ВМФ Китая: состояние и перспективы

0
0

Азиатско-Тихоокеанский регион многими экспертами признан одним из самых важных в ближайшие десятилетия. Здесь и важные транспортные пути, и динамично развивающиеся страны со все возрастающими амбициями, и самые могущественные флоты. В том, что флот является наиболее перспективным способом проекции силы в любую точку Земли, никто сегодня не сомневается, и Китай уделяет его развитию все большее внимание, так как ВМФ Китая должен составить конкуренцию американскому. Связано это с радикальным изменением стратегии Китайской Народной Республики.

китай вмф

Международный опыт и сотрудничество

Есть расхожее мнение о том, что поведение Китая традиционно не экспансионистское, и никаких намерений решать споры военными средствами у него нет. Однако это не означает, что власти КНР не осознают всей важности развития Вооруженных Сил. ВМФ Китая сегодня представляет многочисленный и динамично развивающийся род ВС, которому уделяется все большее внимание, и его значение только возрастает по мере повышения рисков судоходства в Мировом океане.

Китайская культура, однако, славится тем, что прекрасно усваивает чужой опыт, извлекая из него максимальную выгоду. В случае с реализацией амбициозного плана по строительству флота, который мог бы конкурировать с США, на помощь приходит международное сотрудничество.

Однако в деле построения могущественного флота не обойтись без авианесущих крейсеров, которых у Народной республики до недавнего времени не было. Для того чтобы эту ситуацию исправить, пришлось обратиться к помощи Украины, у которой и был куплен авианосец "Варяг", позже переименованный в "Ляонин".

Технологии и деньги

Китайские власти привыкли, что практически все, что им нужно, они могут купить на мировом рынке, развинтить это и извлечь оттуда нужную им технологию. Однако такой способ работает лишь до известного предела, за которым начинаются сложности, едва ли устранимые благодаря обычному шпионажу.

Ведь мало получить готовый авианосец, нужно еще четко понимать, как он будет функционировать, обеспечить ему необходимую базу снабжения и ремонта. А технологическое развитие требует не только огромных денежных вливаний, но и значительной интеллектуальной традиции, направленной на решение определенной задачи.

Учитывая тот факт, что столь активно свой ВМФ Китай начал развивать относительно недавно, можно предположить, что до превосходства над другими морскими державами ему еще далеко. Однако до численного паритета дело действительно может дойти. По официальным данным, которым, возможно, и не стоит полностью доверять, республика тратит на Вооруженные Силы порядка двухсот миллиардов и эта цифра будет, вероятно, существенно расти в ближайшее десятилетие.

В то же время численность кораблей должна достигнуть 350 единиц, среди которых будут и новые авианосцы.

вмф китая

Состав ВМФ Китая

Китайский флот состоит из 183 судов, многочисленной морской авиации и 215 тысяч военнослужащих, которые обслуживают всю эту мощь. Стоит отметить, что у США - самой мощной военной державы - 188 судов различных классов. Однако сравнивать лишь численность не имеет смысла, ведь свои корабли ВМФ Китая использует иначе. И ориентируется Поднебесная на другие задачи.

С организационной точки зрения, ВМФ Китая делится на три флота:

  • Северный, действующий в Желтом море и Бохайском заливе.
  • Восточный, зоной ответственности которого является Восточно-Китайское море и Тайваньский пролив.
  • Южный, функционирующий в Южно-Китайском море.

Несмотря на то что каждый из этих флотов важен для обороноспособности страны, Южный имеет особое значение, так как именно в этом регионе расположены спорные территории, из-за которых постоянно возникает напряжение между КНР и США, а также другими региональными игроками, среди которых Вьетнам, Малайзия и Филиппины.

На этом месте стоит сделать остановку и подробнее описать, как до недавнего времени в Китае представляли сферу своих интересов, и как представления о ней изменяются в современном мире.

Эсминцы ВМФ Китая охраняют экономическую зону КНР в Южно-Китайском и Желтом морях, обеспечивают присутствие в Тихом, а в последнее время еще и в Индийском океане.

парад вмф китай

Битва за море. Новые хозяева Индийского океана

Если китайское правительство планирует действительно увеличить свою мощь за счет морского флота и наличия его представителей в наиболее важных региона мира, то без строительства военно-морских баз ему не обойтись.

То, что власти в полной мере осознают этот факт, подтверждает начало строительства новых баз ВМФ Китая в Индийском океане.

Предполагается, что с окончанием строительства китайский флот будет держать под контролем весь океан, а кроме того, иметь больший политический вес в тех странах, где будут построены военные базы. Среди стран, откликнувшихся на предложение китайских властей о строительстве, числятся Танзания, Кения, Бурунди, Сейшелы, Пакистан, Оман, Мальдивы, Шри-Ланка, Бангладеш и Мьянма.

Таким образом, ВМФ Китая будет иметь одну из самых обширных сетей военно-морских баз, с которой смогут конкурировать только США.

эсминцы вмф китая

История китайского флота

Китай, ВМФ которого столь активно развивается, вызывает все большее беспокойство соседей, но планы свои менять, вероятно, не собирается. Помня о былых поражениях, власти страны намереваются сделать КНР одной из ведущих держав современности.

ВМФ Китая в 19в. представлял удручающее зрелище - устаревшие деревянные лодки были оснащены не менее устаревшей артиллерией. Именно такое состояние вооруженных сил привело страну к поражению сначала в Опиумных войнах, затем к свержению монархии, а затем и к гражданской войне.

Однако уже в середине двадцатого века, не без помощи СССР, ситуация начала исправляться, и у Китая появилось современное вооружение, однако внутренние потрясения не создавали предпосылок для динамичного развития флота.

Ситуация сильно изменилась в конце 1980-х, когда флот возглавил Лю Хуацин. Под его руководством ВМФ Китая, состав которого был значительно увеличен еще десятилетие назад, сосредоточился на повышении качества и технологических разработках, которые были призваны повысить боевую мощь страны и увеличить ее представительство на мировой арене.

В качестве приоритета технологического развития было выбрано направление ракетостроения. Были разработаны новые типы ракет, которые должны были усилить не только эсминцы ВМФ Китая, но и авиацию флота.

Однако, несмотря на значительные успехи в корабельном строительстве, Китай все еще придерживался стратегии регионального игрока, крайне редко выводя флот в отдаленные акватории. Ситуация начала меняться в XXl веке, когда к власти пришло новое поколение политиков, настроенное экспансионистски.

Вызов мировому сообществу

С тех пор как КНР начала активно увеличивать армейское финансирование, у многих специалистов по международной политике появились оправданные опасения, что власти страны захотят рано или поздно бросить вызов существующей системе распределения сил не только в регионе, но и в мире.

Однако главным двигателем значительных перемен, произошедших с китайским флотом, является вовсе не политика, а экономика. Большинство энергетических ресурсов и другого сырья Поднебесная получает в качестве импорта из других стран. Большинство грузоперевозок осуществляются по морю, так как это наиболее дешевый способ, который довольно часто бывает небезопасен в тех регионах, по которым проходят самые важные для КНР морские коммуникации.

Пиратство и территориальные споры очень часто ставят под угрозу морские перевозки, и именно для обеспечения безопасности мореходства в Индийском океане Китай строит все новые базы на его берегах.

флаг вмф китая

Покупка технологий

Опыт технологического сотрудничества с другими странами у Китая огромен. Во время гражданской войны Вооруженные Силы этой страны получали значительную техническую и информационную поддержку от Советского Союза.

Самым значительным подарком от советской власти была атомная бомба, которая ввела Китай в клуб наиболее могущественных держав планеты. Однако и после распада СССР сотрудничество продолжилось, но уже на более взаимовыгодной основе. Китай начал закупать у России готовое вооружения и лицензии на его производство. Кроме того, КНР получила доступ к советским технологиям через покупку образцов вооружения у некоторых постсоветских стран.

В XXl веке очевидные преимущества обнаружились у формы сотрудничества, при которой создаются совместные предприятия с участием китайского капитала и российских технологий. По такой схеме производятся и разрабатываются истребители в КНР и Индии.

Однако сотрудничество РФ и Китая не ограничивается только самолетостроением и производством авиационных двигателей. Начиная с 1990 года Россия поставляет в КНР различные подводные лодки, стоимость которых на 2002 год превысила полтора миллиарда долларов.

Помимо подводных лодок, флаг ВМФ Китая поднялся над двумя российскими эсминцами, переданными китайским партнерам в 1999-2000 годах. Во всех случаях решающими для российской стороны являлись экономические интересы, в то время как Китай руководствовался интересами технологического и военного развития. Однако ситуация заметно изменилась после публикации в 2017 году документа, регламентирующего развитие ВМС России до 2030 года.

вмф рф приказано догнать и перегнать китай

Конкуренция за океан

Как уже стало понятно, не только Китай стремится к доминированию в море, но и другие страны. Президентом России было приказано ВМФ РФ догнать и перегнать Китай по тоннажу флота, то есть занять вторую строчку после США, с которыми конкуренция практически невозможна.

Таким образом, основная борьба развернется за региональное лидерство, так как проекция силы на значительные расстояния требует наличия мощных авианесущих групп, включающих как современные авианосцы, так и корабли поддержки, а также авиацию, отвечающую требованиям, предъявляемым к современным боевым машинам.

Несмотря на то что не так давно Китай обзавелся своим первым авианесущим крейсером, он все еще значительно отстает в плане технологий и авионики. Например, после реконструкции на "Ляонине" все еще используются многочисленные устаревшие установки, среди которых есть одна наиболее важная - катапульта, разгоняющая при взлете самолеты до необходимой скорости.

Поскольку "Ляонин" представляет собой всего лишь немного обновленный советский авианосец, то и технологии на нем используются соответствующие. Очевидно, что за столь короткий срок китайским инженерам не удалось совершить технологического прорыва, поскольку основные силы ушли на то, чтобы освоиться с техническим наследием СССР.

Известно, что китайские дипломаты и военные долгое время старались выкупить у ВМС России авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", однако по политическим соображениям Россия от этой сделки отказалась, отдав предпочтение индийским партнерам, которые получили этот корабль формально бесплатно, но с обязательством оплатить российским предприятиям модернизацию и строительство портовой инфраструктуры.

Этот случай свидетельствует о том, что вопрос владения технологиями в современных условиях является наиболее важным и превосходит по значимости простое владение военной техникой. Ведь и Китай, и Индия конкурировали не столько за владение корпусом корабля, который они могли бы построить и сами, но и за современное высокотехнологичное оборудование. Кроме оного, в таких вопросах имеет значение и бесценный опыт, которым владеют российские корабелы.

Есть проблемы также и с системами наведения для корабельных ракет, запуски которых далеко не всегда бывают удачными. Впрочем, подобные трудности можно списать на технические неполадки и новизну разработок, которые прошли еще не все ступени испытаний. Сравнение ВМФ России и Китая в условиях чрезмерной закрытости китайского военного бюджета кажется затруднительным, однако неоднократные совместные учения и общая не слишком агрессивная обстановка позволяют надеяться, что противостояния между двумя флотами не произойдет в ближайшее время.

день вмф в китае

Символика флота

Как и любой другой флот, китайский имеет свои символы. Флаг ВМФ Китая представляет собой красное полотнище с соотношением сторон 5:4 и с красной звездой и иероглифами, обозначающими дату 01.08.1927, которая имеет большое значение в истории флота Поднебесной. Красный цвет стяга означает доблесть, отвагу и кровь, пролитую китайскими военнослужащими в боях с войсками Чан Кайши.

Стоит отметить, что Днем ВМФ в Китае считается 23 апреля, именно в этот день в 1949 году был основан флот нового государства. И тогда же произошло знаменитое Наньчанское восстание, которое положило начало долгой и кровопролитной, но освободительной войне. Борьба китайских коммунистов позволила Китайской компартии установить власть Советов на территории всего Китая, исключая остров Тайвань, до сих пор не желающий подчиняться центральному правительству КНР.

Спорные территории

Однако самой главной задачей обновленного и заметно усиленного флота будет защита суверенитета КНР и ее экономических интересов в Юго-Восточной Азии.

В акватории КНР имеется несколько спорных участков, на которые претендуют соседние государства, и некоторые из них, кстати, поддерживаются Соединенными Штатами. К наиболее крупному и принципиальному предмету споров относятся несколько островов в Южно-Китайском море.

Эти острова, известные под названием Спратли, расположились в юго-западной части Южно-Китайского моря. На них претендуют несколько государств уже не одно десятилетие. В тот или иной момент и с разной интенсивностью в споре участвовали шесть государств: Вьетнам, Китай, Тайвань, Султанат Бруней, Малайзия и Филиппины.

Китай старается доказать, что китайские мореплаватели первыми открыли этот архипелаг. Однако научно подтвержденных фактов не приводит. Между тем, достоверно известно, что первыми владельцами острова были испанцы, открывшие их для европейцев в 1929 году.

Острова вызывают ожесточенные споры и перепалки между представителями американских и китайских военных. В то время как американские моряки стараются отстоять право прохода в нейтральных водах, китайские власти настаивают на суверенитете акватории островов.

В своем стремлении закрепиться на островах ВМФ Китая начал строить искусственные сооружения на рифах и атоллах Спратли, что напрямую запрещено международным законодательством и вызывает агрессивное противодействие со стороны Филиппин, которым активно покровительствуют США.

Столь большое внимание архипелагу страны Азии уделяют из-за огромных запасов нефти и газа, которые, по мнению геологов, содержатся на дне Южно-Китайского моря, однако для Китая это еще и вопрос престижа и безопасности мореходства, ведь в этом районе время от времени случаются вылазки пиратов, которые могут помешать транзиту китайских грузов в Европу и экспорту в КНР сырья и топлива.

В ближайшее время следует ожидать продолжения трений между американскими и китайскими политиками, каждый из которых будет стараться отстоять интересы своего государства, и исход этого противостояния сложно предсказать, так как у каждой из сторон немало своих интересов, сторонников и противников.

Одним из способов наиболее доступно донести свою позицию до партнера является парад ВМФ Китая, который реулярно проводится и приурочивается к различным государственным праздникам и ко Дню основания китайского флота. Однако часто поводом для смотра войск могут служить и международно значимые даты. Например, в 2017 году был проведен парад ВМФ Китая по случаю окончания Второй мировой войны.