Что такое принцип природосообразности?
Принцип природосообразности представляет собой один из ключевых аспектов социальной педагогики. Идея заключается в том, что работник в рамках практической деятельности должен в первую очередь обращать внимание на естественные факторы развития ребенка. Принцип природосообразности предлагает учитывать все аспекты окружающей среды, оказывающие влияние на маленького участника социума. Основные характеристики, посвященные такому подходу, в обилии встречаются в педагогических, философских, психологических работах. В настоящее время издано довольно много трудов, рассматривающих разные аспекты принципа природосообразности. Современный социальный педагог, заинтересованный в качественной практике и успешности работы, должен уделять внимание такому подходу для достижения оптимальных результатов.
Как все начиналось?
Впервые принцип природосообразности был отражен в работах Коменского. Именно этой идее посвящен самый знаковый труд автора – «Великая дидактика». Принцип природосообразности Коменского предлагает рассматривать человека как составной элемент природы. Из этого следует, что всякая особь подчиняется всеобщим законам нашего мира, главенствующим над всеми видами. Человек находится в подчинении у тех же правил, что и растения, животные.
Принцип природосообразности Коменского гласит, что рождение всегда ведет за собой воспитательную работу – это единственный способ возможное превратить в реальное. Автор в своих трудах оперировал не только лишь общими закономерностями, которым подчинен наш мир, но также особенностями психологического развития ребенка. Коменский выдвинул идеи построения воспитательной, образовательной системы. В качестве базы для принципа природосообразности обучения были использованы возрастные особенности, свойственные детству, подростковому периоду, юношеству.
Вперед шаг за шагом
Развитием этой идеи стал принцип природосообразности Руссо. В своих работах известнейший французский автор рассматривал педагогические теории, социальные, воспитательные, а также предлагал системы построения наиболее эффективного подхода к образовательному процессу. По мнению Руссо, необходимо подчинять образование, воспитание малолетних природным законам, и мыслитель подчеркивал, что природа требует от детей вести себя по-детски до момента взросления.
В работах Руссо принцип природосообразности обучения и воспитания сформулирован как идея, в основании которой – воспитание, которое человеку дает собственно природа. Эту линию необходимо продолжать внутренним образованием, развивая способности каждого. Задача взрослого – не только передавать ребёнку знания, но и помогать совершенствовать органы чувств.
Разум и чувства
Если обратиться к трудам Руссо, можно найти заключения относительно развития принципа природосообразности: процесс необходимо настроить таким образом, чтобы ребенок не только обучался, развивался, но и постепенно готовился к будущей взрослой жизни, в то же время сделать это так, чтобы не лишить его детства. Природа ребенка – вот то, что, как отмечал Руссо, должно быть на первом плане. Именно в подражании ей заключается принцип природосообразности в педагогике, которому должен подчиняться воспитательный процесс.
Особенность сформулированной французским мыслителем теории была не только в содержательных аспектах, но и в подходе к организационным вопросам обеспечения воспитания. Руссо предлагал по возможности с самого рождения до достижения совершеннолетнего возраста дать ребенку шанс развиваться в природных условиях. Его принципы природосообразности, культуросообразности были дополнены проработанной шкалой взросления, разбивающей человеческое детство на строго ограниченные периоды.
Идеи развиваются
Следующий значимый вклад был сделан Песталоцци. Принцип природосообразности, в его понимании, на практике был воплощен в детском приюте, открытом на средства и по инициативе этого педагога из Швейцарии. В приют принимались беспризорники, дети, оставшиеся без семей. По мнению Песталоцци, принцип природосообразности воспитания заключался в гармоничности, разносторонности развития человеческих способностей, сил, данных ему природой. Развитие должно реализовываться в полном согласии с природными явлениями, законами, логикой.
Принцип природосообразности воспитания Песталоцци в некоторой степени конфликтовал с идеями Руссо, поскольку швейцарский педагог не стремился идеализировать детство, ребяческую природу. По мнению этого деятеля, ребенок может развивать свои способности только при условии наличия внешней помощи, то есть, как образно было отражено в его трудах, воспитание представляет собой здание, стоящее на крепком скалистом фундаменте природы. По мнению Песталоцци, воспитание, несочетаемое с декларированными им принципами, ложно и неверно.
Немецкий подход
Следующим шагом развития идеи стал принцип природосообразности Дистервега. Это педагог, научный работник, живший на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий, во многом придерживался сходных со своим швейцарским коллегой взглядов. В частности, он утверждал, что принципы воспитания (природосообразность, культуросообразность) являются наиболее важными, значимыми при работе с детьми.
Исключительно ценные с точки зрения педагогики труды Дистервега содержат упоминание необходимости следования за человеческим развитием, протекающим естественным образом. Важно учитывать это в воспитательной, образовательной работе. Задача педагога – не просто передавать знания, но еще и учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого, помогая ему развивать самые сильные стороны. Дистервег считал, что декларированный им и его коллегами принцип вечен и не подвержен изменениям, равно как и сама человеческая природа.
Вклад русских мыслителей
Указанные теории в девятнадцатом столетии привлекли внимание российских деятелей науки, передовых умов в области разработки подходов к воспитанию нового поколения. В частности, особенный интерес представляют сохранившиеся до настоящего времени труды Ушинского, наиболее значимой работой которого принято считать «Человек как предмет творения». Это сочинение, посвященное не только педагогике, но во многом – психологии, рассматривает правила, принципы, которым следует подчинять воспитательный процесс. Одновременно Ушинский обращает внимание, что только лишь знание такой информации еще не может быть залогом успеха, и педагог должен учитывать в своей работе природные законы, применяя их в конкретном случае с учетом особенностей ребенка, доверенного ему на воспитание.
Ушинский стал автором довольно ценных педагогических программных наработок, где подробно обосновано, по каким причинам столь важно сперва исследовать физиологические, гигиенические, психологические основы, только после этого переходить к педагогике. Ушинский призывал уделять внимание рассудку, волеизъявлению, чувствам, эмоциям, способности к воображению, памяти обучаемого. Только проведя подготовительную работу, педагог, как указано в трудах русского мыслителя, мог переходить в воспитании ребёнка к более сложным темам – религия, эстетика, нравственность, дидактика, словесный дар.
Толстой: вклад в идеи воспитания
Это русский писатель, всемирно известный благодаря своим уникальным романам, немало работ посвятил воспитательному, образовательному процессу, работе с детьми. Он придерживался декларированных Руссо принципов, верил, что личность ребёнка сама по себе – совершенство. По мнению Толстого, с момента рождения маленький человечек становится гармоничным прообразом правды и красоты, символом и воплощением добра. Руссо призывал в воспитательном процессе максимально соответствовать тому развитию, которое в конкретных условиях было бы естественным, а Толстой предлагал формировать такие условия, в которых личность могла бы эффективно, успешно, разносторонне развиваться.
Теория движется вперед
Столь пристальное внимание значимого как среди писателей, так и в среде прочих интеллектуалов своего времени Толстого не могло не сказаться на актуальности темы. Русская интеллигенция посвятила много времени, сил рассмотрению вопроса, совершенствованию идей. Смена власти не стала тому помехой, и в советские времена на территории страны было достаточно много мыслителей, педагогов, в своих работах рассматривавших описываемый принцип. Особенно нужно отметить труды Шацкого, Блонского, Крупской. В настоящее время в рамках образовательной программы по подготовке педагогов обязательно изучают основные тезисы Макаренко, Щукиной, Ильиной, Сухомлинского.
Вклад Кащенко
В самом начале двадцатого столетия по инициативе этого деятеля был открыт санаторий, предназначенный для обслуживания детей с дефектами, пороками развития. Здесь практиковалось не только лечение больных, но реализовывались воспитательные, образовательные программы. Одновременно санаторий стал исследовательским центром, позволившим Кащенко собрать достаточно объемный материал из наблюдения за работой с детьми. В 1918 году на базе этого детского учреждения было открыто новое заведение, посвящённое изучению ребенка.
Кащенко особенное внимание уделял идеям природосообразности, в рамках чего изучал различные отклонения от нормального развития. В фокусе его внимания были не только физические отклонения, но и психические патологии. Основной идеей было не просто предоставление детям возможностей и условий для развития и образования, но также привлечение внимания к тем аспектам, которые должны особенно учитываться в работе со специальной группой. Труды, написанные Кащенко на базе собранной информации, и в наши дни считаются очень важными для подготовки педагогов, призванных воспитывать, обучать исключительную аудиторию.
С кем работать?
Природосообразность как принцип применима как подход, практикуемый социальным педагогом, работающим с определенной категорией младших. Это могут быть обычные дети, совершенно нормальные и не имеющие никаких отклонений, а могут быть особенные. Аудитория многих социальных педагогов – это несовершеннолетние, имеющие сложности с физическим развитием, психические отклонения или проблематику социального характера. Ответственный педагог по-разному работает с каждой из категорий слушателей. Это гласит и принцип природосообразности, обязующий следовать установленным правилам.
Следуя описываемой идее, педагог должен учитывать возрастную принадлежность обучаемого, половые особенности, индивидуальные, связанные с ненормируемыми аспектами развития. Задача социального педагога – делать акцент на самых сильных чертах ребёнка, активно развивая все положительное, что наблюдается хотя бы в малой степени. При этом важно, чтобы аудитория обучалась самостоятельности, росла инициативной. Задача поддержки и провоцирования таких аспектов личности полностью возложена на воспитателя.
Это интересно
Как видно из сохранившихся до наших дней тезисов древних мыслителей и философов, впервые идеи, которые со временем трансформируются в принцип природосообразности, были озвучены еще Демокритом. Определенный интерес такой подход к воспитанию вызывал у Платона, а некоторые постулаты, справедливые и для нашего времени, можно встретить в трудах Аристотеля.
Конечно, нельзя отрицать, что для принципа природосообразности наиболее значимым и важным было двадцатое столетие – именно тогда произошло становление и распространение идеи, которую в настоящее время применяют в работе воспитатели, педагоги всего мира. В то же время без фундамента, заложенного в древности, развитие основных аспектов декларированного позже принципа, вероятно, потребовало бы гораздо больше времени.
Терминология и особенности
Одно из ключевых понятий, тесно связанных с идеей и осознанием принципа природосообразности – ноосфера. Слово можно расшифровать как «сфера разума». Это понятие было разработано для обозначения стадии развития биологической сферы, для которой характерная особенность – сознательная активность человека, влияющая на глобальные проблемы, в некоторой степени решая их, но и провоцируя.
В наши дни принцип природосообразности предполагает взаимные связи социальных, естественных процессов. Речь идет не только о развитии как человеческом, так и природном, с учетом значимых факторов, но и об ответственности. Задача социального педагога – научить детей осознавать, что в некоторой степени именно они провоцируют происходящие в мире события, а значит, обязаны принимать решения и меры, предотвращающие негативные последствия своей активности.
Или я, или никто
Человек должен с детства учиться осознавать, что самостоятельное развитие – это именно его и ничья другая сфера ответственности. Воспитательный процесс направлен на то, чтобы каждый несовершеннолетний осознал себя гражданином этого мира, нашей Вселенной. Необходимо научить ребенка понимать процессы, проблемы, взаимосвязи. Задача взрослых – позволить младшим осознать сопричастность как к природе, так и к социуму, являющемуся ее важным элементом.
Нужно научить ребенка брать на себя ответственность за ноосферу, осознавать ее продуктом собственной жизнедеятельности. Не менее важно уметь осознавать собственно себя, творящего ноосферу, потребляющего ресурсы разумно, экономно. С детства ребёнок должен привыкать к мысли о том, что все расходуемое им должно его же усилиями пополняться, развиваться, воспроизводиться.
Кризис общества и образовательной системы
В настоящее время многие придерживаются мысли, что не только экономика находится в глубоком кризисе, но и воспитательная, образовательная сфера вот уже не первый год переживает упадок. Во многом это касается и школы, ситуация осложняется преступностью в среде малолетних и другими негативными социальными явлениями. Как говорят методисты, дело не только в финансовой стороне вопроса (хотя, безусловно, низкий уровень жизни играет свою роль), но и в некорректности подхода к образовательному процессу. В частности, в настоящее время далеко не все преподаватели действительно стремятся обучать своих слушателей в соответствии с их возрастными особенностями и специфическими индивидуальными факторами. По мнению ряда исследователей, коррекция подхода со стороны учителей могла бы ощутимо изменить ситуацию в положительную сторону.
Не все так однозначно
Еще в советские времена некоторые методисты активно критиковали принцип природосообразности, заверяя, что фактически при таком подходе подрываются основы марксизма-ленинизма. В настоящее время такой довод уже потерял свою актуальность, но многие шаблоны, внедренные в головы молодежи того времени, находят отражение в современной образовательной системе.
Похожие статьи
- Основные принципы образования
- Инициатива - что такое? Как она проявляется в человеке в различных обстоятельствах?
- Объектом педагогики является... Принципы, задачи и функции педагогики
- Экологические цели и экологические задачи. Формирование экологической культуры
- Дидактика - это что такое? Дидактика обучения
- Работа социального педагога в школе. Социальный педагог - это...
- Система педагогических наук. Структура педагогической науки