Атомный ледокол “50 лет Победы”: обзор, характеристики и интересные факты
Арктика – манящая и загадочная. Совсем недавно, в августе 2017 года, самый большой в России на сегодня ледокол «50 лет Победы» совершил рекордный трехдневный поход к Северному полюсу. Последний из построенных и введенных в эксплуатацию в Российской Федерации атомных ледоколов, совершающий не только рейды проводки судов по северному морскому пути, но и круизный лайнер – об этом монстре ледовых морских просторов и пойдет речь в данной статье.
Последний из могикан
Атомный ледокол «50 лет Победы», характеристики которого и сегодня уникальны среди такого типа судов, это модернизированное судно второй серии проекта 10520 «Арктика». В данном проекте реализовано строительство шести атомных ледоколов. «50 лет Победы» - последний проект с ложкообразной носовой частью, на смену которому уже пришли ледоколы нового поколения двухосадочной конструкции корпуса проекты ЛК-60Я «Арктика» и «Сибирь». Этот ледокол во многом экспериментальный. Кроме конструкции носовой части, на ледоколе «50 лет Победы» стоит цифровая система автоматизированного управления новейшего поколения, модернизированы системы защиты атомной установки и имеется экологический отсек, предназначенный для утилизации всех отходов.
Долгий путь на воду
Начал свою долгую историю этот гигант в 1989 году, когда он был заложен на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) как проект «Урал» разработки конструкторского бюро ОАО "Центральное конструкторское бюро «Айсберг»", на счету которого более ста судов подобного типа. В 1993 году судно было спущено на воду, но строительство его заморозилось. Наполовину готовый ледокол простоял у причала до 1995 года, когда он получил сегодняшнее название и неполное финансирование.
Чудом не утилизированный атомоход до 2003 года претерпевал небольшие перестройки. И только со вступлением завода в структуру Объединенной судостроительной промышленной корпорации он наконец получил недостающее финансирование. И уже в феврале 2007 года завершились швартовые испытания, в марте был подписан акт ввода его в эксплуатацию, а в апреле ледокол «50 лет Победы» прибыл в порт своей постоянной приписки город Мурманск. Так судно вошло в состав активов ФГУП «Атомфлот».
Характеристики ледокола «50 лет Победы»
Судно обладает избыточной высотой надводного борта, имеет четыре палубы, две платформы, пятиярусную среднюю надстройку. Ход обеспечивают три винта с фиксированным шагом и четырьмя съемными лопастями каждый.
Проект | 10520 |
Скорость на чистой воде | 18,6 узла |
Скорость на постоянном ходе | 2 узла |
Экипаж | 138 человек |
Ледопроходимость | До 2,8 метра |
Силовая установка | |
Атомная энергоустановка | 2 реактора ОК-900А по 171 МВт |
Мощность на валах | До 80 мВт |
Размеры ледокола | |
Длина | 160 метров |
Ширина | 30 метров |
Высота | 55 метра |
Осадка средняя | 11 метров |
Водоизмещение | 25,168 тонны |
Автономное плавание | До года |
Послушный и подвижный
Хорошая управляемость и маневренность – главные качества этого гиганта. Конструкция двухкорпусная, выполненная из легированной стали, не поддающейся коррозии. Максимальная толщина корпуса в месте ломки льда составляет 48 миллиметров. Между корпусами расположен водный балласт. Такая конструкция позволяет ледоколу ломать лед как при движении вперед, так и назад. В целях обеспечения непотопляемости корпус разделяется на 9 отсеков, самые важные помещения выделены в отдельные непроницаемые контуры. Весь корпус покрыт уменьшающим трение полимером, нижняя часть покрашена в черный, а верхняя - в оранжево-красный цвет специальной краской «Инерта-160».
Мощный и безопасный
Мощностью ледокол обеспечивает атомная энергетическая установка их двух реакторов ОК-900А. каждый реактор обладает тепловой мощностью в 171МВт и трехвальной турбоэлектрической установкой, распределяющей мощности по валам. Один реактор полностью удовлетворяет потребности корабля. Во время похода задействованы оба на 50% расчетной мощности, что снижает вероятность возникновения нештатных ситуаций. Ядерная установка – это два автономных паропроизводящих установок, паротурбинная и гребная электроустановки, две электрические станции. Компонуются все установки блочно. Ядерная часть отделена четырьмя защитными барьерами.
Надежный и комфортабельный
Кроме кают для экипажа, на атомоходе оборудовано 64 каюты для пассажиров. В круиз на ледоколе «50 лет Победы» может одновременно отправиться до 120 туристов. Плюс к этому количеству вертолетчики, охрана, туроператоры – и количество пассажиров доходит до 300 человек. Огромная столовая вместит всех пассажиров, а два бара (для экипажа на судне сухой закон), кинотеатр, библиотека и танцплощадка не дадут им скучать. Согреться можно в сауне и комнатах отдыха. Для активного отдыха имеется тренажерный зал, спортивные площадки и бассейн с морской водой. Попутешествовать по пяти палубам поможет лифт. А обойти все помещения судна можно не выходя на палубу. На ледоколе оборудован медицинский центр, сравнимый с современным госпиталем. Есть даже штатный стоматолог. Систем кондиционирования, вентиляции, пресного и забортного водоснабжения и сточно-фановая обеспечивают комфортабельное пребывание на судне.
Ложка дегтя в бочке меда
Если сравнивать технические характеристики последних ледоколов ЛК-60Я «Арктика» и «Сибирь», которые пока только спущены на воду, то недостатки атомного ледокола «50 лет Победы» очевидны. Это и более низкая скорость, и не такая ледопроходимость. Но главное – последние ледоколы способны обеспечить навигационный период в Арктике круглогодично и заходить в мелководные участки устьев рек из-за особенностей конструкции корпуса и балластной системы. Такими качествами не обладает наш красно-черный гигант. Но говорить о преимуществах нового поколения ледоколов пока рано – ни один из них пока не введен в эксплуатацию. А значит, «50 лет Победы» пока не отдает звание самого большого и мощного атомного ледокола в мире.
Круизный лайнер северных морей
С момента закладки данного ледокола предполагалось, что он будет не только выполнять технические задачи, но и станет объектом туристической инфраструктуры. Оправдывая свое звание круизного, в 2017 году открыл 28 туристический сезон ледокол «50 лет Победы». Круиз, цена на который начинается от 1 150 000 руб., в августе 2017 года был посвящен сорокалетнему юбилею похода атомохода «Арктика», когда он впервые достиг географической точки Северного полюса. Этот поход установил новый рекорд – атомный ледокол достиг полюса за 79 часов, против 176 часов его предшественника. Для капитана ледокола «50 лет Победы» Дмитрия Викторовича Лобусова это было особенное достижение – ведь с 2005 года он два года был капитаном на атомоходе-легенде «Арктика». Кроме того, для капитана это был 24 поход к полюсу. А вот экипаж ледокола «50 лет Победы» в шестой раз побывал в северной точке планеты.
Что увидит турист
Круиз начнется в Мурманске и продлится 11 дней. За летний сезон такое путешествие может совершить до тысячи туристов. Вид с вертолета на ледокол, ломающий лед, вряд ли возможно забыть. Непредсказуемость арктической погоды подарит самые экстремальные ощущения. В точке Северного полюса туристов ожидает ледовый пикник, а для самых смелых - купание в водах Ледовитого океана. На островах архипелага Франца-Иосифа, кроме удивительной красоты пейзажей, туриста удивят птичьи базары. Именно тут можно увидеть белых медведей и вальяжных моржей. Медведи, подходя к самому борту судна, заставят забыть о хищнической их природе – они милы, любопытны и кажутся просто мультяшными. Невероятно красивые фотографии и незабываемые впечатления останутся с туристами на всю жизнь и станут предметом зависти друзей.
Удивительные походы ледокола
Последний, рекордный по скорости поход на Северный полюс, который состоялся в августе 2017 года не единственное удивительное событие в жизни атомохода. В октябре 2013 года ледокол «50 лет Победы» отвез на Северный полюс огонь Олимпиады Сочи-2014. Преодолев темноту полярной ночи, представители из восьми стран зажгли на 130-сантиметровом льду олимпийский огонь. Это один из 14 факелов, в которых огонь путешествовал из Афин в Сочи. Участники этой акции уверены, что именно эта церемония предопределила победы России в этих олимпийских играх. А в 2016 году этот атомоход и ледокол «Вайгач» впервые обеспечили заход и выход крупнотоннажного танкера в порт Сабетта в Обской дуге.
И напоследок
Ледокольный флот – уникальная сфера применения атомной энергетики. Именно на атомных ледоколах доказано неоспоримое преимущество мирного атома в условиях работы в тяжелых условиях. С 2007 года правительство России взяло курс на установление тактического и стратегического преимущества в водах северного ледовитого океана. Семейство атомоходов проекта «Арктика» в ближайшее время планирует дополниться двумя суперсовременными атомоходами – головным «Арктика» и серийным «Сибирь».Владимир Путин на совместном заседании президиума Государственного совета и морской коллегии при правительстве РФ в 2007 году на борту атомохода «50 лет Победы» заявил о необходимости укрепления Северного флота и достижении такого положения Северного морского пути, когда он сможет составить конкуренцию пути египетскому – через Суэцкий канал. И сегодня наш ледокольный флот вызывает зависть иностранцев, а в западных СМИ игру с нами на просторах Арктики уже называют «шахом и матом в начале партии».
Похожие статьи
- Морские круизы из Сочи по Средиземному морю, по Черному морю: отзывы
- Первый атомный ледокол "Ленин": история создания и интересные факты
- Атомный ледокол "Ямал": описание, характеристики, история, порт приписки
- Самые большие корабли в мире: список, названия, фото
- Линкор "Марат": экипаж, история, гибель
- Конкурсы на юбилей 50 лет женщине. Сценарий юбилея 50 лет
- Золотая Звезда Героя Советского Союза