Сталинский ампир в архитектуре и интерьере
Что такое сталинский ампир? Что такое ампир вообще? Это архитектурный стиль, относящийся к позднему классицизму. Родился он во Франции в период правления Наполеона I, который желал увековечить величие созданной им империи во всех отраслях. Имперский стиль, помпезный и величественный, насаждаемый сверху, проник не только в архитектуру, но и в прикладное искусство.
Конкретные рамки
Сталинский ампир, или советский монументальный классицизм, – это лидирующее направление в архитектуре и других направлениях искусства на территории советской России в конкретный отрезок времени. Началом его утверждения считают лето 1932 года, когда была закончена работа над проектом Дворца Советов, закатом - приговор, вынесенный в 1955 году выходом постановления, предусматривающего устранение излишеств в строительстве. После смерти Сталина все, сделанное им, предавалось хуле, как всегда, с перегибами на местах.
Один из памятников Победы
Скорбный труд продолжается и сейчас. Как, глядя на прекрасную панораму МГУ, можно сказать, что это памятник культу личности? А почему не грандиозной победе над фашизмом? Почему не памятником тому, что на сегодня наша великая держава является суверенным государством более 500 лет? И сравниться с ней во всем мире может только Англия. Все великие империи испокон веков отличались помпезностью стилей в архитектуре, увековечивая себя таким образом. А что плохого в больших размерах, если «сталинки» до сих пор востребованы?Что предшествовало сталинскому ампиру?
Что конкретно представляет собой сталинский ампир? Можно прочитать, что это неформальное обозначение стиля, главенствующего в период правления «вождя народов», представляет собой конгломерат существующих ранее направлений. В России ему предшествовал архитектурный авангард, или конструктивизм, отличавшийся простотой, потому что главным тогда являлось восстановление страны после революции и гражданской войны.
Затем наступает время, когда победившая власть наряду с улучшением условий жизни советских граждан хотела продемонстрировать и подчеркнуть рост индустриальной мощи страны и благосостояния ее жителей.
Единственное в своем роде направление
Классическими примерами переходного периода является Дом на набережной (Москва) и Фрунзенский универмаг (Санкт-Петербург). До сих пор не стихают споры о том, что же такое сталинский ампир. Высказываются самые противоположные мнения. От предположения, что это стиль, соединивший в себе несколько направлений, до утверждения, что не было никакого ампира, конструктивизма, монументализма и тем более арт-деко, а была только сталинская эклектика, не похожая ни на что и развивающаяся по своим собственным законам. Эти споры - прерогатива ученых, а что дало это направление населению страны?Благородные цели
Перед созданным в 1934 году Союзом архитекторов и Академией архитектуры не ставились задачи по возведению огромного количества монументов героям революции, кроме так и не построенного Дворца Советов, который должен был стать постаментом гигантской скульптуры Ленина. Архитекторами и оформителями вменялось в задачу строительство в первую очередь индустриальных центров и жилья, санаториев и дворцов культуры, пионерских лагерей и спортивных комплексов. И ведь все это было построено. После войны главной целью стало восстановление народного хозяйства, а чуть позднее появляются мысли о предании Москве нового облика.
Требования послевоенного времени
Реконструкция была задумана к 800-летию Москвы. И архитекторам предоставили возможность проявить себя в застройке Москвы. Поэтому на ее улицах стали появляться здания - произведения искусства. Например, красавец дом на Моховой, построенный по проекту талантливого архитектора Ивана Желтковского. Под его же руководством было возведено здание на Большой Калужской. В 1950 году он был удостоен Сталинской премии. Ярким примером сталинской архитектуры может служить уникальное здание Театра Советской Армии архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. У кого повернется язык охаять станцию метро «Маяковская»? Начинается массовая застройка Тверской улицы, Ленинского и Кутузовского проспектов. Они объединены одним стилем.Шедевры сталинской архитектуры
Но среди общей застройки попадаются жемчужины, такие как дом № 46 на Чкаловской улице (сейчас Земляной Вал). Он настолько хорош, что автора сначала наградили Сталинской премией в 1949 году, а в 1955-м забрали ее назад, мотивируя это архитектурными излишествами, ведшими к неразумной трате государственных средств. Мало запретить стиль в приказном порядке, так и премию назад забрать надо было. Правда, оттепель еще не началась.
Стиль сталинский ампир представляет и приводящая в восторг панорама закругленных зданий на Ленинском проспекте, «обнимающих» площадь Гагарина. Архитекторы - А. Аркин, И. Фомин и Е. Левинсон. В некоторых из построенных тогда зданий специалисты улавливают даже влияние эпохи Возрождения. Оно просматривается в декоре дома № 24, находящегося на Фрунзенской набережной (автор проекта Борис Мезенцев).
В вытянутых арочных нишах жилых домов все на том же Ленинском проспекте тоже видна венецианская школа, оказавшая влияние на архитекторов Д. Бурдина и Я. Белопольского.
Москва подросла
Символом же этого стиля стали 8 сталинских высоток, семь из которых (сейчас только 6) должны были окружать восьмую - Дворец Советов. Конечно же, сталинский ампир в архитектуре представлен не только ими, вся Москва подросла на несколько этажей. До сталинской реконструкции города долгое время самым высоким зданием считалась десятиэтажка на площади имени Пушкина. В вину новой застройке ставят то, что силуэт Москвы, создаваемый веками, в котором колокольни церквей и купола соборов были главными вертикальными акцентами при 2-, максимум 3-этажной застройке, был безвозвратно утерян. Но не только 6-8-этажные жилые дома представляют сталинский ампир в архитектуре.
Звезды сталинского стиля
Его символом являются 7 упомянутых выше высоток. Все они, в том числе и непостроенный Дворец Советов, были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, когда праздновалось 800-летие Москвы. 8 небоскребов символизировали 800-летие Москвы. По проекту у каждой высотки была своя пара, может быть, поэтому их прозвали «сталинскими сестрами». И без них Москва не Москва. Планируемые высотки тогда являлись символом победы и будущей счастливой жизни советских людей, сейчас это украшение города, яркие его достопримечательности. Ими на километры вокруг представлен сталинский ампир (фото главного корпуса здания МГУ прилагается). Уникальные строения, возведенные по последнему тогда слову техники, радуют глаз сейчас и будут восхищать людей еще долгое время.
«Семь сестер»
О каждом из этих объектов можно написать книгу. Показательные здания сталинского ампира можно перечислить в следующем порядке. Самое высокое – главный корпус МГУ на Воробьевых горах (в центральном - 36 этажей). Второе место по этому показателю занимает гостиница «Украина» (34 этажа). За ними идет здание МИД (27), жилой дом на Котельничной набережной (26), жилой дом на Кудринской площади (24), административно-жилое здание возле "Красных ворот" (24). Самым маленьким из существующих является гостиница «Ленинградская» - всего 17 этажей. Последним в списке «сталинских сестер» идет незаконченное из-за смерти вождя административное здание в Зарядье. В 1967-1969 гг. на цоколе была выстроена гостиница "Россия", которую снесли в нашем веке. Главное здание проекта - Дворец Советов высотой 420 метров - не был возведен по ряду причин, хотя котлован на месте взорванного храма Христа Спасителя был вырыт, а фундамент заложен.
Сталинская эклектика в Северной столице
Сталинский ампир в архитектуре Санкт-Петербурга представлен такими объектом, как Дом Советов архитектора Ноя Троицкого, который начат в 1936 году и находится на Московском проспекте, 212. К этому стилю относятся ансамбль Светлановской площади, состоящий из трёх зданий с эркерами, станция метро «Автово», вокзал в Царском Селе и Дом со шпилем, находящийся на Московском проспекте под № 190.
Надо сказать, что прекрасной архитектуры Северной столицы эти объекты совсем не портят. Сталинский ампир в интерьере представлен роскошными объемными люстрами, высокими потолками, паркетом «елочка», высокими, светлыми, чаще всего белыми межкомнатными дверьми с резными наличниками, темной ореховой или дубовой тяжелой, отдельно стоящей мебелью, но вдоль стен. Обязательным было наличие книжных шкафов с большим количеством книг, картин и резного буфета со стеклянными дверцами, наполненного хрусталем и дорогой посудой. Шторы на подхватах, обязательные белые скатерти, красные ковры и вазы с цветами. В домах элиты предусматривался кабинет с кожаным диваном и большим количеством шкафов. Сталинский ампир не теряет своей притягательности и сейчас.Похожие статьи
- Конструктивизм в архитектуре и искусстве XX века
- Почему и когда Сталина вынесли из Мавзолея?
- Сталинские и современные высотки Москвы: фото с описанием, интересные факты
- Когда и где родился Сталин? Роль Сталина в истории. Иосиф Виссарионович Джугашвили
- Архитекторы Санкт Петербурга: лучшие работы
- Архитектура Санкт-Петербурга: описание, достопримечательности и интересные факты
- История Санкт-Петербурга: кратко о городе