Китон Бастер, комик без улыбки: биография, фильмы
Не каждому артисту удавалось затмить популярность Чарли Чаплина во времена немого кино. Вернее, удавалось это только одному человеку – Бастеру Китону. Вместе с Чаплином и Гарольдом Лойдом он входил в число лучших комиков 20-х годов. Такие фильмы, как «Генерал», считаются классикой мирового кинематографа.
Звезда шоу «Три Китона»
Бастер Китон, биография которого была во многом предопределена его родителями, появился на свет в 1895 году. Мама – Майра Катлер – была дочерью владельца передвижного балагана, отец работал в одном представлении с Гари Гудини. Легендарный иллюзионист стал крестным отцом будущему комику и подарил ему прозвище «Бастер» (настоящее имя Китона – Джозеф). Когда шестимесячный малыш скатился с лестницы и не получил при этом серьезных повреждений, фокусник воскликнул «Buster!», что и стало на долгие годы сценическим псевдонимом артиста.
Чтобы не оставлять маленького сорванца без присмотра, родители стали брать его на свои представления. Уже с трех лет Бастер выступает на сцене. Визитной карточкой малыша стало его каменное лицо, с которым он выполнял все свои трюки. Комик без улыбки Бастер Китон стал настоящей звездой. Только за участие мальчика в шоу антрепенеры доплачивали его отцу дополнительные 10 долларов.
Чтобы не попасть в тюрьму за использование детского труда, семья Китонов переезжала с места на место, часто завышая возраст мальчика. Тем более, что визитной карточкой их выступлений была сценка, где разъяренные супруги во время ссоры швырялись друг в друга разными предметами, в числе которых оказывался и Бастер.
Приход в кино
Судьбоносным для артиста стало знакомство с Роско Арбаклом в 1917 году. В те годы актер по популярности уступал лишь Чарли Чаплину. Китон Бастер бросил сцену и полностью посвятил себя новому для тех времен виду искусства. Его даже не остановили денежные потери.
Если в театре он зарабатывал 250 долларов в неделю, то в кино он работал за 40 долларов в месяц.Дебют Китона состоялся в фильме «Ученик мясника». Основным партнером Арбакла был его племянник, но Бастер вскоре занял его место. Арбакл и Китон стали не только товарищами по работе, но и настоящими друзьями в жизни. Комик неоднократно отклонял более выгодные предложения от других продюсеров, сохраняя верность другу.
В 1918 году Китона призывают в армию и отправляют на фронт Первой мировой войны. В составе пехотной дивизии он участвовал в боевых действиях во Франции.
Возвратившись с театра боевых действий, Китон продолжает сотрудничать с Арбаклом. Он не только снимается сам, но и выступает в качестве сценариста, постановщика трюков и режиссера. Исполненные тонкого юмора и иронии, скетчи Китона становятся прорывом в киноиндустрии того времени.
Суперзвезда 20-х годов
В 1920 году продюсер Джозеф Шенк подписал соглашение с Бастером Китоном. Уже известному комику досталась собственная киностудия и возможность снимать собственные фильмы. Китон Бастер становится полноценным автором своих произведений. Он снимается как актер, режиссирует, пишет сценарии, ставит трюки и сам их исполняет. В отличие от многих комедий тех лет в его фильмах нет грубого фарса и ставки на самые низменные инстинкты зрителя. Его произведения отличают тонкий юмор, легкая ирония и чувство вкуса.
Комический эффект многократно увеличивал каменное выражение лица, с которым Китон Бастер исполнял свои трюки. Многие комедийные актеры впоследствии перенимали манеру артиста.
Стремление все сделать самостоятельно нередко обращалось против актера. На съемках фильма «Электрический дом» актер Бастер Китон сильно защемил ногу в эскалаторе, но при этом уже через пару дней лихо отплясывал в «Балагане». Исполняя трюк на крыше поезда в фильме «Младший Шерлок», он сломал шейный позвонок и не обращал внимания на травму несколько лет.
В то время Китон вместе с Чаплиным и Гарольдом Ллойдом составляли тройку самых успешных и популярных комиков. Он снял более тридцати фильмов за неполные десять лет. Даже самые неудачные из них («Соседи», «Родственники жены») были безупречны в техническом плане и исполнительском мастерстве. Самым главным шедевром Китона был «Генерал», который в числе первых вошел в Национальное собрание кинофильмов при Конгрессе.
Неудачный контракт
Переход к эпохе звукового кино не должен был стать трагедией для Бастера Китона. Он, будучи превосходным бродвейским артистом, прекрасно пел и умел играть роли со словами. Однако в 1928 году он принял самое фатальное решение в своей жизни. Привлеченный перспективами огромных возможностей крупной киностудии, он подписал контракт с компанием MGM (Metro-Goldwyn-Mayer), который лишил его независимости.
Теперь он должен был снимать по указке продюсеров, с боем пробивая любую свою идею. Лишь его первый фильм под знаком MGM напоминал прежние шедевры Китона, остальные фильмы уже был полнейшей халтурой из-за идей, навязанных сверху.Лишенный возможности творить, актер и режиссер впал в отчаяние. Свою депрессию он топил на дне стакана, и вскоре стал самым настоящим алкоголиком. В 1933 году компания MGM расторгла с ним контракт. Позже он попадает в психиатрическую клинику для излечения от зависимости к спиртному. В довершение всех бед в эти годы у него умирают его лучшие друзья, уходит жена, забрав детей.
Возвращение из преисподней
Достигнув самого дна, Бастер Китон, фильмы которого уже стали забывать, решил начать все заново и полностью изменить свою жизнь. Начал он с того, что в стиле Гари Гудини освободился от смирительной рубашки и сбежал из психиатрической лечебницы. Пагубную зависимость от алкоголя он преодолел самостоятельно, не выходя из дома и с трудом борясь с соблазном. Это ему удалось: впоследствии Бастер мог спокойно принять стаканчик спиртного, не боясь снова сорваться.
Приведя в норму здоровье, он вернулся в кино. Освобожденный от кабального контракта с MGM, он снова смог работать самостоятельно. Китон Бастер сотрудничает с небольшими кинокомпаниями, снимает короткометражные и документальные фильмы. В 1937 году он все же возвращается в MGM. Его обязанности заключаются в постановке трюков, написании шуток и гэгов. Спустя еще четыре года состоялось триумфальное возвращение Китона на театральные подмостки.
Вторая волна популярности великого комика
В пятидесятые годы пробуждается интерес к фильмам эпохи немого кино и его звездам. Снимаются фильмы о жизни Мэри Пикфорд и Гарольда Ллойда. Не остался в стороне и Бастер Китон. Его приглашают для съемок, о его жизни снимают документальные ленты.
Из работ того периода следует выделить участие в картинах «Бульвар Сансет» и «Огни Рампы». Последний шедевр, кстати, снял еще один легендарный комик немого кино – Чарли Чаплин.В 1959 году заслуги Китона перед американским искусством признала и национальная киноакадемия, наградив его специальным «Оскаром». С огромным успехом прошел показ главного фильма Бастера «Генерал» в рамках ретроспективы лучших шедевров немого кино.
В 1966 году великий артист завершил свой жизненный путь, скончавшись от рака легких.
Бастер Китон, фильмы которого бессмертны, навсегда останется в истории мирового кино как один из самых блестящих комиков.
Похожие статьи
- Дайан Китон: фото, фильмография
- Биография Чарли Чаплина. Интересные факты из жизни, творчество
- Звездные актеры. «Без лица» - боевик Джона Ву
- Гангстерская сага: сюжет и актеры "Крестного отца"
- Старые американские комедии - подлинное искусство прошлого
- Что это - блокбастер? О лучших блокбастерах мирового кинематографа
- Лучшие рождественские комедии: список