Михайловский Златоверхий монастырь: описание, история, особенности оформления и интересные факты

0
0

Михайловский Златоверхий монастырь - настоящий голубой бриллиант, венчающий центр города Киева. По своей исторической значимости эта обитель стоит наравне с такими известными колоссами, как Софиевский собор, Киево-Печерская лавра, Андреевская церковь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников и туристов. Нет человека, который бы остался равнодушным, увидев величие и мощь этой святой обители.

Михайловский Златоверхий монастырь

Михайловский Златоверхий монастырь - это целый комплекс, в который входит в первую очередь величественный храм, возведенный во имя покровителя города архангела Михаила. Помимо художественной и архитектурной ценности, собор значим тем, что он стал первым на Руси, чьи купола были покрыты золотом. Это и дало название всему комплексу.

Месторасположение

Любой киевлянин подтвердит, что эта святыня занимает особое место в сердцах горожан. Названный в честь архистратига Михаила, считающегося предводителем небесного воинства и, конечно, покровителем Киева, Свято-Михайловский Златоверхий монастырь был основан еще в 1108 году Святополком. Именно благодаря этому Киевскому князю, внуку Ярослава Мудрого, уже в 1113 году храм был освящен. Место его строительство выбрано не случайно. Михайловский Златоверхий монастырь был возведен на месте бывшего древнего капища таких языческих богов, как Перун, Дажьбог, Хорс, Сварог, в самом центре древего Киева, у подножья Старокиевской горы. В то время здесь протекала река Почайна (ныне несуществующая). Само это место считалось каким-то необъяснимым и притягательным.

Михайловский Златоверхий монастырь: история

С двенадцатого века эта обитель стала местом захоронения киевских князей. Предполагается, что Свято-Михайловский Златоверхий собор и мужской монастырь при церкви были учреждены одновременно. К эпохе Святополка, согласно преданию, относится и другое знаменательное событие. В 1108 году из Константинополя в Киев была перенесена главная святыня Златоверхого монастыря - мощи великомученицы святой Варвары.

Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря

Во время взятия Батыем Киева и нападения на город крымского хана Гирея в конце пятнадцатого века комплекс сильно пострадал. Полчища татар, захвативших Киев, нанесли храму огромный ущерб. Были разрушены многочисленные постройки на территории этой христианской обители, уничтожены памятники письменности и древнерусской живописи. Когда Михайловский Златоверхий монастырь в составе Киева перешел под юрисдикцию польских правителей, ему были пожалованы грамоты, дающие право на самостоятельный выбор игуменов. Тем самым монастырю была обеспечена независимость от произвола воевод и церковной власти. Это событие и послужило толчком для его развития. Как следует из многочисленных исторических документов, датирумых той эпохой, уже к середине шестнадцатого столетия обитель считалась крупнейшим религиозным центром Киева.

Особенности оформления

Не только своей историей славится Михайловский собор. Он уникален в первую очередь своим роскошным внутренним убранством, сделанным в стиле «мерцающей живописи». Это своеобразная смесь мозаики и фресок. Уникальность данного стиля заключается в волшебном переливании света и тени: изображения то «вспыхивают», то «затухают», будто мерцая над головами верующих. Мерцающая живопись является достоянием мастеров времен Киевской Руси , отказавшихся от византийского направления. По мнению специалистов, в работах по росписи собора принимал участие сам Алисий - легендарный иконописец и основоположник стиля. Некоторые мозаики Михайловского Златоверхого монастыря приписывают именно ему. Доказательством тому есть определенные документы, сохранившиеся в архивах.

Михайловский Златоверхий монастырь история

Ни по убранству, ни по роскоши Михайловский монастырь ни в чем не уступал Успенскому собору. Изначально он был однокупольным. Его размеры составляли 29 х 19 метров. Главной ценностью этого собора являлись святые мощи великомученицы Варвары, которой находились тут на протяжении многих столетий.

До революции

Когда в 1654 году Киев присоединился к Российскому государству, Михайловский Златоверхий монастырь практически лишился основной части своей территории - имений, лежавших в оставшихся за Речью Посполитой областях. Однако гетманы с казацкими старшинами щедро наделили его владениями, расположенными на Левобережной Украине. Монастырем были приобретены земли и покупным путем. В 1800 году Златоверхий монастырский комплекс стал местом пребывания епископов и викариев Киевской епархии. В 17-18 веках реконструированная в стиле барокко еще домонгольских времен церковь составляла серединную часть основного монастырского храма. Строителями были сохранены главный купол, алтарные апсиды и даже часть стен. Древние мозаики были расчищены, а фрески частично отреставрированы.

михайловский златоверхий монастырь

После революции

С приходом советской власти Михайловский Златоверхий монастырь начал потихоньку погибать. В 1919-м все его церковные ценности были конфискованы, а многие просто разворованы. Еще несколько лет после революции там проводились службы, однако вскоре всех монахов выселили, а здания отдали в распоряжение разных учреждений. В 1929-м Михайловский Златоверхий монастырь был и вовсе закрыт и превращен в архивные склады. После переноса из Харькова столицы УССР в Киев власти решили на месте одноименной площади построить грандиозный по своим масштабам правительственный комплекс. Государственной комиссией, возглавляемой наркомом Балецким, было определено, что вскоре Михайловский Златоверхий монастырь должен быть снесен. В формулировке было сказано, что он не представляет ни архитектурной, ни тем более исторической значимости и ценности.

Свято-Михайловский Златоверхий собор и мужской монастырь

Волею божьей

Четырнадцатого августа 1937 года собор Михайловского Златоверхого монастыря взорвали. Согласно замыслу, на его месте должен был быть возведен аналогичный стоящему рядом МИДу правительственный комплекс зданий, а между ними - громадный памятник Ленину. Но свершению этого грандиозного плана помешало начало Великой Отечественной войны.

Святыни

Часть фресок монастыря все же чудом удалось сохранить. До современников дошла также уникальная мозаика «Святого Николая». Сегодня в музеях можно увидеть уникальные работы Дмитрия Солунского, фрески Самуила. Некоторое количество других ценностей было перевезено в Россию и помещено в Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский музей в Санкт-Петербурге. Мощи святой Варвары сначала были в Десятинной церкви, а позже - во Владимирском соборе.

Свято-Михайловский Златоверхий монастырь

Описание

Новое возрождение монастыря началось в девяностых годах прошлого столетия. В 1992-м была начата кропотливая и трудоемкая работа по восстановлению храма. Михайловский монастырь воссоздавался по крупицам. Специалисты по капелькам собирали всю сохранившуюся информацию. В восстановительном процессе были задействованы лучшие по тем временам археологи, архитекторы, инженеры. Огромное внимание было уделено внутреннему убранству храма. Зодчими были соблюдены все каноны возведения храма, с учетом наличия стенных росписей. Были учтены все нюансы, вплоть до цветового решения и химического состава лакокрасочного материала.

Собор Михайловского Златоверхого монастыря

Фасад монастыря соответствует украинскому стилю барокко. В былом обличье воссоздан и главный иконостас. Прихожане ощущают и былое величие этого святого храма, и в то же время неувядаемую новизну украшения нынешнего собора. Россия в 2001 году передала Украине многие исторические ценности и часть бесценных мозаичных фресок Михайловского собора. На колокольне установили клавишно-колокольный карильон, который радует прихожан переливистыми мелодиями.

Интересные факты

До семнадцатого века по соседству с мужским находился и Златоверхий женский монастырь, который в 1712 году был перенесен на Подол.

Михайловскому храмовому комплексу принадлежал и скит в Феофании, который был основан в окрестностях города в 1861-м. До революции монастырь считался вторым по посещаемости после Киево-Печерской лавры храмом.

архангело михайловский зверинецкий монастырь

Единственным членом комиссии, не поставившим свою подпись под преступным документом о сносе монастыря после революции, стал Николай Омельянович Макаренко. За это он во время репрессий поплатился своей жизнью: его приговорили к расстрелу. Но его подвиг не был забыт: бюст Макаренко установлен рядом с Экономическими воротами у одной из внешних стен собора.

На территории нынешнего монастырского комплекса находятся: музей истории, колокольня, варваринские кельи, остатки надвратной церкви, датируемой двенадцатым веком, корпус певчих, Михайловский Златоверхий собор, Экономические ворота, трапезная обитель, кельи и скит Феофания.