Веспуччи Симонетта: портрет, биография, причина смерти

0
0

Самые красивые произведения, вызывающие бурю волнения, нестерпимую нежность и щемящую грусть, самые чарующие признания в любви были написаны людьми, чьи прекрасные «богини» стали жёнами других. Такой Богиней, Мадонной, Венерой и Весной была Симонетта Веспуччи – муза Сандро Боттичелли, который прославил её красоту в веках.

веспуччи симонетта

Вместо вступления

Это произошло в середине XV века во Флоренции. В этой красивой и грустной истории с печальным концом, больше похожей на сказку, три главных героя: гениальный художник Сандро Боттичелли, Симонетта Веспуччи и Джулиано Медичи – брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного. Многое в этой истории покажется вымыслом, многое говорит о правдивости.

У всех гениальных поэтов, музыкантов, писателей и художников были музы, которые вдохновляли их. Нельзя, не испытав чувства любви, написать о нём при помощи слов, красок или музыки. Нельзя описать неизведанное. Можно списать, перерисовать, пересочинить, то есть можно украсть чужое. Но это не скроешь. Да и о другом пойдёт речь - о том, что от души.

портрет симонетты веспуччи

Боттичелли

Его настоящее имя - Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Нет, он не был из знатной семьи. Его отец, простой кожевник, умер рано, когда Алессандро был совсем маленьким. Его вырастил и выучил старший брат Джованни – большой балагур, добродушный и весёлый человек. Кроме того, он был толстым и любил вино, за что его прозвали Боттичелли, что в переводе с итальянского означало «бочонок».

Это шутливое прозвище приклеилось и к Сандро, несмотря на то что он был худощавым и подтянутым. Смешное прозвище так крепко вошло в его жизнь, что к моменту его обучения в школе живописи стало практически его фамилией.

Сандро проживал во Флоренции, где впервые увидел Симонетту Веспуччи. Боттичелли, как предполагают многие исследователи, именно через это семейство был представлен правителю Флоренции – Лоренцо Великолепному.

Обучение живописи

Сандро был усидчивым и прилежным учеником, подверженным меланхолии и мечтательству. В то время, когда его друзья проводили молодость в весёлых забавах и развлечениях, он находился в мастерской Филиппо Липпи, своего учителя, где совершенствовал и оттачивал мастерство, переписывая его картины. Удивительной чертой всех его художественных образов была очаровательная и пленяющая грусть, которая так просматривается во всех портретах Симонетты Веспуччи.

Он проживал во времена подъёма и расцвета Флоренции, правления Лоренцо Великолепного, когда город считался «царством муз и искусства», столицей праздников и развлечений. Турниры сменялись балами, скачки, охота и карнавалы проводились постоянно. Это было царство поэтов, музыкантов, художников, философов и учёных. Двадцатилетний правитель Лоренцо Медичи сам сочинял стихи и покровительствовал творческим и талантливым людям. Именно он пригласил во Флоренцию великого Леонардо да Винчи и первым оценил Микеланджело. Но всё это не касалось Сандро Боттичелли, который жил в своём мире, созданном им самим, он отразил его часть в своих картинах. Слава о его произведениях привлекала к нему все больше внимания. У него появилась собственная мастерская.

симонетта веспуччи боттичелли

Биография Симонетты Веспуччи

Прекрасная Симонетта, дочь крупного торговца, прокуратора банка Сан-Джорджо, Гаспаро Каттанео, появилась на свет в 1453 году. По одной из версий, она родилась в городе Генуе, по другой – в Портовенере. Её семья подверглась гонениям и была вынуждена скрываться на своей вилле Феццано в Портовенере. Старшая сестра Симонетты Баттистина была выдана замуж за герцога города Пьомбино, в котором семья Каттанео была вынуждена провести некоторое время. Здесь, как предполагается, они познакомились с семьёй гостившего у герцога нотариуса Анастасио Веспуччи.

Со своим будущим мужем, Марко Веспуччи, Симонетта Каттанео познакомилась именно здесь. Он проходил службу в банке Сан-Джорджо под руководством будущего тестя и часто бывал у них дома. После этого семья снова переехала в Геную – город купцов и банкиров. Вскоре Марко Веспуччи получил согласие на брак с Симонеттой у её родителей, и в 1468 году они поженились.

Жизнь во Флоренции

Семья правителей Флоренции - Медичи - пользовалась услугами банка Сан-Джорджо, где и подружились молодые Марко Веспуччи и братья Лоренцо и Джулиано Медичи, тем более что все трое были флорентийцами. И после свадьбы правитель Флоренции Лоренцо Великолепный пригласил молодых пожить у них в городе, на что они с готовностью согласились и поселились в родовом доме Марко – Берга д’Оньисанти.

Молодым был оказан грандиозный приём на вилле Кареджи. Это можно объяснить и тем, что незадолго до этого, после смерти своего отца, Лоренцо становится правителем Флоренции и желает оказать почтение своему другу Марко Веспуччи. Симонетта была рядом с мужем. Череда праздников, приёмов, балов закрутила молодых с головой. Казалось, веселье льётся рекой. Симонетта стала центром этих мероприятий.

С тех пор как на светских раутах появилась эта хрупкая блондинка с печальными глазами, светлой, тонкой и нежной кожей, всё внимание было приковано к ней. Она служила моделью многим художникам. Но самая известная работа принадлежит кисти Боттичелли - портрет Симонетты Веспуччи. Он нарисовал её в профиль.

Особенно притягивал к Симонетте людей её характер, о котором поэт Полициано написал, что каждому, с кем она общалась, казалось, что только к нему приковано всё её внимание. Она была мягкой и нежной в общении с другими. Больше всего окружающих восхищали её златокудрые волосы, которые струились по плечам и спадали на грудь. Если она их поднимала в причёску, то казалось, что над её головой сверкает золотой нимб, при этом обнажались тонкая шея и руки, маленькая грудь.

Её фигура в то время считалась эталоном женской красоты. Она любила открытые платья. Портреты Симонетты Веспуччи рисовали известные художники. Знаменитые поэты слагали о ней сонеты и поэмы. Одним из таких воздыхателей был известный флорентийский поэт Полициано, к таковым относился даже сам Лоренцо Великолепный, который также писал стихи и сонеты.

веспуччи симонетта дама ренессанса

Джулиано Медичи

Лоренцо Великолепный был наделён множеством талантов, самым большим из которых был талант правителя, умение вести за собой, привлекать и притягивать к себе многих талантливых людей. Он собрал в Флоренции весь цвет художников, поэтов, философов, музыкантов и учёных. Его младшего брата Джулиано готовили к карьере священника. Вначале отец, а затем и брат хлопотал о кардинальской шапке для него. Но Ватикан не жаловал Флоренцию по многим причинам, и поэтому был получен отказ. Решено было оставить его светским человеком, что, конечно, красивому, полному сил юноше было явно по душе.

Он стал помогать своему старшему брату. У него был талант нравиться людям. Его любил и боготворил весь город, называя Принцем Юности. Он вёл праздную жизнь и был участником всех светских развлечений, блистал на турнирах. Несколько раз он ездил по поручению брата в другие провинции Италии.

сандро боттичелли симонетта веспуччи

Сандро Боттичелли и Медичи

Как уже говорилось выше, Лоренцо Медичи собирал во Флоренции всех известных художников и прочих творческих людей. Сандро Боттичелли на тот момент обрёл славу известного художника. Именно ему доверил важный заказ на картину «Дары волхвов», предназначавшуюся для семейного алтаря в церкви Санта-Мария-Новелла, один знатный банкир, близкий друг братьев Медичи. Скорее всего, с заказчиком были обсуждены все детали картины. Симонетта Веспуччи в образе Мадонны – это не случайность, и могущественные братья Медичи, скорее всего, позировали художнику.

Картину Сандро писал почти 5 лет - с 1475 г. по 1480 г. Закончил он её, когда ни прекрасной Симонетты, ни Джулиано не было в живых. Если внимательно всмотреться в картину, то можно увидеть здесь много знакомых лиц: Лоренцо и Джулиано Медичи, сам Боттичелли в толпе волхвов и, конечно же, пленительная и кроткая Симонетта в образе Девы Марии. Многие искусствоведы подметили, что Сандро практически не писал женских портретов. Исключением служит Симонетта Веспуччи. Боттичелли все прекрасные образы на картинах посвятил одной даме.

Хотя художник был постоянным исполнителем заказов для Медичи, он практически с ними не встречался, принимая заказы непосредственно от брата Лоренцо. Возможно, Медичи позировали ему. По одной из версий, Симонетта никогда не позировала художнику, и он писал её по памяти. По другой – позировала. Но, вероятнее всего, она не раз позировала ему. В 1475 году он написал портрет Симонетты Веспуччи. Также его кисти принадлежит множество других картин, где присутствует образ прекрасной женщины. Другую работу он назвал «Портрет молодой девушки» и писал ее с 1475 г. по 1480 г., то есть начал при ее жизни, а и закончил, когда её не стало.

Рыцарский турнир

В конце января 1475 года в городе устраивалась ежегодная джоста - своеобразный рыцарский турнир. В нём принимал участие соправитель города Джулиано Медичи. Он верхом на коне пронёс знамя, на котором был запечатлён написанный Сандро Боттичелли портрет Симонетты Веспуччи, где она изображена в виде Афины Паллады в белом платье. В руках она держит щит и копьё, а также голову Медузы Горгоны.

Биограф художников Возрождения Дж. Вазари пишет, что к тому времени художник Сандро Боттичелли сильно прославился, поэтому Джулиано Медичи именно ему доверил нарисовать её портрет на знамени. Город славил прекрасную даму. Поэты слагали стихи и поэмы, в которых превозносили красивую пару - златокудрую Симонетту и темноволосого Джулиано. Через год город будет оплакивать прекрасную даму, ещё через два – Принца Юности.

картина симонетта веспуччи

Симонетта и Джулиано

Обладать Симонеттой мечтали многие мужчины. И молодая красавица знала силу своей красоты. У её ног было много знатных и могущественных людей Флоренции. Стоит отметить, что оба соправителя, братья Медичи, были готовы выполнить любое её желание. На неё молились, как на божество, ею восхищались, перед ней преклонялись. Самые известные поэты слагали о ней стихи и поэмы. Она была похожа на чудесный цветок. Тонкая кожа была такой нежной, что казалась прозрачной, прекрасные глаза были полны печали и предчувствия близкого конца.

Но она знала, что это не будет длиться долго. И поэтому она выбрала молодость и красоту Принца Юности – Джулиано. Уже сотни лет люди ломают голову, были ли они любовниками или у них были просто платонические отношения, но это абсолютно не имеет значения. Важно другое: тысячи жителей Флоренции почитали и любили их за то, что они есть, что они вместе. С трепетом и почитанием ждали развития событий, но всё закончилось быстро. 26 апреля 1476 года умерла Симонетта Веспуччи, причина смерти – чахотка.

Все были настолько потрясены, что город погрузился в траур. Все понимали, что потеряли прекрасную даму, но, самое главное, от них навеки ушла идеальная любовь. А через два года в тот же день, 26 апреля, был убит Джулиано. Этот мистицизм поразил их ещё больше. Город оплакивал обоих и знал, что не повторится это прекрасное и золотое время.

Сильно скорбел о Симонетте Лоренцо Медичи. Он написал несколько сонетов о ее смерти. В них мы видим его чувства к ней. Это он до последнего боролся за её жизнь, присылая самых лучших докторов того времени. Он постоянно поддерживал связь с семейством Веспуччи, помогая её близким.

Тяжело это переживал Сандро Боттичелли. Симонетта Веспуччи – его муза, которая, возможно, не думала о нём никогда, навеки осталась в его сердце, сформировав образ прекрасной дамы.

Заговор

Так распорядилась судьба, что Джулиано навсегда должен быть остаться для Флоренции Принцем Юности. Он стал жертвой заговора Пацци, в сущности, заговора Ватикана и Папы Сикста IV против Медичи, которые по определенным причинам люто ненавидели братьев Медичи.

У заговорщиков была одна цель – уничтожить двух братьев сразу. По замыслу Ватикана организовывается визит молодого кардинала Риарио, внучатого племянника Папы. По законам дипломатии это высокопоставленное должностное лицо, и встречать его Медичи должны торжественно, согласно существующему этикету. Цель заговорщиков была захватить обоих братьев во время торжественного приёма и уничтожить их.

25 апреля 1478 года братья давали официальный приём в честь посещения кардиналом Риарио Флоренции. Он проходил на вилле Фьезоле, где по расчёту заговорщиков во время пира и сопровождавшей его сумятицы легко будет убить двух братьев одновременно. Но их планам не суждено было сбыться, так как Джулиано поранил на охоте ногу и не смог приехать на торжество.

Заговорщиками был придуман новый план. Согласно совету Пацци и архиепископа Сальвиати, кардинал должен был напроситься в гости к Лоренцо Медичи. Тот, не видя в этом никакого подвоха, с радостью согласился принять кардинала у себя во дворце на Виа Ларга. При этом было оговорено, что кардиналом будет отслужена торжественная месса в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, после её завершения кардинал и его свита приедут во дворец.

Но Джулиано плохо себя чувствовал и решил присутствовать только на мессе. Срочно принимается новое решение - убить братьев во время богослужения. Младшего брата должны были заколоть Пацци и Бандини.

веспуччи симонетта биография

Смерть Джулиано

На мессе присутствовал только Лоренцо, Джулиано болел. Пацци и Бандини отправились за ним во дворец. Джулиано отказался идти, но заговорщикам удалось уговорить его пойти с ними, как бы в знак примирения. Принц был легко одет, и больная нога не позволяла взять шпагу. Негодяи решили проверить, есть ли на нём кольчуга, и стали его обнимать. Кольчуги не было, и они проводили его на хоры.

После того как месса была окончена, все пошли к выходу, разъярённый Пацци набросился на Джулиано с кинжалом. Он нанёс ему такое количество ударов, что в приступе ярости поранил самого себя. Лоренцо удалось скрыться. Народ не поддержал заговорщиков и встал на защиту Медичи. Ночью разъярённая толпа прямо из кровати выволокла раненого Пацци и притащила его к синьории, где вместе с архиепископом Сальвиати повесила на окне.

Любимому брату Лоренцо организовал грандиозные похороны, на которые вышел, по сути, весь город. Джулиано горожане очень любили. На его теле насчитали 21 ножевую рану, столько же было у Цезаря, но больше всего город потряс тот факт, что день убийства, 26 апреля, совпал с днём смерти Симонетты Веспуччи – дамы Ренессанса. Это посчитали символическим знаком и снова двух молодых людей соединили вместе.

Одному из убийц Джулиано удалось сбежать в Турцию, но через год Лоренцо уговорил Мехмеда II выдать его Флоренции, куда он был доставлен и казнён. Через месяц после убийства Джулиано одна из его любовниц родила сына. Медичи забрал его в семью и вырастил, как собственного сына. Впоследствии он стал Папой Римским Климентом VII.

Симонетта и Джулиано в картинах Сандро Боттичелли

В одиночестве со своей тоской Сандро Боттичелли осталось заниматься любимым делом. Теперь на его картинах жила только Симонетта с её загадочной и печальной улыбкой и золотыми волосами. Целых 15 лет после болезни Симонетты Веспуччи и её смерти Сандро не писал других женщин. На его картинах практически все женщины походили на его любовь.

Перешагивая через боль и страдания, Сандро писал облик той Симонетты, которую он видел и любил. Поэтому в очередной картине она предстаёт не всегда похожей на ту, какой была прежде. Сравнивать форму носа или изгиб бровей, по крайней мере, не этично, это не фото Симонетты Веспуччи, да и потому, что известна дата написания картины, которая говорит, что на тот момент её уже не было. Это не портрет с натуры, это портрет из его души.

Боттичелли рисует два портрета Джулиано. Один был написан при его жизни. Последний портрет Боттичелли рисует по просьбе его брата, сразу же после смерти Джулиано. Просьба была связана с тем, что лицо молодого красавца было изуродовано нападавшими, и посмертную маску снять было невозможно. Боттичелли рисует портрет. Мы видим на нем голубя, сухое дерево и открытую дверь, что говорит о том, что этот человек умер.

Картину «Весна» Сандро Боттичелли написал в 1482 году. Именно эта картина стоила ему немало сил. Он похудел, осунулся, выглядел уставшим и опустошённым. Наверное, при написании картины он вспоминал Симонетту, Джулиано, светлое и чудесное время, джосту, торжество жизни. На картине изображено 6 женщин. Все они в какой-то мере напоминают по облику юную Симонетту – белокурые, с практически с одинаковыми фигурами. На картине в роли Меркурия изображён Джулиано Медичи. В этом не сомневается никто.

Величайшее творение Боттичелли – «Рождение Венеры». В картине художник изобразил Афродиту, дочь Урана, которая рождена без матери из моря. Картина написана по мотивам произведений Вергилия и Полициано. Образ Венеры, как считают большинство исследователей, – это образ Симонетты.

Картина «Венера и Марс» – это гимн любви, где в образе прекрасных античных Богов изображены двое влюблённых – Джулиано и Симонетта. Она была написана 1483 году и наделена покоем, радостью и в то же время щемящей грустью и, даже можно сказать, светлой тоской. Пленит красота молодых и красивых людей, их беззаботность. Это действительно шедевр. Вся картина пропитана чистотой и светом.

Юной красавице посвятили много произведений её современники. Её писал Леонардо да Винчи, Ф. Липпи и многие другие художники флорентийской школы эпохи Возрождения. Нашли своё отражение образ и жизнь прекрасной Симонетты Веспуччи в исторических романах, которые написаны в позднее время, они не оставляют равнодушными людей и в наши дни.

картина симонетта веспуччи

Заключение

Знакомясь с материалом, возникает очень закономерный вопрос: Сандро Боттичелли тайно любил Симонетту, но почему во многих его картинах присутствует молодой Медичи? Может, был кто-то другой, кто любил их обоих, и чьё сердце кровоточило от воспоминаний об этих прекрасных молодых людях? Ведь именно после смерти Лоренцо в 1492 году Боттичелли перестал рисовать прекрасную музу. Хотя искусствоведы объясняют это влиянием Джироламо Савонаролы. Именно после этой даты он не нарисовал ни одного портрета Симонетты Веспуччи.

Да и Пьеро ди Козимо портрет Симонетты Веспуччи рисует в 1480 году. Просто так, вдруг ни с того, ни с сего? Да ещё со змеёй, пытающейся укусить свой хвост, что было частью герба Медичи. Не слишком ли много совпадений? Свои две картины «Портрет Клеопатры» и «Смерть Прокриды» посвятил Пьеро ди Козимо Симонетте Веспуччи.

Четвертым, может быть, самым главным участником этой истории был Лоренцо Медичи. Это объясняет многое: странное отношение к этому Марко, который продолжал дружить с Джулиано; его семья, которая состояла в переписке с Лоренцо и многое другое.

Не была Симонетта любовницей ни Джулиано, ни Лоренцо, у которого была жена, дети и официальная муза. Он просто любил Симонетту, и его любимый брат знал это, что заставило его пронести на джосте знамя с её портретом. А впрочем, кто его знает, как оно было на самом деле.