Псевдорусский стиль: история возникновения, характерные черты
Псевдорусский стиль зародился в первой половине XIX в. Данное понятие включает в себя ряд направлений, которые зародились в Европе и России в XIX-XX вв. Он базировался на основных элементах зодчества, которые были распространены в Древней Руси, и византийских, очень грамотно вписанных в общую картину зданиях.
Понятие
Русский стиль начал свое существование в период усиленного внимания общества к архитектуре своего государства. Приблизительно тогда же начинают формироваться его основные отличительные черты, характерные исключительно для него. Они определяют не только внешний облик сооружений, сделанных в этом стиле, но и многие технические архитектурные аспекты.
В рамках псевдорусского стиля существует несколько течений, различия между которыми несведущему человеку могут быть не видны, но профессионал заметит их невооруженным глазом. В основу каждого из них положен определенный элемент или несколько, которые определяют общие, единые правила для всего архитектурного течения.
Псевдорусский стиль. Черты
Основной чертой этого стиля является грамотное сочетание русской архитектуры с иными стилями, например, романтизмом, или даже модерном.
Красный, белый и бежевый - вот три цвета, которые часто встречаются в архитектуре.
В русском стиле сочетаются вертикальные и горизонтальные строгие линии с изящными изгибами бочковидной формы.
В зданиях часто встречаются множество объемных элементов разных размеров.
В русском стиле встречаются три вида крыш - это шатровые, двускатные и бочечные. Все они обязательно будут украшены различными объемными элементами, например, петушками, колоннами и другими.
История возникновения и развития
Возникновение этого стиля в искусстве, а, прежде всего, в архитектуре совпало по времени с возрастающим интересом всех европейских народов к своей национальной культуре и направлениям в искусстве.
В числе первых подстилей, возникших в рамках псевдорусского стиля, можно назвать русско-византийский, который стал выделяться приблизительно во второй четверти XIX века. Он применялся в первую очередь при сооружении православных церквей.
Этому стилю присущи элементы как исконно русского зодчества, так и классического византийского архитектурного стиля.
Несмотря на свою относительную популярность среди архитекторов того времени, псевдорусский стиль не был единственным, существовавшим и применявшимся тогда. Он параллельно сосуществовал и с другими течениями, такими как романтизм, классицизм, сентиментализм и т.д.
Помимо русско-византийского, в рамках псевдорусского стиля развивались и некоторые другие течения, которые имели несколько меньшее значение для отечественной архитектуры. Лишь спустя несколько десятилетий это направление стало проникать практически во все слои общества.
Псевдорусский стиль в архитектуре конца XIX века
К концу XIX века этот стиль стал уже настолько востребованным, что его стали применять не только при строительстве важных государственных, религиозных и других крупных, дорогостоящих зданий.
Во многом благодаря движению народников и других сходных идей, многие простые сельские жители, причем не только зажиточные, стали строить дома в псевдорусском стиле или с применением его элементов.
Развитие и его массовая популяризация привели к тому, что люди начали практически полностью копировать русские дома XVII века. Особенный интерес в 70-е гг. XIX века уделялся крестьянским домам.
Дальнейшее развитие
На рубеже XIX-XX веков псевдорусский стиль стал претерпевать некоторые изменения, благодаря чему появилось новое направление в архитектуре, основанное на народном русском зодчестве. Этот новоявленный стиль стали именовать "неорусским".
В основу его были положены характерные черты старой новгородской и псковской архитектуры, а также зодчества других северных городов Руси. На многие сооружения, созданные в этом стиле, было оказано большое влияние со стороны северного модерна.
Наиболее часто применялся он при сооружении храмов и церквей. Среди самых известных архитекторов, работавших в этом направлении, можно выделить В. Покровского, А. Аплаксина, Г. Гримма.
Эксперты отмечают, что неорусский стиль, в отличие от псевдорусского, ближе к модерну, чем к эклектике, что значительно их разнит.
Храмовые постройки
Как уже говорилось выше, псевдорусский стиль характерен для религиозных сооружений. Поэтому и сегодня он наиболее ярко представлен именно храмовыми и церковными постройками. Именно в православном зодчестве лучше всего продемонстрирован псевдорусский стиль. Храмы, созданные по его правилам, отличаются какой-то особенной притягательностью, аутентичностью и духовностью.
Наиболее яркими примерами сооружений можно назвать: храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и другие. Также можно выделить здание Исторического музея, церковь Спаса Нерукотворного Образа и многие другие.
Многие архитектурные сооружения, относящиеся к этому направлению в искусстве и архитектуре, сегодня считаются достоянием отечественной архитектуры. Они создают "лицо" городам и населенным пунктам, в которых находятся. Многие приезжие целенаправленно идут, чтобы полюбоваться достопримечательностями, построенными в русском и псевдорусском стиле.
Это неудивительно, потому что здания, вобравшие в себя черты этого стиля, выглядят очень презентабельно и красиво, чем и привлекают всеобщий интерес и приковывают к себе внимание. К тому же большинство из них выполнены опытными архитекторами, настоящими виртуозами своего дела.
Заключение
Русский народ знает, любит и чтит своих предков, поэтому интерес к искусству, культуре и фольклору предков довольно высок. В современной России наиболее ярко это выражено именно в архитектуре.
Благодаря старинным постройкам и зданиям, созданным в более современных стилях, можно проследить практически весь исторический путь народа и всего государства. Поэтому и правительство страны, и общественные организации, да и большинство простых людей стремятся любыми способами сохранить архитектурное достояние.
Несмотря на большое влияние западной культуры на российскую, российским архитекторам, деятелям искусства удалось гармонично и весьма удачно сочетать не только исконно русские культурные элементы, но и новые веяния, идущие в основном из Европы.
Благодаря этому возникло множество различных направлений, но наиболее развитыми в России оказались направления, вбирающие в себя черты как русского зодчества, так и европейской архитектуры. Эклектика, псевдорусский и неорусский стили приобрели небывалый размах на рубеже XIX-XX веков, а многие здания, построенные когда-то в этих направлениях, сегодня считаются достопримечательными местами.
Похожие статьи
- Стиль модерн в оформлении кухонного пространства
- Достопримечательности Пензы: фото и описание, исторические места, занимательные факты и отзывы туристов
- Художник Шилов Александр: биография, личная жизнь, творчество и интересные факты
- Благовещенский собор Московского Кремля: история, описание. Иконы и росписи Благовещенского собора Московского Кремля
- Архангельский собор Московского Кремля: описание, архитектура
- Брутальность - это новое понятие или архаизм? Что означает это слово?
- Сталинский ампир в архитектуре и интерьере