Техническое обслуживание велосипеда
Велосипед является одним из простейших технических средств передвижения. Однако это не значит, что владелец избавляется от мер по его обслуживанию, которые вовсе не ограничиваются уходом за поверхностями конструкции. Особенно современные модели велотранспорта повышают требования к содержанию его функциональных узлов и агрегатов. Конечно, обслуживание велосипеда можно доверить и специалистам, но знание базовых технических операций профилактики и ремонта позволит своевременно предотвратить ряд поломок еще до обращения в мастерскую.
Контроль велосипеда на присутствие люфтов
Начинать техобслуживание рекомендуется с общей проверки и устранения люфтов. Для диагностики механизмов рулевой колонки следует закрепить передний тормоз и попытаться в заблокированном состоянии раскачать конструкцию по сторонам: вперед-назад. В процессе этой процедуры контролируется стык чашки и рулевой крышки одной из рук. В случае обнаружения люфта его следует ликвидировать посредством более жесткого крепления соединений. Аналогичным образом расшатывается кареточный узел, в котором следует удерживать шатуны. Обычно такими погрешностями характеризуются байки для экстремальной езды. Например, обслуживание горного велосипеда регулярно требует анализа люфтов в рамном соединении, а также предусматривает регулировку вала в подшипниках и шатунах, расположенных на каретке. Люфт может быть и в колесных втулках. Для проверки этой части велосипед следует удерживать вертикально и осматривать состояние покрышки относительно оси втулки. Желательно одну руку освободить и попытаться раскачать покрышку. Это позволит выявить неплотное крепление колесной основы.
Обслуживание колес и шин
В регулярном порядке проверяется давление в шинах. Существует два оптимальных диапазона с показателями атмосфер для байков. Обычные модели могут эксплуатироваться в нормальном режиме, если давление составляет 3-4,5 атмосфер. По мере укрупнения колес эта величина возрастает. В диапазоне от 4 до 5,5 атмосфер шинного давления может эксплуатироваться, к примеру, 26-дюймовый велосипед «Стелс». Обслуживание следует начинать при первых же признаках падения давления – визуально этот процесс можно отслеживать по увеличивающемуся пятну контакта резины с дорогой.
Не менее важен и контроль геометрии колес. Пресловутая «восьмерка» неприемлема для полноценной эксплуатации велосипеда, поэтому ее следует ликвидировать монтажными средствами как можно быстрее, иначе она увеличит зону деформации. Распространены и мелкие отклонения в форме обода. В таких ситуациях обслуживание велосипеда также сводится к применению монтажного инструмента. Но выполнять самостоятельно такие операции следует аккуратно, чтобы не повредилась внутренняя структура металла.
Обслуживание цепи
Цепь является одной из самых проблемных частей велосипеда в силу своей сложности и подверженности износам. Существует такое понятие, как критический износ цепи. Если элемент вошел в это состояние, то потребуется его замена. Проверить это можно путем передвижения цепи на крупную ведущую звезду. Далее цепь оттягивается вперед до предела. Если в процессе такого передвижения контур сойдет с зубьев, как минимум, на половину звена, то потребуется обслуживание велосипеда путем замены изношенной цепи. Ремонт для такого рода неисправностей нецелесообразен.
Обслуживание тормозной системы
В первую очередь проверяется свободное движение колес. Велосипед нужно приподнять и поочередно проверить вращение. В нормальном состоянии движению не будут мешать тормозные колодки – их суппорты и рычаги. При выявлении малейшего трения покрышек о колодки ободков следует регулировать рычаги. Отдельное внимание уделяется техническому состоянию самих колодок. Они тоже подвергаются износу и по мере достижения критического уровня – заменяются. В ободных тормозах своего рода индикатором износа являются долы для самоочистки, расположенные поперек колеса. Если долы стерлись до основания – это прямой признак неисправности колодок. В случае с дисковой тормозной системой ремонт и обслуживание велосипедов предусматривают работу с накладками. В крайнем случае износа до уровня 1 мм их также следует заменять. Кроме этого, следует проверять и конструкцию, фиксирующую механизм тормоза. Для проверки качества установки несущей части также блокируются тормоза, а велосипед раскачивается по сторонам. Устранять возможные колебания нужно посредством крепкой затяжки болтов.
Уход за трансмиссией
В этой части внимание уделяется функциональным элементам трансмиссии, которые важно поддерживать в чистоте. Сразу следует подчеркнуть следующие предостережения:
- Нельзя допускать замасливания трансмиссионных механизмов.
- Нельзя оставлять велосипед зимой в холодном помещении.
- Аппараты высокого давления для автомойки неприменимы для трансмиссии, поскольку проникновение воды в амортизационный сектор спровоцирует коррозию вилки, рубашек, втулок и т.д.
- Алюминиевые элементы нельзя подвергать чистке автохимией тоже по причине появления ржавчины.
Уход за механизмами и узлами трансмиссии необходимо выполнять мокрой ветошью. Что касается средств для чистки, то безопасным решением будет жидкое мыло, аэрозольные смазки или специальная химия без агрессивных компонентов. При этом важно следить, чтобы консистентные смазки не вымывались. В дальнейшем применение тех или иных средств смазки для трансмиссии будет зависеть от того, в каком режиме планируется эксплуатация. Обслуживание велосипеда универсального характера в части трансмиссии будет ограничиваться использованием тефлоновых или фторопластовых составов. Они не только безвредны для рабочих механизмов, но и полезны в том смысле, что легко проникают к труднодоступным местам конструкции.
Смазка подшипниковой группы
Проблема обслуживания мелких деталей в современных велосипедах обуславливается тем, что механизмы имеют закрытую конструкцию. Поэтому и в этой части стоит обращаться к вышеупомянутым тефлоновым или фторопластовым средствам, которые проникают глубоко в недра функционального элемента. В соответствии с инструкциями, для подшипников оптимально годятся густые негигроскопичные смазки, характеризующиеся высокой адгезией и стойкостью к термическим воздействиям. Если были обнаружены поврежденные участки, то есть смысл применить суспензионную литиевую смазку, которая буквально заполняет и бетонирует микродеформации. Как технически выполняется такое обслуживание велосипеда? Своими руками нанести достаточный слой масла можно при помощи автомобильных шприцов, рычажно-плунжерных механизмов и масленок. Важно не переусердствовать с объемом и по возможности обеспечить равномерность покрытия.
Организация консервации и хранения
Оставлять на длительное хранение велосипед можно только в чистом и проверенном на предмет технических неисправностей виде. Все доступные поверхности протираются тефлоновой смазкой после удаления грязи и других смазочных средств. Цепной механизм устанавливается на малую звезду с обеих сторон. Также обслуживание велосипеда перед долгим хранением предполагает переключение триггеров или шифтеров таким образом, чтобы тросики и пружины максимально ослабились. Амортизаторы также переводятся в режим наименьшей нагрузки, а колеса снимаются.
Заключение
Конструкция велосипеда формируется не самой сложной элементной базой, но каждый компонент по-своему требователен к уходу. В домашних условиях можно обеспечить всестороннее техническое обслуживание велосипеда, но только при наличии специального инструмента и расходников. В запасе всегда нужно иметь набор с рабочими жидкостями для смазки, а также базовый комплект фиксирующих элементов. Если есть возможность, то эти же расходники стоит брать в долгие путешествия – на случай непредвиденной поломки или нарушения установленных параметров конструкции.
Похожие статьи
- Вилка на велосипед: устройство, ремонт, регулировка
- Лучшие велосипеды. Марки велосипедов. Список, цены, рейтинги
- Самостоятельный ремонт самоката. Что нужно знать?
- Правильное давление в шинах велосипеда
- Каретка велосипеда: где находится, функции, как снять
- Городской велосипед: обзор лучших моделей, характеристики, советы по выбору
- Как снять цепь с велосипеда – подробные рекомендации