Фуко Мишель: биография и философия
Фуко Мишель – французский историк и философ, научные интересы которого охватывают весьма широкий спектр знаний. Считается самым авторитетным и оригинальным из современных французских мыслителей. Сегодня мы с вами узнаем, через что в своей жизни прошел Мишель Фуко. Кратко рассмотрев его основные книги, мы получим более полное представление о философе.
Детство
Поль Мишель Фуко родился в 1926 году на юге Франции, в небольшом городке Пуатье. Его отец, как и дедушка, был профессором анатомии и экспертом в области хирургии. Он работал в медицинском институте. Дедушка Фуко по маминой линии также был медиком. Следовательно, когда родился Поль-Мишель, вся семья была уверена, что он пойдет по стопам старших Фуко. Однако мальчик выбрал другой жизненный путь, в чем его полностью поддерживала мать. Это была не единственная традиция, которую нарушил будущий философ.
В семье Фуко было принято, что каждый мальчик получает имя Поль. Мать была против этой традиции, поэтому, несмотря на то что официально ребенок был назван Полем, у него было второе имя – Мишель. Вопреки школьным спискам, Мишель Фуко просил всех своих друзей не называть его именем отца, которого он, будучи юношей, откровенно ненавидел.
Школа
До 1943 года Фуко учился в гимназии, расположенной в его родном городке. Когда он учился в школе, Франция переживала трагические времена. В 1940 году городок Пуатье оккупировали фашисты. За неповинность они убили двух школьных учителей Фуко. Вспоминая свое отрочество, Мишель сделал вывод, что все самые яркие впечатления этого возраста у него были связаны с войной и политикой. Он помнит свое потрясение от гибели учителей и ужас в глазах испанских беженцев. «Ужасные события, происходящие в мире того времени, оставили в памяти детей гораздо более яркое впечатление, нежели их семейные отношения», – резюмирует свои воспоминая Фуко Мишель. Возможно, именно благодаря тому ужасу, который Фуко пережил в детстве, он стал интересоваться историей и философией.
Высшее образование
Когда война закончилась, Фуко поехал в Париж и начал готовиться к поступлению в «Эколь Нормаль» – Высшую нормальную школу. На тот момент она входила в ряды наиболее престижных учебных заведений Франции. В 1946 году Фуко поступил в вуз, который стал новым этапом в его жизни.
В школе «Эколь Нормаль», которая подарила Франции множество известных философов, царила своеобразная атмосфера. Молодых студентов постоянно сравнивали с успешными выпускниками прошлых лет. Стены учебного заведения были пропитаны соперничеством, интеллектуальными притязаниями и стремлением к самореализации. Впоследствии многие студенты этого престижного вуза, в том числе и Фуко Мишель, отзывались о своей «альма матер» не лучшим образом. По их словам, в «Эколь» каждый показывал себя не с лучшей стороны, у каждого был своей личный невроз.
Тем не менее столь удручающая атмосфера не помешала Фуко выделиться. Он показывал поразительную работоспособность и эрудицию. Вместе с тем парень любил высмеять своих соратников со злой ироничностью, за что заслужил репутацию психически больного. Со временем все стали избегать общения с Фуко, он замкнулся.
Психическое расстройство
Мишель Фуко, история становления которого началась с психологического расстройства, был совершенно не приспособлен к коллективному существованию. А по правилам Высшей нормальной школы студенты жили в общежитии по 6 человек в комнате. В 1948 году парень совершил попытку самоубийства. После этого отец записал его на прием к одному из лучших психиатров на тот момент. Этот ужасный эпизод из жизни будущего философа дал ему право на отдельную комнату в общежитии. Говоря о психических расстройствах, нельзя не упомянуть про гомосексуальные наклонности Фуко, которые еще больше усложняли его жизнь.
В университете он увлекался психологией и психиатрией. В 1948 году он получил степень лиценциата по философии, а через год – такую же степень по психологии, а также диплом Парижского психологического института. А в 1952-м в этом же институте Фуко получил диплом по психопатологии.
Начало карьеры
После института Фуко Мишель много работал со швейцарскими экспертами-экзистенциалистами. Позже он получил должность психолога в госпитале Святой Анны. Среди пациентов молодого психолога были тюремные заключенные, страдающие психологическими расстройствами. По словам Фуко, его деятельность в тюремном госпитале совершенно не отличалась от работы в типичных провинциальных госпиталях.
В период с 1951 по 1955 год Фуко работал преподавателем психологии в университете города Лилля, а также в своем родном учебном заведении – Высшей нормальной школе. Он часто водил своих студентов в госпиталь Святой Анны, чтобы продемонстрировать им больных.
Хайдеггер и Ницше
В студенческие годы и во времена зарождения профессиональных взглядов Фуко Францию, с точки зрения философии, наполняли такие направления, как марксизм, феноменология и экзистенциализм. Самым влиятельным французским философом тогда считался Ж. Сартр. Марксизм, как и экзистенциализм, рассматривал связь отчуждения с сущностью человека. Фуко любил оба эти направления философской мысли еще с молодости. Был период, когда он очень серьезно увлекся учением Хайдеггера. Чтобы изучать его труды, а также труды Гуссерля, Фуко даже выучил немецкий язык. Чтение работ Хайдеггера привело Поля Мишеля к знакомству с трудами Ницше, глубокое уважение к которым он пронес через всю жизнь. Ницше своеобразно повлиял на мировоззрение Фуко. Он разглядел в трудах Ницше идею генеалогии, в то время как все остальные находили в них рассуждения о морали, злобе и зависти.
Марксизм
Кроме генеалогического подхода Ницше, значительную роль в становлении взглядов Фуко сыграли гегельянство и марксизм. Мишель не только тщательно изучал Маркса в студенческие годы, но и находился в рядах Французской коммунистической партии с 1950-го года. Правда, через несколько месяцев после смерти Сталина Фуко покинул ее, разочаровавшись. За недолгое время пребывания в партии он фактически возглавил целый кружок молодых студентов Высшей нормальной школы, которые под влиянием политизации молодежи также вступили в партию. С тех пор Фуко на всю жизнь остался до мозга костей политизированным.
Изучая работы Маркса и труд «Дело Лысенко», Фуко увлекся властными отношениями в формировании знаний разных типов. Он исследовал те властные отношения, которые игнорирует классический марксизм. Это отношения учителя с учеником, врача с пациентом, родителя с ребенком, надзирателя с заключенным и так далее. По сути, на протяжении всей творческой эволюции Фуко осмысливал эти отношения.
Странствия
После политической деятельности в жизни Фуко начался период странствий. Он работал в Варшаве, Гамбурге и Упсале. В эти годы на свет появилась первая книга, которую самостоятельно издал Мишель Фуко, – «История безумия». В период с 1966 по 1968 год мужчина преподавал в Тунисе. Он также неоднократно выступал с лекциями в Японии, Бразилии, Канаде и Америке. Постепенно все больше и больше проповедовал философские взгляды Мишель Фуко. «Слова и Вещи» – очередная книга философа, которая увидела свет в 1966 году. В ней автор рассмотрел сдвиг в истории западного знания, который повлек за собой современную форму мышления, которая в первую очередь является мышлением о человеке. Данная область, будучи эписистемой, предшествует словам, жестам и восприятиям.
Наиболее благоприятным краем для жизни Фуко счел Калифорнию, которую он часто посещал в дальнейшем. Здесь гомосексуалисты решительно могли отстаивать свои права.
«История безумия»
Возвращаясь к годам, которые предшествовали изданию этой книги, стоит отметить, что многие французские ученые того времени проявляли интерес к психиатрии. По словам Жана Ипполита, любимого учителя Фуко, изучение безумия как человеческого отчуждения стоит в центре антропологии. Сумасшедший дом, по его словам, – это приют для людей, которые не могут существовать в бесчеловечной среде. Эти слова отлично иллюстрируют вектор, которого придерживался в своих трудах сам Мишель Фуко. Книги философа затронут эту тему еще не раз.
Мишель считал, что до него объективного знания о безумии не было, а был лишь набор формулировок. По мнению Ипполита, безумие является крайней степенью отчуждения, которое, в свою очередь, считается неотъемлемой частью человеческой сущности. На основе этих суждений постепенно проводилось исследование генезиса современного европейца, которому Мишель Фуко посвятил всю жизнь. И первым пунктом на пути изучения этой темы стала книга «История безумия».
В данной книге Фуко пытается проиллюстрировать, как постепенно формировался опыт психических болезней, которые отражаются в искусстве и философии. На основании обилия исторических данных он показал, что у общества XVI-XVII веков фактически не было такого понятия, как психическая болезнь. Были лишь общие представления о неразумии, которое приписывали всем, чье поведение было далеким от нормы: бродягам, попрошайкам, колдунам, алхимикам. Таким образом, психическая болезнь как некая культурная реальность является продуктом относительно нового времени.
«Надзирать и наказывать»
Вторая книга, которую издал Мишель Фуко, – «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы». Она продолжает развивать тему генезиса современного человека, как и первый том книги «История сексуальности». Труд философа в конце концов выливается с масштабную концепцию формирования общества, которая в XIX веке пришла на смену эпохе Просвещения и революций буржуазии. Фуко доказал, что в этом обществе была особая, небывалая раньше система властных отношений. Он назвал ее «властью над живым как биологическим видом». Власть такого типа представляет собой постоянно действующий и развивающийся механизм тотального контроля. Одной из ключевых технологий управления была дисциплинарная власть, которую Фуко описывает в книге «Надзирать и наказывать».
В своей работе философ напомнил, что на протяжении многих веков, которые предшествовали Просвещению и буржуазным революциям, подданный имел право на жизнь и смерть. Точнее, суверен имел право на то, чтобы оставить в живых или умертвить подданного, если он вышел из повиновения. При этом суверен мог забрать у подданного все то, что ему принадлежит. Позже отбирание у подданных чего-либо перестало быть ключевой формой власти. Появились другие формы: контроль, надзор, побуждение, поддержка, управление и, наконец, организация. Право на убийство подданного сменилось правом на распоряжение его временем и социальным телом, заметил Мишель Фуко.
«Надзирать и наказывать» – книга, в которой акцент сделан не только на тюремном институте. Автор также отметил, что никогда ранее не было таких кровавых войн, как с начала XIX века. Никакие режимы ранее не истребляли собственное население столь чудовищно. То самое право на смерть стало выступать как дополнение к власти. Принцип «убить, чтобы выжить» стал принципом межгосударственных отношений. Геноцид стал мечтой многих правителей Нового времени.
Новые формы власти
В XIX веке не только медицина, но и педагогика вместе с юриспруденцией стали уделять большое внимание психологическим отклонениям, которых в результате было открыто довольно много. Вместе с тем мобилизовались новые формы власти, которые базируются на том, чтобы сверять индивида с нормой. К ним можно отнести власть врачей, учителей, родителей и психиатров. Таким образом, постоянный контроль над нормальностью человека приучает его быть объектом власти и оценивать себя в зависимости от степени соответствия с нормой, отмечает Мишель Фуко. Безумие в этом контексте представляет собой нечто, открывающее сущность человека.
Фуко считал, что в своих исследованиях он больше философ, нежели историк. Как говорил Мишель Фуко, философия нацелена на исследование истоков сложившихся событий и попытку понять, что было бы при другом исходе.
В 1970 году на инаугурационной речи в Коллеж де Франс Фуко впервые рассмотрел власть под тем углом, под которым она была представлена в работе «Надзирать и наказывать». Он проанализировал происхождение тюрьмы в современном понимании, а также связанные с ней устои. Философ рассмотрел тюрьму как место, в котором учения о человеке могли бы получить применение, прежде чем методы распространились бы на остальное общество.
Последние годы
Во втором и третьем томах книги «История сексуальности», которые Мишель Фуко издал практически перед смертью, он продолжает рассматривать происхождение моральных постулатов человечества через сексуальную этику. Но здесь он гораздо меньше внимания уделяет деятельности власти.
Осенью 1983 года Мишель Фуко, биография которого весьма необычна, последний раз съездил в Америку. Зимой, как утверждал один его знакомый, философ узнал, что болеет СПИДом. 25 июня следующего года Мишель Фуко скончался.
Похожие статьи
- Мишель Стерн и Лиза Кудроу: история двух влюбленных
- У. Эко "Маятник Фуко"
- Лучшие исторические романы: список книг
- Исаакиевский Собор. Как маятник Фуко в соборе стал символом борьбы между наукой и религией?
- Социальная структура и проблематика общественного анализа
- Кроватка-маятник - лучшее для самого дорогого
- Кладбище Введенское: схема проезда, могилы знаменитостей и интересные факты