Основные способы рифмовок

0
0

В данном материале будет рассмотрено понятие рифма и способы рифмовки. Прежде всего, необходимо дифференцировать эти понятия. Первое – это созвучием окончаний пары слов. Второе - порядок чередования в стихе рифм. Таким образом сделаем первый вывод. Рифмовка - более широкое понятие. Подробности далее.

Виды

способы рифмовок
Способы рифмовки стихотворений имеют в основе различные виды рифм. Следует учитывать число совпадений слогов. По этому показателю рифмовки могут быть неточные и точные. Также способы рифмовки стихов можно классифицировать по специфике ударения. Выделяют гипердактилические, дактилические, женские и мужские варианты. Рифма может быть бедной и богатой. Для последнего варианта должно соблюдаться совпадение по гласному и предударному согласному звуку. Примеры рассмотрим далее.

Классификация

способы рифмовки стихотворений
Способ рифмовки в строфах можно разделить на три основных вида: смежный, перекрестный, кольцевой. Следует отдельно упомянуть еще одну форму. В данном случае имеются в виду свободные способы рифмовок. Смежный вид предполагает поочередное созвучие между смежными строками. Первая строка сочетается со второй. Третья - с четвертой. Пятая строка рифмуется с шестой.

Условное разделение

способы рифмовки стихов
Способы рифмовок можно описать более схематично. Таким образом, смежный вид будет соответствовать образцу «аабб». Примером могут служить стихи Есенина в которых рифмуются следующие словосочетания: А – «нынче нет», А – «сделан свет», Б – «поет гармоница», Б – «исчезла вольница». Частным случаем смежного варианта можно считать чередование в соответствии со схемой «АААА».

Способы рифмовок включают и перекрестный подход. Такие стихи образуются через чередование строк. Таким образом, первая создает пару с третьей, вторая сочетается с четвертой, а пятая объединяется с седьмой. Такой подход можно описать схемой «абаб». В качестве примера обратимся к отрывкам Пушкина: А - «чудное мгновенье», Б - «явилась ты», А – «мимолетное виденье», Б – «чистой красоты».

Кольцевой вариант строится в соответствии со схемой «АББА». Соответственно, пары составляют первая – четвертая, а также вторая – третья строки. Данный вид на практике встречается реже описанных выше. В качестве примера можно взять поэтические пары Бродского: А - «кажется, трезвы», Б - «мы поэты», Б – «странные сонеты», А - «со временем на Вы».

О свободных видах рифмовки можно говорить при отсутствии закономерности в чередованиях. В качестве примера можно привести отрывки из Пастернака: А - «крался конокрад», А – «крылся виноград», Б – «кисти воробьи», В – «безрукавки чучел», Б – «гроздий перебив», В – «мер и мучил». В данном случае рифмовки совмещены. Первая - вторая строки относятся к смежном виду, третья - шестая – к перекрестному.

Единство

способ рифмовки в строфах
Цельная строфа предполагает наличие по меньшей мере одной пары для каждой из рифм. Таким образом обеспечивается неделимость. Такой отрывок нельзя поделить на цельные строфы меньшего размера, которые при этом обладали бы собственной завершенной рифмовкой. Также следует отметить, что выделяют формы пентета, катрена, терцета, моностиха и другие. Рассмотрим данную классификацию подробнее.

Моностих цельной строфой выступать не может. Одна строка не рифмуется ни с чем. Дистих создается в соответствии со схемой «АА». Таким образом в нем присутствует одна рифмовка для цельной строфы. Терцет использует схему «ААА». Он имеет одну рифмовку. Терцет разделять нельзя. В любом случае мы получаем один моностих, который представляет собою цельную строфу. Катрен включает кольцевую и перекрестную рифмовку. При смежном варианте произведение разделяется на 2 самостоятельных дистиха. Каждая часть выступает цельной строфой. Интересен также пентет. Он объединяет 6 рифмовок цельной строфы.

Вольный вариант

Следует различать свободный вид стиха и рифмовки. Это понятия разные. Вольный стих – это форма с меняющимися видами рифмовки. Такое понятие можно описать проще. Речь идет о различном порядке рифмы строки. Также данное явление часто называют белым стихом. Он, как правило, не использует рифму. В качестве примера можно рассмотреть отрывки из творчества Маяковского: А - «послушайте», Б – «звезды зажигают», В – «кому-нибудь нужно», Г – «чтобы они были».

Свободный стих невозможно приравнивать к прозе. В таком произведении имеется тенденция к декламированию. Именно в этом основная разница между стихотворным текстом и прозаическим. Данная тенденция возникает благодаря специфической эмоциональности и особому настроению текста. Такое произведение не приемлет монотонные чтения. Вторым отличием подобного стиха можно считать его ритмичность. Она формируется благодаря определенному выравниванию количества ударений и слогов.

Дополнительные сведения

рифма и способы рифмовки
Обсуждая способы рифмовок, следует также упомянуть гиперхолостой вариант. Его можно описать схемой ABAC. Вторая и четвертая строка не рифмуются. Это весьма любопытно. Дело в том, что отсутствие привычной рифмы в финале четверостишия вызывает эффект обмана ожидания.

Следует также поговорить о том, что такое терцина. В данном случае речь идет о ряде трёхстиший, в основе которых лежит рифмовка, созданная по схеме ABA BCB CDC. В качестве примера такого подхода можно рассматривать «Божественную комедию» Данте.

Отдельного упоминания заслуживает лимерик. Речь идет о написанном анапестом пятистишие, в основу которого положена рифмовка, соответствующая схеме ААВВА. В лимериках третий и четвертый стихи получают меньшее число стоп, чем первый, второй и пятый.

Следует также упомянуть триолет. Речь идет о восьмистишии, которое имеет рифмовку АВАА, ABAB. При этом стихи А, В, повторяются на правах рефренов.