История первого русского военного корабля "Орел"

0
0

Когда в 1719 году Пётр I поручил голландцу Харману ван Боллосу создать флюгер, венчающий шпиль недавно построенного здания Адмиралтейства, то в качестве образца мастер избрал очертания фрегата «Орёл», явившегося родоначальником российского флота. Со временем его работа стала одним из исторических символов Санкт-Петербурга. А что же известно о корабле, послужившем его моделью?

Корабль Орел

Государево повеление

Появлению в России первого военного корабля «Орёл» предшествовали вполне мирные события. В 1664 году персидский шах Аббас II даровал российским купцам право беспошлинно торговать в его владениях. Этот знак доброй воли открывал перед Россией широкие возможности, но для их реализации предстояло решить весьма существенную проблему ─ обеспечить безопасность торговых судов на их пути через Каспий. Для этого требовался военный флот, которого тогда ещё не было, но который следовало построить.

С чего-то нужно было начать, и правивший в те годы государь Алексей Михайлович ─ отец Петра I (его портрет приведён ниже) ─ отдал повеление возвести рядом с деревней Дединово, что недалеко от того места, где Москва-река впадает в Оку (126 вёрст от столицы), судостроительную верфь, рассчитанную на постройку крупных судов. Одновременно с этим надлежало, взяв за основу западные образцы, начать закладку фрегата. Так, волею государя Алексея Михайловича был заложен корабль «Орёл», положивший начало всему будущему флоту России.

Последние приготовления

Контроль за исполнением царского повеления был возложен на боярина Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина, а непосредственное руководство работами ─ на профессиональных корабелов: дворянина Якова Полуяктова и подьячего Степана Петрова. Поскольку дело им предстояло новое и ещё не освоенное, то из Голландии пригласили опытного мастера Ламберта Гельта.

Первый корабль Орел

Из документов, сохранившихся с той поры, следует, что корабельный лес решили брать недалеко от Коломны, и оттуда по Оке сплавлять к новой верфи, а изготовление всей железной оснастки корабля «Орёл» поручить тульским и каширским мастерам. Определились также с изготовлением парусов и канатов.

В начале тернистого пути

Ранним утром 14 ноября 1667 года, отслужив молебен и благословясь, как это принято у добрых людей, приступили к закладке судна. Однако на первых же порах новоявленные корабелы столкнулись с неожиданными проблемами. Начались они с того, что коломенский лес оказался непригоден для задуманного дела, и взамен оного пришлось возить брёвна из Мурома, где их заготавливали в вотчине местного архиепископа.

Кроме того, оплошали плотники. Привычные к строительству домов и церквей, они были беспомощны на корабельной верфи и не могли взять в толк, чего от них добивался не владевший русским языком Ламберт Гельт. Пришлось их отпустить с миром, а опытных плотников выписывать из той же Голландии.

Русский корабль Орел

Но главной помехой начатому делу был явный саботаж со стороны боярской верхушки, по мнению которой строительство корабля «Орёл» было не решением насущной проблемы того времени, а лишь минутным капризом государя. Да и вообще, в создании военного флота бояре не видели никакого проку. Рассуждали они примерно так: «Отцы-деды жили без него, и мы проживём».

Энтузиаст корабельного дела

И развалилось бы едва начавшееся дело, если бы не упорство и настойчивость главного «прораба» ─ Афанасия Ордин-Нащокина. Именно его стараниями удалось привлечь к работе голландских мастеров, а им в помощь из Коломны и Дединова пригнать три десятка местных плотников. Кроме того, он же сумел отыскать подходящих кузнецов, пушкарей, а также резчиков по дереву и мастеров канатного дела. Бояре же «отблагодарили» его за это злобной травлей, считая выскочкой и потворщиком пустых затей. Игнорируя доброе начинание, они старались всеми силами унизить и оклеветать его реального исполнителя.

Завершение основных работ

Первый русский корабль «Орёл», заложенный на верфи в Дединово, строился по проекту, разработанному голландским полковником Корнелиусом фан Буковеном. При длине корпуса 24,5 м и ширине 6,5 м он имел водоизмещение 250 т и полуметровую осадку. Сохранились записи, согласно которым стоимость первенца русского флота составила 2221 рубль, что по тем временам представляло огромную сумму.

Военный корабль Орел

Весной 1668 года, когда основной объём работ был завершён, в Дединово прибыли 22 голландских моряка, которым предстояло стать командой первого русского корабля «Орёл». Вместе с ними пожаловал и будущий капитан судна Давид Бутлер (тоже, разумеется, голландец). Под его контролем и при участии команды на корабле были выполнены последние перед спуском на воду работы.

Спуск на воду

Погожим весенним днём 19 мая 1668 года новенький корабль с трёхцветным флагом на мачте соскользнул со стапелей и закачался на речных волнах. У его кормила с трубкой в зубах стоял капитан Давид Бутлер. В этом была своя символика: Россия как бы принимала эстафету у Голландии, входившей тогда в число ведущих морских держав мира. Дальнейшие работы производились уже на плаву. Назвав корабль «Орлом», его создатели украсили резными изображениями этого главного элемента российского герба его нос и корму. Красовался орёл и на кормовом флаге.

Продолжение мытарств

В таком праздничном и нарядном виде фрегат простоял у стенки судостроительной верфи ещё целый год, прежде чем смог отправиться в своё первое плаванье. Причина заключалась всё в той же медлительности и нерадивости сухопутных российских чиновников, продолжавших по-прежнему всеми доступными способами мешать делу.

Первый русский корабль Орел

Пока тянулись проволочки, местные жители успели разворовать многие железные и медные детали корабля, которые пришлось делать заново. Когда же Афанасий Ордин-Нащокин обратился в пушкарский приказ с просьбой прислать кузнецов, чтобы заново изготовить утраченное, то получил отказ. Только вмешательство самого государя заставило приказных дьяков направить в Дединово кузнеца, и то лишь одного. Голландцы хмуро взирали на происходящее вокруг, ругались на непонятном языке и грозились уехать на родину...

Первое плаванье

Тем не менее всему бывает предел, даже чиновничьей волоките. Через год после спуска на воду, а именно 7 мая 1669 года, «Орёл» ─ первый корабль, созданный хоть и иностранными мастерами, но всё же на российской земле ─ отправился вниз по Оке. Совершив почти трёхмесячное плаванье, «Орёл» прибыл в Нижний Новгород, где на его борт поднялись 35 бравых стрельцов, в задачу которых входило обеспечить надлежащую боеспособность судна. Их вооружение состояло из 40 мушкетов, 22 пищалей, 40 пистолетов и нескольких корзин ручных гранат. Пушек на корабле не было.

Создание корабельного устава

Добросовестный капитан Бутлер счёл своим долгом составить и представить на подпись Ордин-Нащокину корабельный устав. Он состоял из 34 статей, подробно регламентировавших обязанности всех членов экипажа и прочих должностных лиц во время якорной стоянки судна, а также в условиях плавания и ведения боя. При его составлении за основу был взят голландский морской устав, переработанный в соответствии с российскими особенностями.

Модель корабля Орел

Этот документ, подписанный боярином Ордин-Нащокиным, был направлен в Посольский приказ, а оттуда попал в руки самого государя. Утвердив его, Алексей Михайлович ещё раз засвидетельствовал, что постройка военного корабля «Орёл» являлась не случайным явлением, а положила начало созданию регулярного российского флота.

Печальное завершение неначатого пути

Однако проявить себя в деле первенцу российского флота так и не довелось. Как было сказано выше, в Нижнем Новгороде он принял на свой борт отряд стрельцов, вместе с которыми направился в Астрахань, где его и застала зима. Вскоре после этого город был захвачен казаками Степана Разина, и судно оказалось в числе их трофеев. Изначально бытовало мнение, что восставшие, разграбив корабль, сожгли его, поскольку не умели им управлять, однако, как выяснилось позже, дело обстояло иначе.

Казаки всё же сумели отойти на нём от причала и даже перегнали корабль в одну из волжских проток, называемую Кутумом, и там, умышленно или по неопытности, посадили на мель. Историки полагают, что они это сделали для того, чтобы правительственные войска не смогли использовать фрегат против них. Там-то первый российский военный корабль «Орёл» и завершил свой короткий век. Всё, что возвышалось над водой, местные жители растащили на дрова, а остальное постепенно сгнило и превратилось в труху.

Первый военный корабль Орел

Память, вознесённая на адмиралтейский шпиль

Тем не менее фрегат «Орёл» навсегда занял почётное место в истории России. И это вполне закономерно. Прежде всего, он стал родоначальником всего отечественного флота, стяжавшего в дальнейшем немеркнущую славу на просторах всех морей и океанов. Неслучайно, вспоминая о нём, Пётр I говорил, что даже при том, что благое начинание корабелов не получило должного завершения, оно все равно достойно вечного прославления, так как в нём было заложено семя будущих великих свершений. Недаром модель корабля «Орёл» занимает одно из самых почётных мест в экспозиции Санкт-Петербургского Военно-морского музея и всегда привлекает к себе внимание экскурсантов.

Кроме того, как было сказано в начале статьи, есть мнение, что именно фрегат «Орёл» стал прототипом знаменитого кораблика на шпиле Адмиралтейства, созданного в 1719 году голландским мастером Харманом ван Болосом и вошедшим в число исторических символов Санкт-Петербурга. Во всяком случае, его очертания удивительным образом схожи с изображением «Орла», сохранившимся в исторических документах.