«Похищение Европы», картина Серова. Поиски идеала
У живописцев всего мира миф о похищении Зевсом Европы был очень популярен. Кто его только не писал! Тициан и Веронезе, Рубенс и Буше, Лоррен и Тьеполо. Как это только не изображалось! В каком лазурно-розовом колорите, в каких деталях: чудные пейзажи, амурчики, девушки на берегу. Для примера мы приведем здесь полотно Рембрандта (одна из его редких картин на классическую тему).
«Похищение Европы», картина Серова, крайне лаконична. Она создана темперой на картоне в шести вариантах, и ни один из них не закончен. Вряд ли бы дополнилась новыми деталями картина Серова «Похищение Европы». Кто изображен на ней? Всего два персонажа (основных): девушка и огромный бык.История создания
В начале XX столетия художник, прошедший большой творческий путь от реализма через импрессионизм к модерну, все еще находился в поисках нового языка. В 1907 году В. Серов вместе с Л. Бакстом совершил поездку в Грецию. Впечатления захватили обоих. Перед ними предстали величественный Акрополь, море, архаическая скульптура Эллады. Л. Бакст уже в 1908 году написал «Древний Ужас», где богиня Кора, зачиная новую жизнь, выпускает на волю голубка, что перекликается с христианским Благовещением. Серову новая работа не давалась. Он переписывал и переписывал «Похищение Европы». Картина Серова не наполнялась деталями, но изменялась по колориту. Он хотел точно перенести на картон то, что чувствовал в руинах Кносского дворца. Так он работал до 1910 года. Неизвестно, какой бы был окончательный вариант, но 5 декабря 1911 г. от приступа стенокардии внезапно оборвалась его жизнь.
Интерес к античности
В.А. Серов был уже прославлен как блестящий и глубокий портретист. В 1893 году он впервые вместе с портретами создает «Ифигению в Тавриде». А после уже упомянутого посещения Крита его интерес к античности значительно вырос. Начинают появляться первые рисунки и эскизы. Пред вами образ самой Европы, какой она первоначально виделась художнику.
Еще не пришло время написать «Похищение Европы». Картина Серова лишь постепенно складывалась в его мыслях. В рамках эстетики модерна это должно быть стилизованное произведение. Так, видимо, думал Серов. «Похищение Европы» – картина, история которой, как видите, не проста. Он пытается создать свою версию древнего сюжета. Она должна отличаться вневременностью, возвышенной гармонией, совершенством форм. «Похищение Европы», картина Серова, создавалась в разных техниках. Он пробовал графику, живопись, картон, холст, темперу, масло, скульптуру. Его не удовлетворяло в картинах плоское декоративное пространство. Он пытался изменить его в фарфоровой скульптуре. Это скульптурное изображение, как и картина, находится в ГТГ.Миф о Европе
Увидев прекрасную царскую дочь, Зевс был ею пленен. Он обратился в белоснежного (по Овидию) смирного быка и подошел к толпе забавляющихся девушек. Они надели ему на рога венки из цветов, а Европа села на спину. Он вошел в море и приплыл на Крит. У него от Европы родились три сына: Минос, Радамант и Сарпедон. Европа уподоблялась богине Крита. Ее история, вероятно, является греческой интерпретацией скачек и танцев на быках, которые были популярны на Крите. По еще одной легенде дети Европы стали пасынками критского царя и породили европейцев. Много путешествуя, В. Серов стремился изучить сказания и легенды тех стран, в которых он побывал. Легенды Крита он осмыслял по-новому.
В. Серов, «Похищение Европы». Описание картины, написанной в 1910 году
Композиция изображения построена на диагональном движении могучего быка, которое подчеркнуто вытянутым силуэтом божественного животного, удлиненными контурами дельфинов и самим морем, которое превратилось в поток жизни. Бык, повернув к зрителю огромную голову, с обрывком венка на рогах, спокойно и уверенно пересекает владения Посейдона. В его человеческих глазах можно увидеть печаль и любовь. Отступая от Овидия, В. Серов пишет его в рыжевато-золотистых тонах и этим привлекает еще большее внимание к нему, находящемуся в центре бурлящего синего моря.
Европа, которая полностью покорилась судьбе, – это хрупкая девушка, которая одета не в богатые царственные одежды, а в простое темное платье. Только браслет на изящной руке напоминает о ее происхождении. На ее лице застыла загадочная улыбка, и она полностью отдалась воле богов. Ей как будто передалась сила и мощь быка, и потому она спокойно смотрит в будущее, которое может принести ей неизвестную и радостную жизнь.
Море изображено художником как миф, а не реальные морские волны. За далеким горизонтом скрыта новая жизнь.
Это произведение совершенно не похоже на то, что до В. Серова создавали художники. Он стремился придать реальность нереальному, создавая версию, увиденную глазами античных поколений, передать энергию и движение потока чувств и желаний персонажей картины.
Похожие статьи
- Валентин Серов, картина "Петр 1": дата и история создания, описание
- Картина «Девятый вал» Айвазовского – ода морской стихии
- Художник Рембрандт, автопортреты: описание, история и интересные факты
- Художник Франсуа Буше - картины с названиями, биография и интересные факты
- Художник Валентин Серов: биография, семья, творчество
- Картины Тициана с описанием и названиями
- Современный импрессионизм: картины, на которые стоит обратить внимание