Пассажирский самолет "Боинг-707" - обзор, характеристики и особенности
Boeing 707 – пассажирский самолет, который был создан в 1954 году и стал одним из первых массово-выпускаемых авиалайнеров. Благодаря этому самолету международные пассажирские авиаперевозки стали более популярными и массовыми. Сегодня мы познакомимся с историей, а также техническими и эксплуатационными параметрами «Боинга-707».
Общая характеристика
Конструктивно самолет представляет собой узкофюзеляжный пассажирский лайнер, с четырьмя двигателями. Наряду с советским Ту-104, английским DH-106 Comet и французским Sud Aviacion Caravelle, «Боинг-707» считается «пионером» мировой реактивной авиации. В зависимости от модификации он способен перевезти от 140 до 202 пассажиров на дистанцию от 6820 до 6917 км. С точки зрения аэродинамики, самолет представляет собой турбореактивный низкоплан с крылом стреловидной конфигурации и однокилевым оперением.
Разработка
Boeing 707 разрабатывался на базе грузо-транспортного воздушного судна Boeing 367-80, известного также как Dash-80 и ставшего прототипом реактивного лайнера. На новый самолет установили четыре мотора Pratt & Whitney JT3C, которые были коммерческим прототипом двигателя J57, устанавливаемого на бомбардировщики B-52. Кстати говоря, на B-52 ставили восемь моторов, тяга каждого из которых составляла 44,56 кН, а для авиалайнера или транспортного самолета достаточно было четырех моторов. Они устанавливались под крылом, на пилоны.
Фюзеляж самолета пришлось разрабатывать с чистого листа. От прототипа он отличался большим размером и заостренной носовой частью, в которую была вмонтирована радиолокационная антенна. По расчетам проектировщиков, максимальная взлетная масса лайнера должна была составить немногим более 84 тонн. Предполагалось, что военные версии самолета будут перевозить грузы или топливо, а пассажирские – 130 пассажиров. Крейсерская скорость авиалайнера (966 км/ч) позволяла ему в разы превзойти военный самолет КС-97, гражданский Model 377 Stratocruiser, а также авиалайнеры главных конкурентов – Douglas DC-7 и Lockheed Super Constellation.
Первые испытания «Боинга-707»
15 мая 1954 года состоялся первый полет прототипа модели 707, окрашенного в броские фирменные цвета компании Boeing – коричневый и ярко-желтый. Шестью днями позже, когда самолет начал выполнять скоростные пробежки, у него подломилась левая опора шасси, что привело к контакту мотогондолы левого внешнего двигателя со взлетно-посадочной полосой и значительным ее повреждениям. Через два месяца, когда самолет был полностью отремонтирован, летчики-испытатели Дике Лош и Текс Джонсон впервые подняли «Боинг-707» в воздух. Этот полет стал серьезной заявкой на лидерство самолета среди реактивных авиалайнеров Америки.
Доработка
Несмотря на успешные испытания, компания «Боинг» не могла выиграть ни одного конкурса на пассажирский самолет, постоянно уступая своему главному конкуренту – компании McDonnell Douglas с ее детищем DC-8. Чтобы добиться поставленной цели, конструкторам фирмы Boeing предстояло провести значительную и довольно дорогую доработку исходного проекта. Прежде всего они должны были изменить сечение фюзеляжа и увеличить его ширину до 3,56 метра, чтобы появилась возможность размещать по шесть кресел в одном ряду, по схеме 3+3. Это позволило бы увеличить пассажировместимость авиалайнера до 150 человек.
Кроме того, в рамках первой модернизации были созданы новые иллюминаторы и панели обшивки, а также увеличена емкость топливных баков. Длина самолета версии 707-120 составила 44,04 метра. За счет внедрения технологии впрыска воды тягу каждого из моторов увеличили до 60,02 кН. А использование особой шумопоглощающей конструкции позволило значительно снизить шумность.
Первые покупатели
Первым покупателем пассажирского лайнера стала фирма Pan American, которая заказала сразу же 20 самолетов 707-112. В тот же день компания приобрела 25 самолетов фирмы Douglas и оговорила с последней возможность приобретения дополнительной партии. Фирма Douglas тем временем анонсировала создание дальнемагистральной модификации DC-8, на что компании Boeing пришлось ответить разработкой самолета 707-320 Intercontinental.
Фирмы Pan American и TWA стали не только первыми, но и крупнейшими компаниями, которые эксплуатировали «Боинг 707». Благодаря авиалайнерам этой модели авиаперевозчики существенно увеличили объемы своих парков. Первой неамериканской фирмой, эксплуатирующей данный самолет, стала компания Qantas. Вслед за ней лайнер начали приобретать различные западноевропейские компании.
Конкуренция
Вмешавшись в состязание фирм Douglas и Convair, компания Boeing приступила к созданию лайнера, способного обойти лучшие модели обоих конкурентов. Изначально прототип был оценен в 100 миллионов долларов. Вскоре фирма Pratt & Whitney предложила авиакомпании «Боинг» улучшенный мотор модели JT3C, трехступенчатый компрессор в котором был заменен двухступенчатым, с широкими лопатками. За эту особенность компрессор сразу же нарекли вентилятором, а подобные моторы – турбовентиляторными. По сравнению с предшественником, новый мотор был более экономичным и менее шумным.
16 января 1959 года был собран первый Boeing 707-320 Intercontinental, призванный перевозить большую нагрузку на трансатлантических маршрутах. Начало эксплуатации самолета было сопряжено с рядом проблем, главной из которых стала недостаточно высокая управляемость в сложных метеорологических условиях. Проблему удалось решить благодаря установке киля большей высоты, который вскоре начали применять и на других лайнерах 707-й серии.
Моторы модели JT3D впервые были установлены на «Боинг-707-120В», который осуществил свой первый полет 23 ноября 1959 года. Вскоре эту силовую установку получила машина версии 707-320В. Чтобы это лайнер хорошо управлялся с новым мотором, законцовки его крыльев удлинили. Эксплуатация версии 707-320В началась летом 1962 года компанией Pan Am. Спустя год эта же компания закупила грузопассажирскую версию 707-320С, которая могла вмещать в себя 202 пассажира или перевозить немногим более 43 тонн. В скором времени модель 707-320С стала стандартной для серии 707, и фирма «Боинг» получила огромное количество заказов на ее производство.
Признание
В 70-х годах прошлого века 707-й «Боинг» однозначно был самым популярным авиалайнером. Именно благодаря ему стремительно начали развиваться объекты аэропортовой инфраструктуры: пассажирские терминалы, системы управления воздушным движением, кейтеринговые фирмы (бортовое питание), багажные службы и так далее.
Смена поколений
К концу 70-х авиалайнер стал жертвой собственного успеха. Пассажиропоток постоянно рос, и самолет перестал с ним справляться. Руководство компании «Боинг» понимало, что решить проблему поможет удлинение фюзеляжа, но такие меры были нецелесообразны с экономической точки зрения. Для удлиненного фюзеляжа необходимы более мощные и крупные двигатели, а также увеличенное расстояние между шасси. Кроме того, к концу 70-х самолет устарел в плане шумоизоляции и топливоэффективности. Для увеличения вместимости необходимо было заменить планер. В итоге фирма Boeing построила модель нового поколения, которая получила индекс 747 и полностью удовлетворила требования по вместимости.
Закат популярности
С приходом 1980-х число заказов на самолет резко сократилось. Развитые страны начали искать замену авиалайнеру «Боинг-707». В 1978 году производство модели было остановлено. В 1983-м самолет последний раз взлетел в небо Америки. Последним государством, активно эксплуатирующим данный самолет (до 1998 года), стал Ливан. С приходом 21 века самолет остался в эксплуатации бедных стран Латинской Америки и Африки, в основном для перевозки грузов. На сегодняшний день основу парка летающих 707-х «Боингов» составляют военные версии. Последним пассажирским оператором, использующим авиалайнер, стала иранская компания Saha Air, которая прекратила полеты в 2013 году. Таким образом, рассматриваемый самолет стал единственным реактивным лайнером первого поколения, который так или иначе используется по сей день. Все его конкуренты ушли в историю в 90-х. Кроме того, 707-й «Боинг» был первым реактивным пассажирским самолетом с моторами в отдельных мотогондолах, подвешенных под крыльями на пилонах. Интересно отметить, что в 1998 году обладателем этого самолета стал известный актер Джон Траволта. Личный «Боинг-707» Траволты получил новое название – N707 JT.
Модификации
За время производства самолета, было создано довольно много модификаций:
- 707-120. Базовая версия, получившая вместимость от 110 до 179 пассажиров и скорость до 965 км/ч.
- 707-220. Отличается увеличенной мощностью мотора. Было произведено всего 5 экземпляров.
- 707-227. Эта версия получила увеличенную пассажировместимость.
- 707-320В. Вторая основная версия самолета. От первой отличается увеличенными габаритами, большей пассажировместимостью и большей мощностью моторов. Для этой модификации были разработаны версии Intercontinental, 320B Advanced и 320C.
- 707-420. Версия авиалайнера оснащена моторами от фирмы Rolls-Royce.
- 707-700. Модификация с удлиненным фюзеляжем и увеличенной пассажировместимостью.
- VC-137C. Версия, созданная для высшего руководства и, в частности, президента. «Боинг-707» этой модификации был выпущен лишь в двух экземплярах.
Кроме того, преимущественно на базе версии 707-320 было построено несколько военных модификаций:
- E-3 Sentry. Самолет для дальней радиолокационной (РЛ) разведки.
- E-6 Mercury. Командный пункт связи и управления.
- E-8 JSTARS. Самолет для наземной РЛ разведки.
- C-18. Военно-транспортный самолет.
- EC-18B. Самолет-лаборатория, предназначенный для испытания баллистических и зенитных ракет.
Характеристики
Основные технические параметры модели «Боинг-707-320»:
- Габариты – 46,61/44,42/12,93 м.
- Площадь крыла – 283 м2.
- Вес без пассажиров – 65,4 т.
- Крейсерская скорость – 974 км/ч.
- Максимальная скорость – 1009 км/ч.
- Оптимальная скорость – 885 км/ч.
- Практический потолок – 11,9 км.
- Максимальная дальность полета – 9220 км.
- Экипаж – 3 человека.
Схема салона «Боинг-707»
Количество посадочных мест в данном самолете зависит от его модификации и компоновки. Версия 707-120 предусматривает 174 места в одноклассовой компоновке (экономкласс) и 137 – в двухклассовой (бизнес и экономклассы). Модификация 707-320В предусматривает 189 мест в одноклассовой компоновке и 141 – в двухклассовой.
Кроме посадочных мест и кабины экипажа, в салоне располагаются:
- Кухня.
- Буфет.
- Туалеты.
- Гардероб.
- Склад.
- Отсек для ручной клади.
Традиционной считается двухклассная компоновка. В экономклассе в каждом ряду располагается по 6 мест (по 3 места с обеих сторон от прохода), а в бизнес-классе – по 4 места (по два с обеих сторон от прохода). Интересно отметить, что каждый класс поделен на две зоны: для курящих и для некурящих. Курящие зоны находятся на 3-4 рядах бизнес-класса и на 19-28 рядах экономкласса.
Катастрофы
За время эксплуатации 707-го «Боинга» почти 17 % (194 экземпляра) построенных самолетов было потеряно вследствие мелких и крупных аварий. Крупнейшая из катастроф произошла в Марокко 3 августа 1975 года. При заходе на посадку самолет компании Alia зацепил крылом гору и разбился. Все люди, находившиеся на борту (188 человек), погибли. Двумя годами ранее произошла еще одна крупная катастрофа с «Боингом-707». 22 июля 1973 года у побережья Таити лайнер компании Pan America через 30 секунд после взлета упал в воду. В результате катастрофы погибло 78 человек. Падение сопровождалось яркими вспышками. Причину аварии так и не выяснили.
Похожие статьи
- Боинг 747: королева неба идет на взлет
- Самолет "Боинг 747": вместимость пассажиров, лучшие места
- Б-52, бомбардировщик (Boeing B-52): описание, технические характеристики, вооружение
- «Боинг 737-400»: прошлое, настоящее
- Боинг 737-500: схема салона. Как выбрать самое лучшее место
- Самый безопасный в мире самолет: рейтинг надежности
- "Аэробус А380": фото, салон и характеристики