Пётр Фоменко, театральный режиссёр: биография, личная жизнь. Театр Петра Фоменко
Он создал свой театральный мир, был знаменитым режиссером и настоящим мастером парадоксов. Петр Наумович Фоменко всегда относился философски к своей, как он выражался, «бренной популярности».
Биография
Театральный педагог и прославленный режиссер Петр Фоменко появился на свет в 1932 году, 13 июля. Детство мальчика прошло в московских дворах, где он гонял с друзьями в футбол. Как и большинство его сверстников, парень любил спорт, посещал различные секции, занимался традиционным хоккеем с шайбой, мячом и теннисом. Уже в юношеском возрасте у парня проявилась любовь к театру и искусству в целом, которую ему старательно прививала мать.
Сложные учебные годы
Эта любовь и направила его на учебу в музыкально-педагогическою академию имени Гнесиных, а после - на обучение по классу скрипки в училище Ипполита-Иванова. Исключительно на музыкальную карьеру и дальнейшее развитие в этой области нацелен был в то время Петр Фоменко. Биография классика российской сены, да и сам он впоследствии, рассказывают, что в театр он решил пойти именно благодаря музыке. Далее следует учеба в театральном вузе Школы-студии имени МХАТ. Давалась она ему непросто. Парень никак не хотел подстраиваться под четкие рамки в обучающем процессе. Живой и яркий он всегда требовал экспериментов, креатива и был явным противником консервативного в ту пору советского искусства. В это непростое время одаренного и невозможно талантливого парня постоянно останавливали, загоняли в рамки, а преподаватели в большинстве своем были к нему немилостивы.
Начало пути
По этим причинам уже на третьем курсе института Петр Фоменко был отчислен. Но будущий театральный гений не унывал, он поступил в ПГПИ имени Ленина, на факультет филологии, где проходил обучение в заочной форме. Параллельно Петр сдружился с другими творческими деятелями тех времен. Так, для Юрия Визбора он занимался постановкой разных «капустников», а с Юрием Ковалем работал над режиссурой спектаклей и других подобного рода выступлений. Даже хотел сам поставить знаменитого "Каменного гостя" Пушкина, но по причине большой занятости этот проект так и остался в разработке. Закончив обучение в ПГПИ, Петр поступает в ГИТИС на режиссерский факультет и здесь ставит свой первый спектакль.
Развитие карьеры
Успешно окончив обучение в ГИТИСе, Петр Фоменко поступает на работу в театр имени Маяковского, однако и тут царит атмосфера «строгой советской партийности», которая с негативом воспринимает все новые и в некоторой степени дерзкие идеи молодого и амбициозного режиссера. Его постановку «Смерть Тарелкина» жестко критикуют и после пятидесяти показов исключают из театрального репертуара. Молодость и жажда деятельности не дают унывать молодому таланту, он ставит следующий спектакль – «Новая мистерия-буфф», который и вовсе не допускается к показу, сразу, без обсуждений. В довершение всего театральные критики тех времен заявили, что он не кто иной, как «осквернитель русской классики».
Временные трудности
Благодаря строгой советской власти Петр Наумович Фоменко на долгое время остался без работы и существовал только за счет случайно подворачивающихся халтур. Выручали провинциальные театры и знакомство с режиссерами, для которых он время от времени писал небольшие сценарии. Было сложно, приходилось выполнять работу филолога, но для «неформатного» режиссера все-таки нашелся свой уголок - этим местом стал театральный мир.
Поиски себя
Петр Фоменко отправился в Грузию, где его хорошо приняли в театре Грибоедова. Но, проработав там около двух лет, он снова заскучал по родным местам и в 1972 году вернулся в РСФСР. Здесь он стал работать в Театре комедии города Ленинграда, за пять лет поднявшись до главного режиссера. Однако в 1981 году у него вновь произошел конфликт на почве «идеологических» понятий, и он оставил так нравившуюся ему работу.
Личная жизнь
В жизни знаменитого режиссера было три брачных союза. Первая жена Петра Фоменко – Лали Бадридзе - была грузинкой. С ней он познакомился в Тбилисском театре, где девушка работала художником-постановщиком. Но позже их пути разошлись, и Петр познакомился с Аудроне Гирдзияускайте - писательницей из Литвы, с ней у него был бурный и длительный роман, но к официальному заключению отношений он так и не привел. На протяжении многих лет девушка оставалась его гражданской женой, верной подругой, а еще она подарила режиссеру сына – Андриса. Из-за постоянной занятости Петр Фоменко не мог уделять своей супруге должного внимания, они редко виделись, и в результате эти отношения тоже завершились расставанием. С последней, третьей женой режиссер познакомился уже в зрелом возрасте. Актриса Майя Тупикова оставалась верным спутником жизни театрального деятеля до конца его дней.
Театр «фоменок»
С 1982 года Петр перебирается на постоянное место жительства в Москву, здесь он сначала работает режиссером в театре Маяковского, а затем уходит в театр Вахтангова (1989 год). Параллельно он преподает в ГИТИСе и занимается этим на протяжении двадцати лет. В 1992 году Фоменко заслуженно получает звание профессора, а уже через год он создает свой собственный театр, о котором давно мечтал, и называет его «Мастерская Петра Фоменко». Отзывы о нем указывают, что это один из лучших театров Москвы. В 1993 году «фоменковцы» отпраздновали новоселье, переселившись в новое, более удобное и красивое здание. Здесь они начали собирать аншлаги на постановке «Волки и овцы» Островского.
Каждая премьера была событием
Настоящий театр Петра Фоменко, который работает и по сей день, появился лишь к 2008 году. Он всегда был экспериментатором, но классические произведения считал священными и прикасался к ним нежно, с любовью, благодаря чему каждая его постановка, будь то Пушкин или Островский, была пронизана ярким светом, который ощущали все окружающие. Сходить на представление к «фоменкам» всегда означало попасть на праздник, торжество, наполнить свою жизнь чем-то радостным и положительным.
«В театре можно позволить себе делать все, другое дело, что театр это и есть наша жизнь и все в этой жизни оплачивается в той или иной степени» - так характеризовал свою работу Петр Фоменко. Театральный режиссер любил ставить классику, подгоняя ее под себя, но делал это с осторожностью. «Сейчас свобода царит везде, но зачем ее столько, если уже не знаешь что с ней делать?» - говорил он по этому поводу. Созданные великим театральным гением спектакли не раз становились лауреатами в различных жанрах театрального искусства, а он сам в 1993 году получил звание Народного артиста России. В 2004 получил премию президента Российской Федерации, в 2005 стал командором ордена искусств Франции, еще были премии «Триумф» и им. Товстоногова, ордена «За заслуги перед отечеством». Театр Петра Фоменко любили все, здесь удивительным образом сочетался жизненный опыт с юношеским задором, царила атмосфера «легкого дыхания».
Ко всему происходящему он относился с юмором
В театре к знаменитому режиссеру обращались исключительно по имени, а многие в разговорах между собой называли его просто – Фома. Скорее всего, Петр Наумович об этом догадывался, но был не против. Он часто читал стихи и любил петь во весь голос на сцене, рядом с ним было тяжело, но всегда не скучно, вспоминают артисты театра. Дожив до возраста в семьдесят лет, он так и не научился пользоваться своим положением, нехотя шел на торжественное вручение ему очередного ордена, а возвращаясь, с удовольствием скидывал парадный костюм и облачался в привычные ему свободные брюки и рубашку. Попасть на репетицию в театр Петра Фоменко хотели все. Здесь царила своя особая атмосфера, можно было брать диктофон и записывать все, что говорил театральный гуру, часть его афоризмов уже давно стала нарицательной. Так, например, о работниках сцены он высказывался так: «Чем больше я люблю своих актеров, тем крепче должен держать их в ежовых рукавицах».
Последний юбилей
Режиссер никогда не любил свой день рождения и не отмечал его. Это был один из его нерушимых принципов. Но на четвертое сентября все в театре «фоменок» готовились к торжественной встрече любимого руководителя. Он обещал прийти, для него уже разучили песни и приготовили торжественную речь, но все обернулось плохим известием.
В августе 2012 года знаменитого театрального деятеля не стало. Он никогда не жаловался на плохое самочувствие, хотя все без исключения знали, что последние несколько лет Петр очень болел. За пару месяцев до своего ухода, будто что-то предчувствуя, режиссер стал еще больше делиться с актерами своими идеями. Он расписал им график еще на несколько лет вперед, и сейчас еще «портфель» Петра Фоменко полон планов, которые постепенно воплощаются в жизнь.
Работы в кино
Помимо театральных постановок, режиссер Фоменко снял целый ряд полюбившихся зрителю фильмов, среди них такие картины, как «Поездки на старом автомобиле», «Почти смешная история» и «На всю оставшуюся жизнь». Является он и автором известных телеспектаклей - «Метель» и «Пиковая дама» по произведениям Пушкина, «Семейное счастье» и «Детство. Юность. Отрочество» по романам Льва Толстого и «Новеллы о Ходже Насреддине».
И, конечно, жаль, что он не поставит больше ни одного так волнующего зрителей спектакля. Но им воспитано немало талантливых и профессиональных режиссеров, которые продолжат его путь и осуществят планы главного Мастера из «Мастерской Петра Фоменко».
Похожие статьи
- Лучшие спектакли Москвы: рейтинг, актеры, отзывы
- Сергей Пускепалис: фильмография, биография, фото и интересные факты
- Дмитрий Золотухин: тот самый Петр Первый
- Фёдор Малышев: личная жизнь и творчество
- "Пиковая дама": отзывы о книге, фильме, опере
- «Питер ФМ»: актеры и особенности фильма
- Актриса Мадлен Джабраилова: биография, фильмография и интересные факты