Дальняя авиация России: история создания, описание и интересные факты
Военно-воздушные силы Российской Федерации состоят из нескольких подразделений, у каждого свои функции и задачи. Оперативно-тактическая авиация, военно-транспортная авиация, армейская авиация и дальняя авиация в свою очередь состоят из бомбардировочной, разведывательной, истребительной, штурмовой, специальной и транспортной авиации.
Военно-воздушные силы РФ включают в себя территории с авиационными базами, которые напрямую подчинены главнокомандующему.
История дальней авиации России
Чуть больше ста лет назад, при царе Николае Втором, была создана воздушная эскадрилья, которая состояла из прародителей современных самолетов - лайнеров "Илья Муромец". Несмотря на то, что первые бомбардировщики поднялись в воздух в 1923 году, военный праздник, посвященный дальней авиации, был введен только 23 декабря 1999 по приказу главнокомандующего ВВС России.
"Илья Муромец" - это С-22, сконструированный Сикорским. Первый самолет вышел с конвейера вагонного завода. Сделан он был из дерева, имел два крыла и четыре мотора, то есть являлся бипланом. Вес машины составлял около пяти тонн. Для военных действий самолет оборудовали двумя площадками и пулеметами в пространстве между шасси и сверху фюзеляжа.
Первым пилотом стал сам авиаконструктор Сикорский. Через полгода испытательных полетов самолеты начали выпускать для армии Российской Империи. Разрешение сесть за штурвал мог получить исключительно офицер. Более того, бортовой механик так же должен был носить офицерское звание.
С 1914 года все "муромцы" были оборудованы новейшими двигателями с большей мощностью, кроме пулеметов появились держатели бомб, бомбовый прицел и шесть мест для экипажа. Это были первые бомбардировщики типа Б дальней авиации России. Эта же машина установила рекорд длительности полета - 6 ч. 30 мин.
Российская авиация в Первую мировую войну
Эскадрилья была сформирована из большого штата летчиков и наземного обслуживающего персонала. М. Шидловский стал командующим дальней авиации того времени. Были построены ремонтно-механические амбары и склады, свои подразделения связи, метеослужба, летная школа (которую снабдили специальными учебными самолетами), создана специальная зенитная артиллерия.
Во время Первой Мировой войны пилотируемые группы потеряли только одну единицу "муромца" и совершили около четырехсот разведывательных миссий.
В 1916 году С-22 был снова модернизирован до типа Е. Таким образом, новый самолет весил уже более семи тонн и был оснащен восемью огневыми точками - обстрел мог проводиться со всех сторон ВС.
1917 год - создание очередной модификации "Ильи Муромца" - Ж. Однако после февральской революции все планы по постройке тяжелых бомбардировщиков в количестве 120 штук провалились. Разрушение эскадры продолжилось снятием с должности Шидловского, которого объявили монархистом.
Когда войска Российской Империи начали отступать от Винницы осенью 1917 года, "муромцев" решили сжечь, чтобы враг не захватил их. Крайний боевой рейс С-22 выполнил в 1920 году 21 ноября, далее использование самолетов ограничилось в сфере пассажирских и почтовых перевозок.
Конструкторские бюро Туполева и Ильюшина
30-е годы ХХ века вошли в историю страны большим прорывом в развитии самолетостроения. Для подразделения дальней авиации проектировка кардинально новых машин началась еще в 1927 году. В итоге известнейший в наши дни инженер-конструктор А. Туполев создал свои детища ТБ-1, ТБ-3 и ТБ-4, пущенные на дальнейшее серийное производство. Бомбардировщики были тяжеловесами, изготовленными из цельных кусков металла, шасси было переоборудовано в лыжный механизм. Советский Союз вышел на первое место по качеству двухмоторных бомбардировщиков.
Мало кто знает, но бомбардировщик ТБ-4 (или АНТ-20) был сконструирован и в виде грузопассажирского самолета. Он получил название "Максим Горький" и первым пилотом стал знаменитый летчик дальней авиации М. Громов. Являясь мировым рекордсменом в поднятии пятнадцатитонного груза на высоту в пять километров, самолет "прожил" всего около года. Лайнер разрушился на глазах у публики после аварийного столкновения в воздухе во время показательного полета 1935 г.
Следующая разработка для дальней авиации стала по-настоящему феноменальной. Шел 1932 год, П. Сухой, руководствуясь наставлениями А. Туполева, разрабатывает низкопланерный самолет с одним двигателем. Он так же являлся цельнометаллическим. Именно на нем один из лучших летчиков, Валерий Чкалов, установил мировой рекорд дальности полета. Летчик вылетел из Москвы на АНТ-25 через Северный полюс и достиг побережья Тихого океана в Калифорнии. Километраж пути составил 10 140.
В те же 30-е годы, одновременно с разработками А. Туполева, Главное управление промышленности в сфере авиации собрало всех именитых авиаконструкторов Союза под одну крышу Центрального конструкторского бюро. Руководить пригласили С. Ильюшина. Наряду с проектированием ТБ-4, в 1935 году выпускается совершенно новый вид бомбардировщика - ДБ-3. Через год успешных испытаний самолеты этого типа начали поступать в пользование ВВС.
1938 год - разработка ИЛ-4. Ильюшин создал то, с чем не могли справиться многие другие страны, - первый самолет-штурмовик. Машина с улучшенной мощностью в двигателях и усовершенствованным боевым комплектом участвовала как в финской войне, так и в ВОВ. Общее количество выпущенных ИЛ-4 - 1528 самолета.
Авиация во времена ВОВ
Свои задачи стратегического и оперативно-тактического плана дальняя авиация начала выполнять с первого дня объявления Великой отечественной войны, с 22 июня 1941 г. Главным бомбардировщиком стал ИЛ-4. С самолетов ДБ-3, Пе-2 и Пе-8 экипажи сбрасывали бомбы на головы немцев в захваченных ими европейских городах, Варшаве, Бухаресте, Кенигсберге.
Ни одна крупная операция Красной армии не обошлась без боевых вылетов дальней авиации. Через год после начала войны в армии сформировалось 8 дивизий дальней авиации. Насчитывалось 340 бомбардировщиков с 365 экипажами.
За годы военных действий почти 260 летчиков получили звание Героя Советского Союза.
Послевоенная обстановка ввела самолетный парк дальней авиации в кризис - машины устарели и были списаны. Поэтому в 1947 году было принято решение с помощью бюро Туполева создать новые мощнейшие и тяжелые Ту-4. Это была копия американского бомбардировщика В-29. Самолет был адаптирован под запрос советского руководства. В 1951 году новоиспеченная копия Ту-4 становится первым носителем ядерного оружия.
Скачек в самолетостроении
Середина 50-х годов подняла советское военное самолетостроение на новый уровень. Был создан "Барсук" или Ту-16 - качественно новый моноплан, у которого четко в центре корпуса расположилось стреловидное крыло. Первый выпуск был произведен в Казани, в октябре 1953 г. Управлением Ту-16 занималось 6 человек. Боевое вооружение состояло из башенных дистанционных установок, носовой пушечной установки (ПУ-88) и 23-миллиметровым АМ23.
Другое детище Туполева - турбовинтовой четырехдвигательный стратегический бомбардировщик-ракетоносец "Медведь" (Ту-95). Общая боевая нагрузка составляла 12 000 кг. До сих пор в мире нет аналогов этим двигателям - они считаются самыми мощными.
56-60-е годы - создание ЗМ. Основное отличие от остальных стратегических бомбардировщиков - наличие нового комплекса вооружения - крылатая ракета Д5. Она создавалась для поражения сильно защищенных морских и сухопутных целей. Ее дальность 270 км, а скорость в три раза быстрее звуковой.
Развитие авиации в холодную войну
Организации НАТО и ОВД (Организация Варшавского договора) после окончания Второй мировой являлись основными военно-политическими блоками. Противостояние США и СССР, по мнению историков, в любую секунду могло превратиться из холодной войны в Третью мировую, поэтому дальняя авиация была для Союза отличной ядерной защитой. Вскоре состав дальней авиации пополнили ракетные войска, была создана ракетная дивизия.
Период холодной войны дал толчок к созданию авиационно-ракетного комплекса К-22 на основе Ту-22, который претерпел три модификации.
Символом противостояния стал "Белый лебедь" (Ту-160). Его мощь заключалась не только в сверхзвуковой скорости, но и в изменяющейся геометрии крыла. Впервые самолет поднялся в воздух в 1981 году с аэродрома в Раменском. В дальнейшем "Лебедь" вышел на серийное производство.
Обзор самолетов дальней авиации в наши дни
Современная дальняя авиация является основой ядерных сил Российской Федерации. Базы частей дальней авиации распределены с учетом стратегического назначения и оперативности.
Самолетный парк представлен машинами:
- Ракетоносец Ту-160 - 16 единиц.
- Ракетоносец Ту-95МС - 32 единицы действующих и 60 в запасе.
- Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22МЗ - около 12.
- Самолеты-заправщики Ил-78 - 19 единиц.
- Самолеты-разведчики Ту-22МР - 150 единиц.
Самолеты вооружены крылатыми ракетами большой дальности, ядерными и обычными ракетами с оперативно-тактической миссией, бомбами разного калибра.
Военный патруль контролирует пространство Исландии, Норвежское море, Северный полюс, Алеутские острова, восточное побережье Южной Америки.
Музей дальней авиации
Российские музеи, посвященные дальней авиации, расположились в Рязани и Энгельсе. Рязанский музей является старейшим, он был создан в 1975 году в честь тридцатилетия победы в ВОВ. Располагается музей в гарнизоне Дягилева. Его экспозиция представлена военными самолетами (Ту-22М2, Ту-95К, Ту-16), различными документами и фотографиями офицеров и летчиков. Адрес музея: г. Рязань, ул. Белякова, в/ч 41521, Музей дальней авиации.
В Саратовской области находится второй российский музей дальней авиации. Его посетители будут приятно удивлены тем, что располагается он на действующей авиабазе дальней авиации. Здесь можно вживую увидеть настоящие стратегические бомбардировщики - Ту-160. Более того, во владении музея находится целая коллекция крылатых ракет и авиабомб. Адрес музея: г. Энгельс, 1, в\ч 42152.
И самым крупным музеем ВВС является музей в поселке Монино, Московская область. Он признан самым большим авиационным музеем в мире, коллекция самолетов не оставит равнодушным ни одного посетителя. Плюс несколько раз в год в музее проходит День открытых дверей, когда к самым интересным экспонатам подгоняется трап и разрешается осмотр внутренней части боевых машин. Коллекция богата и самыми первыми самолетами, и самыми современными. Адрес музея: Московская область, Щелковский район, п.г.т. Монино, ул. Музейная, д. 1.
Будущее дальней авиации
Командующим дальней авиацией 16 сентября 2016 стал генерал-майор С. И. Кобылаш. На сегодня дальняя авиация ВКС РФ ожидает разработку от ОАО "Туполев" перспективного авиационного комплекса дальней авиации стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения. Первый вылет примерно назначен на 2019 г., а введение в строй в 2025 г. Из разных источников приходит информация, что новая машина будет выглядеть по типу "летающего крыла". Конструкция дальнобоя уменьшит возможность обнаружения радарами.
Похожие статьи
- Самолеты Ильюшина: история побед
- ВВС России: история развития и актуальный состав
- Что такое ГРУ (главное разведывательное управление): история создания, структура, командование
- Самый быстрый самолет в мире (11 230 км/ч). Самый быстрый военный самолет в мире
- День ВВС: дата. Военно-воздушные силы Российской Федерации
- Самый безопасный в мире самолет: рейтинг надежности
- Самолет АН-22 "Антей": характеристики, запас топлива, фото