Частные военные компании в России: статус, участие в вооруженных конфликтах, закон о ЧВК. Группа Вагнера

0
0

В наш замечательный постперестроечный век предпринимательство не только развивается гигантскими темпами, оно подминает под себя все новые сферы влияния. Едва мы притерпелись к частным медицинским клиникам, появились так называемые ООО, разрабатывающие лекарства и медтехнику, за ними - ООО по охране и сыску. Теперь пытаются получить законный статус частные военные компании в России. Легально их не существует, но мало найдется людей, которые не знали бы об их существовании. Несмотря на то, что только за «просто службу» в ЧВК можно заработать вместо кучи денег 7 лет тюрьмы, а за агитацию вступить в любую из таких компаний или за обучение там военным навыкам новобранцев получить целых 15 лет, молодежь шерстит интернет в поисках информации, как попасть в ЧВК. Почему такая разбежка во взглядах у правительства и народа? Какие противоправные действия, опасные для общества, совершают члены ЧВК? Чем эти компании так притягательны для молодых ребят, что те готовы рисковать свободой и даже жизнью, лишь бы туда попасть? Давайте попытаемся разобраться.

Как возникли ЧВК

Надо сказать, что частные военные компании в России – это далеко не ноу-хау. Еще в 1967 году в консервативной и добропорядочной Англии Дэвидом Стерлингом, полковником британской армии, было образовано первое подразделение наемников, служивших (или работавших, как кому нравится) в частной фирме, которая отнюдь не цветочки выращивала. До этого Дэвид Стерлинг создал лучшее в мире спецподразделение SAS, занимавшееся в основном разведкой и освобождением заложников, а также активно участвовавшей в вооруженных конфликтах. Свое новое детище настоящий полковник назвал Watchguard International. Его члены были задействованы на Ближнем Востоке и в Африке для разнопрофильных военных целей.

Далее ЧВК начали появляться в Америке, Франции, Израиле, во всех странах, где это расценивалось как норма. В США, например, за три года численность добровольцев-наемников возросла в три раза. Члены ЧВК брались за любую сложную и рискованную для жизни работу, участвовали в военных действиях, например, в Анголе. Их услугами пользовалась даже ООН.

В 2008 году семнадцатью странами был подписан документ Монтре, в котором оговаривались обязанности, а также права членов ЧВК, плюс регламентировалась их практика в военных действиях. То есть частные военные компании за границей уже давно легализированы. Их существование признано полезным обществу, так как ЧВК способны выполнить самые неординарные задачи, а кроме того, они уменьшают гибель солдат-призывников в регулярной армии.

 Частные военные компании в России

Статус ЧВК в России

Частные военные компании в России, а точнее их прообразы, начали появляться в период перестройки – славные времена вседозволенности и безнаказанности. Правда, тогда эти спонтанные группировки напоминали нынешние ЧВК только тем, что их состав включал сильных здоровых мужиков, не гнушавшихся любой «истинно мужской» работой да тем, что им за это платили.

Но понемногу обстановка в стране приводилась в порядок, который коснулся и военных группировок. Сейчас это уже слаженные команды, руководство которых стремится не нарушать основные принципы законодательства. Да и берут туда уже не кого попало, лишь бы сила в руках была, а мужчин с адекватной психикой, не имевших судимостей и нигде не состоящих на учете.

В правительстве раз за разом делаются потуги принять наконец закон о ЧВК, то есть легализировать то, что и так очевидно. Последняя подобная попытка имела место весной 2016-го, когда Олег Михеев с Геннадием Носовко (оба являются депутатами "Справедливой России" и в ЧВК не состоят) на суд Думы вынесли проект о ЧВОО (частная военно-охранная организация), но Дума решила отложить вопрос до лучших времен, а Носовко отозвал свой проект на доработку. Главный аргумент отказа правительства – противоречие закона о ЧВК статье № 13 (часть 5) Конституции, хотя в проекте был пункт, запрещающий ЧВК участие в вооруженных конфликтах.

Наконец, в декабре 2016-го правительство приняло Соломоново решение – узаконить деятельность служащих в ЧВК, но сами частные военные компании все равно оставить на птичьих правах. Эта половинчатая легализация выглядит в виде поправок к закону о воинской обязанности. Как только их подпишет президент, можно будет заключать короткие (на месяц) либо длительные (на год) контракты для участия в борьбе с международным терроризмом и для установления мира и безопасности в любой стране, где это необходимо.

ЧВК Молькино Краснодарский край

Сфера деятельности российских ЧВК

Частные военные компании в России, по словам знающих людей, занимаются весьма полезной деятельностью:

- охраняют физических лиц;

- сопровождают автоколонны с ценными грузами;

- обеспечивают безопасность людей, работающих в местах, где политическая обстановка нестабильна;

- помогают ликвидировать панику и восстанавливать порядок при чрезвычайных ситуациях (например, теракты);

- охраняют важные объекты любой направленности (нефтяные вышки, платформы, газопроводы, заводы, перерабатывающие нефть, гражданские аэропорты и морские порты);

- конвоируют суда в зонах, где орудуют пираты;

- занимаются военной разведкой;

- оказывают различные (согласно своему профилю) услуги государственным органам;

- помогают населению в зонах бедствий (землетрясения, цунами и прочие);

- участвуют в гуманитарной помощи.

Российские ЧВК

Этот перечень не включает пункт «ведут боевые операции», хотя есть много свидетелей, конечно, не называющих своих фамилий, что в военных действиях ЧВК также принимают участие. Самые свежие примеры – Донбасс и Сирия. Документальных доказательств этому нет, есть только догадки журналистов и кулуарные разговоры, а еще есть кресты на могилах, где указан лишь табельный номер бойца и больше ничего. Даже родственники погибших членов ЧВК отказываются комментировать смерть своих близких и заявляют, что против них устраиваются провокации.

Почему «группа Вагнера» такая секретная

Об этой ЧВК ходит масса слухов, в месиве которых есть и крупицы правды. Так, доподлинно известно, что ее прототипом стал печально известный «Славянский корпус». Эта ЧВК была официально зарегистрирована, правда, не в России, а в Гонконге, и состояла не из китайцев, а из россиян (до этого служивших в СОБРе, ВДВ, ГРУ). «Славянский корпус» не скрывал своих намерений и открыто помещал объявления о наборе, обещая зарплату от 5000 у.е. Набирали людей для охраны объектов в Сирии. Они же охраняли нефтяные месторождения в Дэйр-эз-Зор. Для этой цели бойцам выдали зенитные пушки (калибр 37 мм), минометы ПМ-43 без мин, три штуки БМП-1 (одна в нерабочем состоянии), две штуки БМ-21 с ракетными снарядами без взрывателей. С таким чудесным оружием ЧВК, будучи на марше, подверглась нападению шайки игиловцев. С огромным трудом, при поддержке штурмовика и двух установок «Акация», ЧВК сумела отступить к авиабазе Тифор, где заняла оборону.

Сразу по прибытии в Москву ФСБ всех из «Славянского корпуса», включая владельцев, арестовала. Им инкриминировали ст. 359 и дали различные сроки заключения, правда, отбывали их не все. Кого не посадили, влились в новое ЧВК «группа Вагнера». Неудивительно, что она не хочет светиться. Но ушлые журналисты все-таки добывают по каплям информацию об этой таинственной группе. Так, они раскопали, что руководителем в ней является никакой не Вагнер, а Дмитрий Уткин, полковник в запасе, бывший командир 700-го спецназовского отряда, работавшего на Миноборону. А «Вагнер» - это его позывной. Все члены любой ЧВК дают расписку о неразглашении сведений, но, как правило, находятся бойцы-разгильдяи, делящиеся кое-какой информацией и даже показывающие собственные селфи, где они запечатлены на фоне узнаваемых сооружений. Вот от таких «находок для шпиона» и просочилась информация, что ЧВК Уткина была задействована в Сирии и на Донбассе. Есть также слухи, что вагнеровцы занимались там физическим устранением неугодных правительству людей.

ЧВК Дмитрий Уткин

Командир «группы Вагнера»

Журналисты «ЦензорНЕТ» подтвердили, что руководит таинственной ЧВК Дмитрий Уткин (на фото выше - крайний справа). Родом он из украинского села Смолино, что под Кировоградом. Там раньше жила его мама Людмила. Работала она инженером, с мужем рассталась, когда Дима был еще малышом. Людмила всячески старалась поощрять способности талантливого сына. Так, еще до поступления в детсад тот уже читал и писал, а после школы уехал в Санкт-Петербург, где поступил в военное училище. По окончании он воевал в Чечне, вышел на пенсию (ему сейчас 46 лет), попробовал заняться бизнесом, а в конце 2013-го решил снова вспомнить свой военный опыт и создал ЧВК. Дмитрий Уткин, разумеется, стал ее командиром. Первым боевым крещением «группы Вагнера» была операция по разоружению украинских военных в Крыму.

Далее они помогали в борьбе против украинской армии луганским группировкам, воевавшим за независимость их области. Но «донбасский вояж» вагнеровцев нигде официально не подтвержден. Нынче мама Уткина переехала в Россию, а в Смолино по-прежнему живут две бывшие жены Дмитрия и двое его детей. По рассказам одной из жен Уткина Елены Щербининой, мама – единственный в мире человек, которого боится бравый полковник, он даже разговаривает с ней шепотом. Она же явилась причиной развода Дмитрия и Елены. Пара рассталась еще в 2000-м и отношений с тех пор не поддерживает. Однако односельчане говорят, что Елена никогда не была женой Уткина, сам он очень любит свою маму, а его дочь Анна, рожденная в Смолино, уехала к нему в Россию. Сейчас Уткин снова женат, у него жена - зубной врач и трое маленьких детей.

группа Вагнера

Где обучают служащих ЧВК

Журналисты российской интернет-газеты «Фонтанка» выяснили, где для военных операций в Сирии готовили наши ЧВК. Молькино (Краснодарский край) – это место дислокации их лагеря, в 40 км от города Краснодара. Сейчас там находится современный военный полигон. Чуть в стороне от трассы «Дон» расположен его первый КПП. За ним - развилка. Дорога налево ведет к поселку, где живут военные, а направо уже к полигону. Возле него есть второй КПП. Создан лагерь на хуторе Молькино в 2015 году. Территория обнесена колючей проволокой, за ней - палатки, украшенные стягами СССР, бараки, пункт кинологов, вышка постового, стоянка для транспорта и непосредственно тренировочные комплексы. Тендерные документы гласят, что для обучения бойцов ЧВК Молькино (Краснодарский край) оснастили установками УМУ-С-127 (53 единицы), предназначающимися для стрельбы по легким (в весовой категории) мишеням, установками УМУ-Т1-127 (40 единиц), нужными для стрельбы по тяжелым и всем остальным мишеням, комплектами РТК-1 (5 единиц), управляющими учебными мишенями, и комплектами ПСО-Р (2 единицы). Именно на полигоне близ Молькино совершенствовали мастерство вагнеровцы перед отправкой в Сирию.

Потрачено на создание такой базы, оснащенной передовой военной техникой, 56 млн рублей.

как попасть в ЧВК

Сирийская операция

Официально российские ЧВК и близко к Сирии не подходили. Но военные журналисты, например Роман Сапоньков, утверждают обратное. Он разузнал, что прибывали бойцы в Сирию в указанный пункт своим ходом, кто как мог. Сапоньков рассказывает, что он узнает информацию у местных жителей, которые точно называют ему, где располагаются российские ЧВК и как они называются. Косвенным доказательством, что в Сирии воевала именно «группа Вагнера», помогая законному президенту Башару Асаду бороться с ИГИЛ, можно считать приглашение Дмитрия Уткина в Кремль и вручение ему ордена Мужества.

Дотошные работники «Фонтанки» стараются найти побольше компромата и уличить «группу Вагнера» в военных действиях на сирийской земле. Но если бы эти воины действительно там сражались против ИГИЛа, они заслуживали бы не уличения, а уважения. Свора нелюдей, именующих себя «Исламским государством», творят такие бесчинства, от которых в жилах застывает кровь. Уничтожение ими великих памятников в Пальмире – самое малое зло, которое они принесли миру. По некоторым данным, вагнеровцев в Сирии было около 400 человек. Они принимали участие в освобождении и разминировании красивейшего города Пальмиры, за что Минобороны Росси учредило две медали. Сколько бойцов группировки Дмитрия Уткина там погибло, знают только члены его ЧВК. В конце весны 2016-го из Сирии вагнеровцев вывели. Там остались лишь ремонтники. Но 1 августа Д. Уткин снова был замечен возле сбитого в Идлибе российского вертолета.

Что сказать? Командир частной военной компании ЧВК «группа Вагнера» снова при деле.

Сколько ЧВК в России

В нашей стране существуют другие частные военные компании, не только «группа Вагнера». Среди них:

  • «РСБ-Групп». Это ЧВК Москвы. Она включает два дивизиона – морской, выполняющий охрану судов и нефтяных платформ, и сухопутный, занимающийся разведкой и охраной наземных объектов. В военных конфликтах не участвует.
  • «МАР». Это ЧВК Санкт-Петербурга. По заявлению ее руководства, компания не нарушает законов РФ, работает по охране любых объектов, автоколонн, физических лиц, а кроме того, занимается разведкой и военной деятельностью.
    участие в вооруженных конфликтах
  • Cossacks. ЧВК в целом России состоит из подразделений казаков и подчиняется приказам Совета по деятельности казачества при президенте России. Члены этой компании выполняют «мирные» задания по охране границ, объектов, людей, а также участвуют в военных операциях. Они были в Ираке, Афганистане, Чечне, Югославии.
  • «Антитеррор-Орел». ЧВК организована в 1998 году из бывших сотрудников ГРУ, ВМФ, военнослужащих запаса, занимается охраной людей и объектов, разминированием, борьбой с терроризмом.
  • «Редут-Антитеррор». Эта ЧВК, так же как и «группа Вагнера», засветилась в Сирии. Кроме того, она работала в Ираке, Югославии, многих других странах.

В России есть много других ЧВК, более-менее известных и совсем засекреченных.

Как проходит набор в ЧВК

На форумах в интернете можно увидеть вопросы молодых парней о том, где принимают в ЧВК. Некоторые даже просят назвать точный адрес. Поскольку эти компании официально запрещены, попасть туда можно только по протекции тех, кто имеет с ними связь. Открыто такую информацию не разглашают. Известно, что берут туда лишь граждан России (Уткин, будучи украинцем, принял российское гражданство), а предпочтение отдают тем, кто имеет специальную военную подготовку. Другие критерии приема:

- отсутствие любых хронических заболеваний и проблем со здоровьем;

- хорошая физподготовка;

- необремененность узами брака;

- отсутствие судимостей.

Работа в ЧВК влечет в основном хорошей зарплатой (хотя все в жизни относительно). Так, по некоторым данным, если миссии проходят на родной земле (конвой, охрана и так далее) платят минимум 80 тысяч рубликов в месяц. Сейчас такие деньги можно заработать в любой солидной фирме. За миссии за границей платят до 500 тыс. рублей. Например, в Сирии оклад составлял 300 т. руб. в месяц. Для сравнения: в Ираке бойцы ЧВК Academi получали от 600 до 1000 у. е. в день. Если служащий в российских ЧВК будет ранен, ему выплачивают неустойку, сумма которой зависит от серьезности ранения. Если будет убит, его семья может надеяться на компенсацию, составляющую до 5 млн рублей.

Плюсы и минусы ЧВК

Очень многие люди считают, что частные военные компании в России нужны. Их плюсы:

- возможность трудоустраивать бывших военнослужащих, не способных адаптироваться в мирной жизни;

- снижение потерь в армии среди призывников;

- создание военных баз в любой стране мира;

- доход в госказну;

- разрешение сложных проблем (например, похищение людей за границей) без нарушений международного права;

- надежная охрана важных стратегических объектов;

- помощь в решении вопросов нацбезопасности;

- возможность для страны защищать свои интересы без открытых военных действий;

- более высокая по сравнению с регулярной армией эффективность.

Минусы:

- противовес для вооруженных сил;

- невозможность полностью осуществлять над ЧВК госконтроль;

- высокая стоимость услуг ЧВК;

- появление в стране вооруженных групп, которые государство не в силах контролировать;

- непрозрачность контрактов, заключаемых ЧВК;

- посвящение ЧВК в государственные секреты;

- опасения отдельной части населения (представителей крупного бизнеса), что легализированные ЧВК могут стать угрозой их деятельности в лице военизированных наемников, слепо выполняющих заказ.