Ирина Асмус - цирковая артистка, клоунесса: биография. Ириска в телевизионной передаче "АБВГДейка"
Ее помнят те, кому «за тридцать» и более. Ирина Асмус, Ириска из любимой малышами АБВГДейки, первая клоунесса Советского Союза, разбилась, упав из-под купола цирка. На 8-метровой высоте артистка выполняла эффектный номер под нескучным названием «Старушка на абажуре», заключающийся во вращении вокруг своей оси вниз головой.
Клоунесса привычно отстегнула страховочный трос, чтобы тот не мешал (в этом трюке его не используют). Далее она продела ногу в петлю специального циркового приспособления. Все как обычно. Потом ей следовало повиснуть, доверившись удерживающей и вращающей машинке. Однако как только актриса попыталась это сделать, металлические детали сами расцепились, и она полетела на арену вниз головой.
В случившемся не было личной вины эквилибристки. Ирина Асмус пребывала «в форме», и движения ее были точны. Артистку подвел брак металлической детали злосчастной вращающей машинки. Гайка соединительного винта устройства оказалась расплющенной и ослабла, поэтому крепление вылетело просто во время выступления.
Смерть наступила мгновенно, с арены цирка несли ее уже мертвой. А представление продолжалось, таковы суровые законы цирка. Ушел из жизни человек, ставший в искусстве явлением такого же уровня, как Олег Попов или Енгибаров.
Тогда еще не было интернета, и детвора не могла узнать о том, что их любимицы Ириски больше нет. Детские программы, где она выступала, еще очень долго получали письма, вопрошающие: «А где же наша Ириска?» Ребятишкам ведущие отвечали, дескать, она выросла и пошла в школу. Разве могли они сказать иначе? Ведь всем детям известно: клоун не может умереть.
Несущая свет
Она осталась в памяти озорной девчонкой, которой не суждено было повзрослеть. Вместе с другими клоунами Ириска учила буквы в "АБВГДейке", а еще играла в театре и выступала в цирке. Актриса Ирина Асмус была замечательной актрисой, хорошим, живым и активным человеком, способным попрыгать на скакалке, промчаться на лошади, пройти по проволоке, спуститься на лыжах с любой горки, подняться под купол цирка.
Когда маленькие зрители задавали вопрос о возрасте, Асмус отвечала вопросом на вопрос: «Сколько, сколько? А сколько лет может быть Ириске? Так себе - девчонка…»
Коллеги по цирку, телевидению вспоминают ее задорный жизнерадостный нрав, бьющую через край добрую и веселую энергию. Люди, находящиеся рядом с ней, ловили себя на том, что неожиданно для себя начинали улыбаться.
В цирке артистку называли «несущей свет». У нее был даже номер такой. Он вызывал у людей перемену эмоций: смех сменялся завороженностью, зрителей это зрелище пронимало до глубины души.
В начале номера шалящая и прыгающая Ириска рыжей белкой носилась между рядов публики, «дуя» на прожектора. Те постепенно гасли. В темном зале начинало звучать завывание вьюги, на манеже же оставался один-единственный огонек свечи, который укрывала от ветра ладонями съежившаяся клоунесса. Он вначале гас, но Ириска принималась «оживлять» его своим дыханием. От этого постепенно прожектора постепенно зажигались, и в конце номера цирк опять был освещен.
Как еще можно ее охарактеризовать? Да она сделала это сама! Однажды программа «АБВГДейка» показала Ириску, задорно поющую песенку, в которой были слова, замечательно отражающие ее сущность: «Моя мечта - в манеж войти артисткой и радость жизни людям подарить». Она была действительно преданной цирку, что доказывает возвращение ее туда из театра актрисой первого плана.
Была у нее в образе Ириски и другая песня, содержащая слова, заставившие потом, после ее смерти, вздрогнуть многих цирковых людей: «… манеж меня прими». Ведь именно от удара об арену погибла артистка.
Детство, юность
Асмус Ирина Павловна родилась 28 апреля 1941 года в Ленинграде в семье инженера и домохозяйки. Семья часто переезжала, а дочь училась в разных школах. Выпускница попыталась поступить в хореографическое училище при Большом театре. Приемная комиссия ее брала, однако при этом девушке сказали, что примой ей никогда не быть из-за роста.
Асмус забрала документы и пошла поступать в цирковое училище. На вступительном экзамене абитуриентка исполнила «Бесаме мучо» и сплясала неаполитанский танец, и ее приняли. Обучаясь, Ирина снялась в роли девочки Клавы в картине «Новые приключения Кота в сапогах».
Цирковая наука ей давалась на удивление легко.
Ирина, еще находясь в училище, на всю жизнь полюбила цирк, его атмосферу, даруемое им возвращение в детство. Она поняла, что это – ее стихия.
Работа в цирке. Травма
Обладая отменной физической подготовкой, отважная девушка могла выполнять даже самые рискованные трюки. Выпускницу пригласил в свой уникальный, впоследствии удостоенный международных наград номер с першами однокурсник Леонид Костюк. На крохотной площадке, расположенной сверху десятиметрового шеста, Ирина выполняла рискованные трюки, а внизу всю конструкцию удерживал Леонид.
Однажды на репетиции в Риге у партнера вырвался шест, и Асмус упала вниз, получив травму головы, сопровождаемую сильным сотрясением мозга. Артистка длительно не могла выступать в цирке, доктора ей запрещали даже думать о манеже. Судьба словно предупреждала ее – не работать на высоте.
В театре
Ирина поступила учиться в театральную студию, затем два года играла в ТЮЗе роли детей, чему способствовали небольшой рост, внешность, врожденная подвижность. Она имела навыки цифровых жанров, которые мастерски использовали.
Ей поручали играть мальчишек да пионерок, с чем она блестяще справлялась. Но судьба была к Ирине благосклонна. Вскоре ей поступило предложение от режиссера ленинградского театра Комиссаржевской Мара Владимировича Сулимова, и сразу же была поставлена на ведущие роли актриса Ирина Асмус. Биография этой незаурядной артистки и потом была богата такими кульбитами.
Поскольку бывшую ведущую актрису театра Алису Бруновну Фрейндлих сманил к себе режиссер Театра им. Ленсовета Игорь Владимиров, ее место заняла артистка Асмус, причем как-то поразительно органично. Роли сыпались на талантливую вновь прибывшую, словно из рога изобилия: Золушка, Джульетта, принцесса Елизавета. Об этом можно было только мечтать.
К ней присматривались режиссеры, о ней писала театральная пресса.
Ирина Асмус. Личная жизнь
На обаятельную девушку в театре обратил внимание актер, известный по роли Левки-цыгана из фильма «Бумбараш». Ирина Асмус и Александр Хочинский заключили брак, однако тот продержался совсем недолго. Ситуация банальна: молодожена призвали в армию, а его молодая супруга-артистка, на которую имели виды многие мужчины, не устояла. Впоследствии Народный артист РФ рассказывал, что, узнав об этом, поседел.
Артистку манила атмосфера манежа, кажущаяся ей более родной, чем строгость и классика театральных постановок. Ирина Асмус отпрашивалась в театре для цирковых представлений во время школьных каникул, где играла роли детских персонажей: Незнайки, Вольки, старухи Шапокляк. Однажды зашедший по своим делам в цирк драматург Володин увидел Ирину, которую хорошо знал, и шутливо спросил: «А что ты здесь делаешь, Ириска?» Эта фраза и породила ставшее знакомым для всей страны сценическое имя.
Кстати, инспектор арены цирка на Фонтанке и увел супругу от Хочинского. По иронии судьбы, именно второй муж актрисы поставил злосчастный номер, приведший актрису к гибели через полтора десятка лет.
С третьим мужем, цирковым артистом Михаилом Сычевым Ирина Асмус познакомилась в 1967 году, пребывая на гастролях в Кишиневе. 27-летняя актриса почувствовала в нем душу родственную. В следующем году они поженились. Михаил усыновил ее ребенка Андрея.
Искусство на стыке цирка и театра
Вернувшись из театра в цирк, артистка привнесла много нового в свои выступления. Имея второе театральное образование, она все больше завоевывала зрителя. Ирина Асмус – клоунесса уникальная. До нее на сцене советского цирка выступали в этом жанре и Шахнина, и Амвросьева. Однако то были дамы в мужских костюмах. Их выступление не было самостоятельным, обычно они лишь ассистировали партнеру.
Будучи не в состоянии выступать стопроцентным эквилибристом, Ирина выбрала для себя редкий жанр - соло-клоунесса. Это – труднейшая профессия, ведь в мире таких единицы. Женское ремесло в этом жанре много трудней, чем мужское. Быть в манеже забавной, ставить себя в смешное положение, но не бестактное – для этого требуется особый талант.
Асмус была сильна в клоунаде, владела искусством драматического монолога, умела делать сложные трюки. Улыбка, пародия, высочайший уровень иронии – все это отличало эту даму. Номер клоунессы состоял вроде бы из обычных трюков, но делала она по-своему, с юмором, всегда оставляя впечатление эксклюзивности.
Яркий цирковой образ
Ирина за короткий срок успела создать репертуар клоунессы, участвовать в съемках фильмов, передач, тематических цирковых программ. Бешеный темп жизни не давал ей расслабиться. Ее репризы были по-женски остроумными.
Актриса в них тонко иронизировала по поводу быта, окружающего женщин, подтрунивала над их общительностью.
Среди ее номеров был и такой, когда, выйдя на сцену в образе изящной девушки, ее героиня как бы окунается в женский быт, с его пакетами, авоськами и прочей бытовухой. В конце концов перед зрителями женщина превращается в бабу. Вместо изящного платья на героине Асмус оказывается какая-то жуткая одежонка, лицо ее в завершение номера «украшает» маска вздорной сварливой современницы.
В другой известной репризе героиня Асмус предстает в роли укротительницы змей, только вот в роли рептилии выступает телефон.
Дети любили клоунессу
Популярность актрисы была безграничной. Детвора, встретив ее, буквально осаждала, прося автограф и скандируя: «Ириска, Ириска!» Каждый ребенок пытался потрогать кумира, некоторые даже пробовали ущипнуть, чтобы убедиться, что она – настоящая. Она за полторы недели исписывала пасту шариковой ручки, оставляя автографы.
Однажды, пребывая на цирковых гастролях, Ирина вышла на балкон ташкентской гостиницы, а под ним уже выстроилась кавалькада: мал мала меньше. Она возьми и пошути: "А ну-ка, покажите мне дневники!" И что бы вы думали? Через минут десять несколько поредевшая толпа гордо показывала ей свои «индикаторы учебы» (троечники вернуться постеснялись).
Программа "АБВГДейка"
На 70-80-е годы пришелся пик известности Асмус. Она успевала сниматься на телевидении, в кино, выступать в цирке, ездить на гастроли.
Ей было суждено стать известной всей стране. Тридцатисемилетнюю Ирину Асмус вместе с другими клоунами пригласили на второй сезон детской программы "АБВГДейка". Эта передача, которую вела Татьяна Черняева, стала знаковой, она запала в душу практически всем ребятам. Существовавшие до нее другие детские телепрограммы просто отошли на второй план.
Ириска вместе с клоуном Клепой (артистом Виталием Довганем) на 8 лет съемок стали настоящими соавторами телевизионщиков, щедро насыщая базовый сценарий своими репризами и экспромтами. Достойно им ассистировали клоуны Валерий Левушкин и Юрий Шамшадинов. Партнеры любили и уважали Ириску - активный, шебутной, динамичный «мотор программы».
Группа клоунов "АБВГДейки" приобрела популярность, превышающую ту, которую имели народные артисты СССР. На каждую свою передачу программа получала 4-5 тысяч писем. Этого не могли не замечать завистники.
Неприятности
85-й год принес Ириске много разочарований. Ее единственный сын рос трудным подростком, часто огорчал родителей.
На телевидении Асмус без объявления причины сняли с программы "АБВГДейка". Причина этого неясна. Организаторы передачи говорят о том, что в связи с окончанием изучения алфавита (т. е. сезона программы) циркачей отправили по манежам. Формально - так действительно было заведено, поскольку в СССР не было профессии телевизионных артистов.
Существует и другая версия, более приземленная. Очевидно, жаба давила генералов от культуры, от чьих артистов-протеже «какие-то клоуны» АБВГДейки переманили зрителя.
Как бы то ни было, Асмус тяжело пережила свой уход из передачи, ведь у нее было море наработок «от Ириски», которых дети еще не видели. Характерно, что в цирке также проигнорировали ее, ведущую артистку, смотреть на выступления которой зрители шли. Ее «забыли» взять в зарубежное турне.
Актриса с досады решила поскорей уйти на пенсию, чтоб уделить больше времени дому и сыну. Накопилось много житейских неприятностей, разобраться с ними следовало не спеша, по одной. Ей уже было чуть за сорок. Она надеялась дотянуть цирковую лямку до 45 (пенсионный возраст для эквилибра), дабы потом вернуться в театр.
Накануне последнего выступления
Выступить в Гомельском цирке актриса согласилась, поскольку хотела увидеть сына, в то время отбывающего срочную службу в авиагородке близ деревни Зябровка. По воспоминаниям Андрея, накануне выступления она-таки проведала его в воинской части. Мама, прощаясь, обняла сына и вдруг без явной причины горько зарыдала. Такого с ней еще не бывало.
Ее, мертвую, Андрею довелось сопровождать в Ленинград, где она и похоронена на Большеохтинском кладбище. Именно эта скорбная поездка, как вспоминает он, поменяла всю его жизнь.
Вместо заключения
Спустя 30 лет после безвременной гибели клоунессы становится очевидным: актрисой уникальной была Ирина Асмус. Причина смерти ее достаточно понятна. Однако уход любимой всей страной Ириски оставил вопросы, на которые ответ до сих пор не получен.
Во-первых, хотелось бы знать, кто тот «герой», который, не афишируя себя, обидел разом всех малышей страны, убрав Асмус из "АБВГДейки"?
Остается в тени и фамилия второго мужа актрисы, которую в открытых источниках почему-то назвать стесняются. Ведь именно с ним, согласно рассказу служителей гостиницы, Ирина имела нелицеприятный телефонный разговор накануне рокового выступления 15 марта 1986 года. Не пора ли ее назвать хотя бы из уважения к памяти актрисы?
Впрочем, чтоб не заканчивать сей рассказ на минорной ноте, сообщим, что ее сын Андрей Михайлович Асмус женат, проживает в Санкт-Петербурге, имеет двух детей: мальчика и девочку. Зарабатывает на жизнь фото- и киносъемкой. Его услуги пользуются спросом.
Похожие статьи
- Биография Кристины Асмус и личная жизнь актрисы
- Игорь Скляр: фото, биография, личная жизнь и творчество
- Самые красивые девушки России: ТОП-10
- Ирина Кольба: биография и фото
- Биография Гарика Харламова. Игорь Юрьевич Харламов: личная жизнь, карьера
- Ирина Кещян, жена Арарата Кещяна
- Биография Ирины Горячевой и ее работа в мире кино