Пушкин, "Деревня": анализ стихотворения, тема, образы
Вольнолюбивые произведения Пушкина были доступны только узкому кругу знакомых и друзей. Ко времени создания стихотворения «Деревня» существовал запрет обсуждать в печати все, что касалось крепостного права. Но именно эти годы были богаты антикрепостническими произведениями, которые писали люди из ближайшего окружения императора: Киселев, Орлов, Аракчеев. Именно в контексте этих конфиденциальных сочинений следует рассматривать и стихотворение «Деревня». Оно не было напечатано и не проходило цензуру, но расходилось в списках.
Исторические предпосылки
Создавалось стихотворение в обстановке обсуждения крестьянского вопроса, которое началось в 1810 году. Одним из стимулов послужило проведенное Александром I безземельное освобождение крестьян в Курляндии и его речь на открытии Польского сейма в Варшаве, породившая конституционные надежды. К этому времени относится и ряд поданных императору документов о положении крестьян, некоторые из них составлялись по поручению самого императора. Вопрос о крепостном праве широко обсуждался в печати.
Это и стало темой стихотворения Пушкина «Деревня», с которым в 1819 году ознакомился Александр I. «Деревня» привлекла внимание Александра как одно из проявлений антикрепостнических тенденций в общественном мнении.
Заинтересовавшись стихотворением, ходившим в списках, император поручил Васильчикову достать текст. Тот, в свою очередь, обратился к Чаадаеву, бывшему в то время его адъютантом, который и доставил ему «Деревню». Прочтя стихотворение, царь просил передать Пушкину благодарность: «Поблагодарите Пушкина за благородные чувства, вдохновляющие его стихи».
Хождение в списках
Ближайшей идейной средой, оказавшей влияние на политическую концепцию «Деревни», стал кружок Н. Тургенева, который был одним из сторонников ликвидации в России крепостного права. «Деревня» была написана в Михайловском, где поэт воочию наблюдал быт псковской деревни и царивший там крепостнический произвол. Первое упоминание о «Деревне» содержится в письме Тургенева к брату в августе 1819 г.
В тот же день в письме Вяземскому Тургенев спрашивал, присылал ли ему "Деревню" Пушкина и отметил, что это сильные стихи, но есть и преувеличения по поводу псковского крепостничества. «Преувеличения», о которых пишет Тургенев, свидетельствуют о разнице в самом подходе к вопросу о крепостном праве Пушкина и его старших друзей. Если Вяземский рассматривает эту проблему как «индивидуально-нравственную», а Жуковский – как «духовный феномен», то Пушкин является сторонником радикального институционального подхода, разделяя взгляды будущих декабристов.
Стихотворение сразу же стало распространяться в многочисленных копиях. Пущин вспоминал, что «Деревня» ходила по рукам, переписывалась и читалась наизусть. Якушкин называл «Деревню» в числе стихов, которые были известны даже «сколько-нибудь грамотному прапорщику в армии», некоторые декабристы на следствии указали на «Деревню» как на стихотворение, способствовавшее зарождению «мыслей свободных». Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» показал, что это произведение, действительно, является примером вольнолюбивой лирики.
Цензурный вариант
Стихотворение «Деревня» представлено двумя редакциями, под заглавием «Уединение» оно возникло в результате приспособления текста к цензурным условиям. Наиболее ранний текст представлен оригиналом, помеченным июлем 1819 года. К нему восходит лишь одна копия, сделанная в доме Тургеневых, которые и были первыми читателями «Деревни».
В оригинале стихотворение не получило известности и распространялось в списках. Даже сам Тургенев цитировал стихотворение в более поздней редакции 1829 года. Судя по всему, поэт продолжал работу над стихотворением в Петербурге, в результате в текст был внесен целый ряд изменений, не коснувшихся общей композиции стихотворения. Эта переработка была завершена к началу 1820 года.
Согласно распоряжению поэта, стихотворение появилось в печати в 1826 году под заглавием «Уединение», следующие за последней строкой точки создавали впечатление незавершенности текста. Более к работе над стихотворением поэт не возвращался.
«Уединение»
«Уединение» традиционно рассматривается, как искусственный текст, возникший в результате изъятия второй половины стихотворения, в которой сконцентрированы политические и социальные мотивы, исключительно из цензурных соображений. Впервые «Уединение» с добавленной второй частью стихотворения было напечатано в 1829 году, в соответствии с цензурой «порочный двор царей» исправлен на «порочный двор Цирцей», «губительный позор» на «убийственный позор». В последующих изданиях этот текст перепечатывался под названием «Деревня».
Сокращение стихотворения было вызвано соображениями цензуры. Если в 1819 году «Деревню» одобрил сам Александр I, и она вполне могла печататься в начальном варианте, то 1825 году, в политической обстановке конца царствования Александра и при резком ужесточении цензуры, публикация полного варианта стихотворения была невозможна.
С исключением второй, «социально-политической» части, стихотворение превращалось в идиллическую медитацию с традиционной темой бегства от порочного света в уединение на лоне природы. Таким образом, анализ стихотворения Пушкина «Деревня» показал, что сокращенный вариант следует принять не просто цензурным, а вполне самостоятельным произведением.
История создания
Среди произведений, написанных Пушкиным в Петербурге, наряду со сказочной поэзий и дружескими посланиями, написаны были и политически острые стихи и эпиграммы на политических деятелей, в том числе императора Александра I. К этому периоду относится и «Деревня», написанная в 1819 году.
После окончания лицея он поселился на Фонтанке в родительском доме и окунулся с головой в столичную жизнь: театр, балы, дружеские сборища. В стихах того времени идеи свободы, любовь, дружба. В этот период за Пушкиным утвердилась слава противника самодержавия и певца свободы.
Суета столичной жизни стала тяготить поэта, и он едет в Михайловское, - к тиши природы. Но мирного покоя, о котором мечтал поэт, он здесь не нашел, а столкнулся с жесткостью помещичьего произвола и тяготами крепостного народа. Две части, из которых состоит стихотворение, резко отличаются между собой, но их объединяет идея: в «Деревне» Пушкин воплотил все увиденное.
Лирическая часть
Первая часть стихотворения «Деревня» начинается с описания мирной деревенской жизни – «приют спокойствия». С любовью поэт описывает окружающий пейзаж – «крылатые мельницы», «шум дубрав», «дымные овины», «душистые скирды», «лазурные озера» - включает и знакомый образ: «Учуся в Истине блаженство находить», «добро боготворить», «отвечать мольбе», «роптанью не внимать», «не завидовать судьбе».
Начиная анализ стихотворения Пушкина «Деревня» нельзя не обратить внимание, что первые дни автор произведения отдыхает от городской жизни и наслаждается свободой. Он размышляет над окружающей действительностью и смыслом существования. В глаза поэта постепенно бросаются голодные глаза детей, обшарпанные крестьянские избы. За внешним благополучием деревенской жизни, он видит и другую сторону этой жизни. Его сердце, отзывчивое на всякую несправедливость, возмущает его до глубины души.
Политическая часть
Уже во второй части, которая начинается с противительного союза «но», тон автора резко меняется - «но мысль ужасная» омрачает душу поэта и гармония взрывается. Пушкин находит узурпаторов Закона уже не в государственной власти, а тут же, на лоне природы. Он яростно обличает и осуждает барское насилие над крепостными: «барство дикое», «неумолимого владельца», «рабство тощее».
Завершая анализ стихотворения Пушкина «Деревня», нужно отметить, что социально-политический монолог второй части стихотворения затрагивает волнующие поэта проблемы. Как сторонник конституционной монархии, он обличает крепостное право и считает, что освобождение крестьян должно произойти наверху государственной пирамиды – «по манию царя».
Особенно его возмущает, что народ, который принес стране победу в войне 1812 года, так бедствует. Поэт страдает, что при помощи своих стихов он не может ничего сделать для обездоленного народа: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!».
В заключительных стихах слышны раздумья и сомнения автор по поводу того, преобразится ли мир и увидит ли народ свободу? Надежда на уничтожение рабства связана с верховной властью, и поэт вопрошает: «Увижу ль?», «Взойдет ли?» Звучание особой торжественности придает и стихотворный размер. «Деревня» Пушкина написана шестистопным ямбом, так называемым александрийским стихом.
Жанровые особенности
Особенностью стихотворения «Деревня» является использование поэтом приема жанрового смешения. Первая часть наполнена элегическими размышлениями о деревне, лирическим пейзажем Михайловского. Сентиментальная пастораль со «светлыми ручьями», «влажными берегами» и «лазурными лавинами» озер создает ощущение спокойствия. Безграничный простор – это словно символ освобождения от «суетных оков» и обретение покоя «на лоне счастья».
Вторая часть «Деревни» Пушкина по жанру напоминает произведение обличительного характера – памфлет.
- Красота русской природы не скрывает истинную картину деревни: убогие «хижины», «измученные рабы» и «убийственный позор».
- Поэт скорбит о тяжелой доле крестьян и обвиняет в этих страданиях «неумолимого Владельца», присвоившего «насильственной лозой» труд земледельца.
- Автор полон решимости обратить внимание власти на «Рабство тощее».
- Сетует, что не может ничего изменить своими стихами: «бесплодный жар».
- И, что свойственно одическому жанру, восклицает: «О, если б…».
- Поэт мечтает видеть «народ неугнетенный». Ждет ответа и не находит его, и завершает стихотворение вопросом: «Взойдет ли?».
Таким образом, контраст красоты русской природы и реальной жизни поэт поддерживает жанровым контрастом идиллии и памфлета. Достигается задуманный эффект в «Деревне» Пушкина образами и противопоставлениями:
- «рабство тощее» поэт противопоставляет «барству дикому»;
- сравнивает «праздность вольную» и «тягостный ярем»;
- «мысль ужасная» сменяет «творческие думы»;
- в «убийственный позор» переходят «следы довольства»;
- «от суетных оков освобожденный» поэт увидел «измученных рабов».
При помощи художественных средств Пушкину в «Деревне» удалось сопоставить деревенский пейзаж и дикое барство реальной жизни. Композиционной основой стихотворения является антитеза, с помощью которой поэт раскрывает основные темы, выражает свое отношение к проблемам и передает их читателю.
Похожие статьи
- "Деревня" Пушкина: анализ стихотворения, история создания
- Литературный анализ стихотворения "Пора, мой друг, пора"
- Анализ стихотворения Пушкина "Во глубине сибирских руд": острая социальная направленность и дружеское сопереживание
- А. С. Пушкин, "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...": анализ стихотворения, год написания
- Пушкин, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Подведение итогов
- Краткий анализ стихотворения "Арион" Пушкина А. С.
- А. С. Пушкин, "К морю": анализ стихотворения, история создания