«Паллада» – фрегат-легенда русского флота

0
0

Русский фрегат «Паллада» 19 века – совершенное творение российского кораблестроения, когда сошел со стапелей, то вызвал восхищение моряков Балтики.

паллада фрегат

Строительство фрегата

В сентябре 1831 года император Николай I отдал личное указание о строительстве нового фрегата полковнику-кораблестроителю В. Ф. Стокке. Он еще до закладки получил имя мудрой дочери Зевса, покровительницы войны и искусств – «Паллада». Фрегат предназначался для заграничных путешествий царской фамилии, и потому для его строительства использовались не только новейшие технологии, но и самые лучшие материалы.

02.11.1831 году в Охте на верфях был заложен новый корабль. Корпус сделали из лиственницы и дуба, палубы – из дерева тика. В кубриках впервые прорезали круглые иллюминаторы с окантовкой из бронзы, укрепленные толстым стеклом.

После закладки киля на фрегате его командиром был назначен опытный капитан-лейтенант П. С. Нахимов. Он уже совершил кругосветное путешествие и на корабле «Азов» участвовал в разгроме турецкой эскадры в 1827 году. Когда строилась «Паллада», фрегат русского военного флота, П. Нахимов внес огромное количество усовершенствований: цепи вместо канатов для якорей, питьевая вода стала храниться в луженых квадратных цистернах. Это только малая часть предложений П. Нахимова. Меньше года ушло на постройку корабля, оборудование которого была самым совершенным в русском флоте.

В результате, когда 01.09.1832 сошла со стапелей «Паллада», фрегат направился в Кронштадт для обшивки днища медью. В 1833 году фрегат был полностью готов к боевой службе.

Служба фрегата

В первый год только пробовала свои ходовые качества «Паллада». Фрегат изредка выходил за пределы Финского залива. Потом П. Нахимова перевели на Черноморский флот, и капитаном «Паллады» стал П. А. Моллер. В 1834 году, возглавив отряд судов, фрегат «Паллада» сопровождал пароход «Ижора», который переправлял принца и принцессу из Пруссии в Петергоф. Затем он был направлен с дипломатическими документами в Копенгаген. На следующий год фрегат нес особое поручение. Его грузом были золотые слитки, которые «Паллада» доставила на монетный двор Англии. После капитального ремонта в 1846 году парусный корабль совершил плавание в Северное море и пролив Ла-Манш. В 49-50-м годах фрегат совершил дальний вояж через Атлантический океан и Средиземное море, пройдя свыше 13 тысяч миль.

Японская дипломатическая миссия

фрегат российского военного флота

С 1852 по 1855 год под началом вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию была направлена торговая миссия для заключения договоров. В ней в качестве секретаря принял участие писатель И. А. Гончаров. Он написал книгу, путевые заметки «Фрегат Паллада».

фрегат паллада история
Она прошла через Атлантику, обогнув мыс Доброй Надежды, Индийский и, наконец, Тихий океаны. В это время неоднократно на своем пути «Паллада» встречала штормы и тайфуны и показывала исключительные мореходные качества и слаженные действия команды. Переговоры с Японией в Нагасаки были неудачными, и корабль отплыл исследовать берега Кореи.

Гибель «Паллады»

В связи с началом Крымской войны, фрегат был отозван в Россию. Но он был уже стар, корпус – расшатан и требовал капитального ремонта в доке. Были неоднократные попытки ввести его в устье Амура, которые не удались из-за слишком мелкого фарватера. После зимовки в Константиновской (ныне Постовая) бухте «Паллада» представляла жалкое зрелище: трюмы заполнены водой, ванты и паруса обвисли, верхняя и носовая части палубы были полностью разрушены. В январе 1856 году было принято решение затопить фрегат в той же бухте, где он стоял.

паллада фрегат учебный
По сегодняшний день там находятся его останки. Среди моряков появилась традиция спускать водолазов к месту затопления фрегата. Его исторические детали хранятся в музеях Петербурга и Владивостока.

Отслужив двадцать три года, закончил свое существование фрегат российского военного флота. Это было изящное и благородное судно, по определению писателя А. Гончарова, который с болью в сердце расставался с ним и командой.

Продолжение истории – современный парусник

К счастью, в конце XX столетия было решено восстановить фрегат «Паллада». История говорит, что изящные красавцы-парусники, украшавшие все гавани мира, могут найти себе применение и в современных условиях. Это происходит вопреки бесчувственному к романтике техническому прогрессу. В современном флоте парусные суда как учебные нашли свое место. В России это фрегат «Мир», парусник «Седов». Среди них есть и «Паллада» – фрегат учебный и научно-исследовательский одновременно. Он получил свое наименование в честь известного русского военного судна XIX века.

Где и когда он построен

В 1989 году его построили в Польше на Гданьской верфи. У него три мачты, как и положено для фрегата, но по неизвестным причинам он числится как барк. Корпус сделан из стали. Его флаг взвился 4 июля 1989 года. Он управляется преимущественно вручную. Для этого имеется двадцать шесть парусов.

русский фрегат паллада 19 века
При входе в гавань и выходе из нее и для управления кораблем во время шторма у него есть два двигателя. Он приписан к порту Владивостока и принадлежит Дальневосточному университету. Экипаж состоит из 51-го человека. На нем занимается 144 практиканта. Первое длительное плавание судно совершило в 1992 году в суровых северных условиях, когда его нещадно трепали штормы. Затем «Паллада» отправилась в кругосветное путешествие в 2007 – 2008 годах. Она перешла экватор и зашла в девятнадцать портов. Во время путешествия делались замеры скорости под парусами. Оказалось, что его максимальная скорость 18,8 узла, что было зафиксировано в бортовом журнале и также заснято на видео. Под двигателями скорость почти вдвое ниже.

Всего в активе у судна посещение 35-ти стран мира и заход в более чем сотню портов.

Современная «Паллада» гордо несет имя предшественницы.