опере. А еще в коллекции режиссера присутствуют огромные напольные часы темного цвета, полностью идентичные тем, которые использовались в авторском спектакле «Пиковая дама».
Также интерьер его дома украшают портреты известных людей, жизнь которых была связана с музыкой и театром. А еще в его квартире стоит старинный буфет, который достался от бабушки. Маэстро гордится этой раритетной вещью.
Семья
Естественно, многих интересует вопрос о том, какую жизнь ведет вне профессии Дмитрий Бертман. Жена, дети режиссера – кто они? На самом деле у маэстро нет супруги и отпрысков. Все дело в том, что его семья – это театр, без которого он не представляет жизни.
Участие в телевизионном проекте
Режиссер принимает участие в телевизионных проектах, чтобы хоть на несколько шагов приблизить народ к искусству. Речь идет, в частности, о «Большой опере». Этот конкурс оперных вокалистов вот уже на протяжении нескольких сезонов транслируется на канале «Культура». При этом режиссер является почетным членом жюри в проекте.
«Ожидалось, что рейтинги конкурса будут невысокими. Но к счастью, предположения не оправдались. Проект помог выявить такое количество талантов, что можно с уверенностью сказать - в нашей стране еще не все потеряно», - заявил Дмитрий Бертман. «Большая опера», по мнению режиссера, - нужный и своевременный конкурс, популярность которого будет только расти.
Похожие статьи
- Такой веселый и обаятельный Колчин Дмитрий
- Дмитрий Воденников: поэт, за которого говорят его стихи
- Журналист Дмитрий Губин: биография, деятельность, личная жизнь и интересные факты
- Театр "Геликон-Опера": где находится? История и фото
- Биография Дмитрия Губерниева, самого экстравагантного ведущего отечественного телевидения
- Краткий обзор гастробара "Дуо" (Санкт-Петербург): особенности, меню, отзывы, фото
- Поэт Борис Рыжий: стихи, биография, личная жизнь, причина смерти