Рефрижераторы - это что такое?
Перевозка особой группы товаров требует создания определенных условий. А это, в свою очередь, требует наличия специального транспорта. Продукты питания, скоропортящиеся изделия, медицинские препараты и другие категории товаров могут транспортироваться только в условиях низких температур. Для их создания используют рефрижераторы. Это специальный автомобиль (и не только, могут быть и другие транспортные средства), оборудованный холодильной камерой.
Понятие рефрижератора
Рефрижераторы – это транспортные средства (обычно полуприцепы), которые оборудованы установленным изотермическим фургоном и специальным холодильным оборудованием. Используется такой автомобиль для перевозки товаров, требующих хранения при постоянной низкой температуре.
Рефрижератор способен поддерживать температуру в кузове в пределе от минус 20 до плюс 12 градусов. Она выставляется в зависимости от того, какой груз перевозится. При этом температура окружающей среды может быть до плюс 40 градусов, а влажность - до 80 %.
Отличие от изотермических фургонов
Стоит понимать, что рефрижераторы – это не совсем изотермические фургоны. Их часто путают. Но они обладают некоторыми конструктивными отличиями, которые затрагивают термоизолированный кузов.
Изотермические фургоны, как и рефрижераторные, способны поддерживать температуру внутри кузова на определенном уровне. Разница в том, что первые делают это за счет наличия термоизолированного кузова. В рефрижераторных фургонах заданная температура обеспечивается за счет специально установленных источников охлаждения.
Конструкция фургона
Рефрижераторы – это автомобильные шасси, на которых установлены фургоны с термоизолирующими стенками. Как правило, стенки выполняют из сэндвич-панелей толщиной до восьми сантиметров. Соединяются отдельные элементы между собой специальным крепежом. Швы герметизируют.
На дверях устанавливается уплотнитель, который препятствует появлению мостиков тепла. Он выполняется чаще всего из резинового профиля с повышенной эластичностью.
Собирают автомобиль-рефрижератор чаще всего без каркаса. За счет этого снижается масса автомобиля, повышается количество допустимого для перевозки груза. Но используются и каркасные варианты. Их собирать проще. И стоят они дешевле. В качестве основы монтируется каркас из металла или дерева. К нему крепится обшивка внутренняя и наружная. Между этими листами укладывается слой теплоизолятора. Такой вариант, кроме большой массы, обладает более низкими теплоизоляционными свойствами. В местах соединения отдельных элементов образуются так называемые «мостики холода». Со временем крепление деталей ослабевает, а потери холода увеличиваются.
Термоизоляция кузова
Используют три различных способа термоизоляции кузова:
- Напыление с двух сторон кузова материала с хорошими термоизоляционными характеристиками.
- Использование уже готовых панелей, внутри которых заложен слой термоизоляции.
- Пространство между внутренней и наружной обшивкой заполняется пенообразующим изоляционным материалом.
В качестве термоизоляционного материала могут выбираться только обладающие следующими свойствами:
- Низкая теплопроводность.
- Малая плотность.
- Хорошая влагоустойчивость.
- Экологичность.
- Прочность.
- Огнестойкость.
- Долговечность.
Правильно подобранные материалы в данном деле очень важны.
Виды шасси
Установка рефрижератора может производиться на:
- Обычный бортовой полуприцеп. В данном случае пол покрывается сэндвич-панелями, как и стенки кузова.
- Специально разработанное шасси. Его конструкция уже предусматривает панель пола. В данном случае автомобиль обладает меньшей снаряженной массой. Соответственно, грузоподъемность его выше, чем в первом случае.
В некоторых случаях используют шасси с полурамой. Это делают с целью снижения веса рефрижератора. Но такой вариант обладает одним существенным недостатком. Дело в том, что при такой конструкции существует большая вероятность возникновения трещин в местах, где соединяется рама и седельная площадка. Ремонт рефрижераторов в такой ситуации будет необходим, что вызовет дополнительные траты и потерю времени.
Рефрижераторы отечественной сборки
«Газель»-рефрижератор (и другие модели российского производства) чаще всего изготавливается с применением пенопласта ПС-4. При этом могут быть следующие конструктивные решения:
- Каркас из дерева и металла, обшитый листами оцинкованной стали. Между внутренней и наружной облицовкой закладывается термоизоляционный материал толщиной от семи до десяти сантиметров.
- Каркас цельнометаллический, закрытый изнутри алюминиевыми, а сверху – стальными листами. Внутреннее пространство заполнено пенопластом. Его толщина составляет 5-8 сантиметров на выбор покупателя.
- Цельнометаллический каркас, выполненный из гнутого профиля. Облицован алюминиевыми листами.
- Каркас выполнен из металла. Облицовка из оцинкованных листов стали. Толщина термоизоляционного слоя, помещенного внутрь, составляет на выбор 11-12 сантиметров.
Способы охлаждения
Поддержание низкой температуры внутри кузова является основной целью рефрижератора. Поэтому особенно важно правильно выбрать холодильное оборудование. Грузовой рефрижератор может оснащаться агрегатом одного из трех видов:
- Соединенный с двигателем прямым приводом. Этот вариант подойдет только в случаях, когда объем кузова небольшой.
- Эвтектические плиты. Они оснащены «аккумуляторами холода». Во время стоянки (к примеру, ночью) оборудование необходимо подключить к обычной электрической сети на 220 В (или 380 В). Плиты охлаждаются до температуры минус тридцать градусов. Во время движения установка не включается. Температура поддерживается за счет заранее замороженных плит. Такое холодильное оборудование будет оптимальным решением в случаях, когда в течение дня рефрижератор останавливается часто, но на короткое время. Чтобы зарядить аккумулятор, необходимо около восьми часов. Только самая первая зарядка будет длиться от 12 до 14 часов.
- Холодильное оборудование автономного типа. В данном случае фургон оборудован специальной системой, по которой циркулирует хладагент. Тепло отдается во внешнюю среду. Фургон оснащен автономным источником питания. Этот вариант подходит для полуприцепов с большим объемом кузова. Этот вариант интересен тем, что он может быть использован не только для охлаждения, но и для обогрева фургона. Для транспортировки отдельных видов товаров необходимо поддержание более высокой температуры.
Видов автомобильных рефрижераторов много. Их можно выбрать из уже готовых вариантов. А можно установить термоизоляционный кузов на имеющееся авто. В таком случае важно правильно подобрать все необходимые составляющие.
Похожие статьи
- Лонжерон: что такое в автомобиле, устройство и схема
- Как сделать аккумулятор холода в домашних условиях, и есть ли в этом смысл
- Какие холодильники лучше? Рейтинг лучших холодильников. Холодильники для дома
- Как выбрать холодильник для дома? Холодильники: фото, цены, отзывы
- Трансжиры - что это такое и в каких продуктах содержится? Чем опасны трансжиры?
- Аппарат воздушного охлаждения: описание и классификация, технические характеристики
- Раф-кофе: что это такое, как приготовить?