Владимиро-Суздальское княжество: культура, архитектура, летописи, история
Становление и существование Владимиро-Суздальского княжества в российской истории – одна из ее самых значимых страниц. Это период перехода от могущества Киевской Руси к появлению Великого русского государства. История Владимиро-Суздальского княжества будет поведана читателю в статье.
Предпосылки к зарождению княжества
Постепенно Великое Киевское княжество приходило в упадок. Этому способствовали внутренние стычки между князьями и разорительные набеги монголо-татар. Крестьяне снимались с насиженных мест в поисках лучшей и спокойной жизни. И им удалось найти, где обустраивать свой быт.
На северо-востоке страны находились края, где проживали угро-финны. Территория протянулась между берегами Оки и Волги и отделялась от Киева широкой полосой леса. С IX века туда началось великое переселение славянских племен, что привело к ассимиляции с местными жителями и дало основу для зарождения русской нации. Чем были притягательны эти земли?
- Здесь пролегал знаменитый «путь из варяг в греки».
- Существовали отличные условия для развития сельского хозяйства – огромное количество рек и лугов, плодородная почва.
- Лес давал прекрасную защиту от нашествий кочевников.
- У власти находились бояре – Залесская Русь по этой причине не знала, что такое княжеские междоусобицы.
Уже к XI столетию тут были такие крупные города Владимиро-Суздальского княжества, как Ростов, Суздаль, Рязань, Муром, Ярославль. Тем не менее в поле зрения великих киевских князей эта территория длительное время не попадала в связи своей отдаленности.
Обособление Владимиро-Суздальского княжества
Экономическое развитие и политическое устройство удельной территории с течением времени привело к ее отделению от Киева. К этому активно призывало боярство – никто не хотел делиться своими богатствами с великим князем. Самостоятельное княжество получило название Ростово-Суздальское, в дальнейшем переименованное во Владимиро-Суздальское.
Княжеский престол первоначально отдавался младшим сыновьям киевских князей, так как эти земли считались довольно бедными и дикими. Но в XII веке ситуация изменилась. Посетив довольно развитые к тому времени земли, Владимир Мономах посадил на княжение своих сыновей – Ярополка, а затем Юрия. Какое-то время столицей был Суздаль. Позже, осознав необходимость сильного укрепленного города, Великий князь Киевский в 1108 году основал на берегу Клязьмы город Владимир. С этого времени начался новый период в истории – смещение политического влияния с юга и возвеличивание нового центра влияния на северо-востоке.
Княжение Юрия Долгорукого
Окончательное отделение Владимиро-Суздальского княжества от Киевской Руси произошло после смерти Владимира Мономаха во время правления его сына Юрия Долгорукого. Свое прозвище он получил не просто так – за безмерное стремление к присоединению всех близлежащих земель. Кроме этого, не смотря на власть в самостоятельном княжестве, мечтой Юрия был захват Киевского престола, так как он не мог получить его, будучи младшим сыном. Неоднократные военные походы в конце концов принесли результат – в 1155 году Юрий Долгорукий стал Великим князем Киевским.
Несмотря на захватнические стремления, сын Мономаха активно обустраивал свое княжество. При нем были заложены такие города Владимиро-Суздальского княжества, как Звенигород, Юрьев-Польский, Дмитров, Переяславль-Залесский. Самую большую известность принесло Юрию основание Москвы. В летописи есть упоминание о встрече 4 апреля 1147 года с Черниговским князем в небольшом селении, которому в будущем предстояло стать одной из самых значимых столиц мира.
На киевском престоле Юрий Долгорукий продержался недолго – всего два года. Местные князья не приняли его, и историки сошлись во мнении, что он был отравлен.
Правление Андрея Боголюбского
После захвата власти в Киеве Юрий отдал ближайшие земли своим сыновьям. Таким образом, он полагал, что после его смерти кто-то из них займет княжеский трон. Пригород Киева – Вышгород – достался старшему сыну Андрею. Но у княжича были другие планы.
Он провел всю сознательную жизнь во Владимиро-Суздальском княжестве, и его сердце и душа были полностью отданы этим землям. Мечты отца он не разделял и прелестей Киева не видел. И в один прекрасный момент, проигнорировав волю отца, он сбежал из Вышгорода, чтобы вернуться на родину.
С его побегом связана легенда – с собой он тайно вывез икону Божьей Матери, одну из святынь православной церкви. Проезжая мимо Владимира, конь, на котором ее везли, остановился, и его так и не смогли заставить двигаться дальше. Для Андрея это стало знаком свыше – именно тут должен находиться образ Богородицы. На этом месте он основал поселение, которому дал название Боголюбово. Оно стало его любимой резиденцией, а сам он получил прозвище «Боголюбский».
Когда умер Юрий Долгорукий, бояре попросили Андрея занять княжеский посад, так как не желали правителя из Киева. Владимиро-Суздальское княжество окончательно отделилось от Киевской Руси и начало занимать ведущие позиции на политической арене того времени, окончательно вытесняя с нее Киев.
Бояре, надеявшиеся разделить власть с избранным ими князем и подчинить его себе, жестоко просчитались. Князь Андрей Боголюбский стал единоличным правителем и отдалил от двора не только старых советников отца, но и своих ближайших родственников. Он железной рукой создавал единое княжество, так как не желал его разделения на мелкие уделы.
В 1169 году он отправился в поход на Киев, практически до основания разрушил его и вернулся в новую столицу возвышенного им княжества – Владимир. Именно с этого момента в летописях официально появилось название Владимиро-Суздальское княжество (а не Ростово-Суздальское, как было ранее).
Боярству же не по нраву пришлось такое самоуправство князя. В июне 1174 года ими был организован заговор, в результате которого князь Андрей Боголюбский был убит. Владение погрязло в двухлетних междоусобицах за престол.
Княжество во времена Всеволода
В результате всех конфликтов компромисс был найден – у власти оказался брат Андрея Всеволод, прозванный Большое Гнездо за свою большую плодовитость (12 детей). Тонкий и умный дипломат, он договорился со всеми родственниками и занял владимирский престол.
И снова ожидания не оправдались – новый князь продолжил политику предыдущего и еще больше укреплять единоличную власть. По княжеству прокатилась волна казней мятежников.
Наведя порядок внутри, Всеволод Большое Гнездо активно занялся внешними связями. Под его влияние попали Новгород с его уникальным вече, многие киевские и рязанские земли. Он официально назвал себя Великим князем и получил признание среди остальных правителей.
Именно во времена правления Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигло своего наивысшего политического влияния и расцвета, закрепилась тенденция к единовластию.
Распад княжества
Еще при своей жизни Всеволод при одобрении других князей назначил преемника – своего сына Юрия. Несмотря на это нашлись противники такого волеизъявления – на престол был посажен другой его сын, старший, Константин. Он, в свою очередь, принял одиозное решение, которое положило начало концу – раздал уделы своим братьям, чтобы избежать обвинения в самовольном захвате власти. Он не сумел сохранить то, к чему так стремились его предки – Владимиро-Суздальское княжество перестало быть единым.
После его смерти Великим князем все-таки стал Юрий. Но раздробленность владений помешала стать ему таким же авторитарным правителем, каким был отец. Начались нашествия татаро-монгол. Крупнейшие города подвергались разорению. В 1238 году русские князья объединились для отражения очередного набега и потерпели сокрушительное поражение. Великий князь Владимирский погиб в битве.
На престол взошел Ярослав, но правителем он был фактически. Практически Русь оказалась под монголо-татарским игом. Последним значимым князем Владимирским был Александр Невский. После его смерти Владимиро-Суздальское княжество окончательно распалось на множество мелких уделов.
Особенности культуры Владимиро-Суздальского княжества
Несмотря на свое стремление к укреплению единовластия, владимирские князья не оставляли без внимания и культурное развитие своих земель. Закладываются новые города, разрастаются уже существующие. И именно им предстояло сыграть ведущую роль в развитии культуры Владимиро-Суздальского княжества.
Большое влияние на формирование сложившихся традиций оказала Киевская Русь. Переселенцы приносили с собой новые умения и навыки, которые с успехом приживались на новой территории и смешивались с уже существующими. Так, например, многие ремесленники переняли друг у друга отдельные приемы. Было положено начало строительству из камня. Многие сооружения и постройки имели свои прототипы в Киеве (Золотые ворота во Владимире, Успенский собор по аналогии с Софийским). Эти же веяния в культуре Владимиро-Суздальского княжества коснулись литературы и живописи.
При Андрее Боголюбском упор делался на религиозную составляющую общественности. Именно при нем были построены храмы, соборы и монастыри, которыми восхищаются по сей день. Их по праву можно назвать жемчужиной зодчества того времени.
Всеволод Большое Гнездо, проведя часть своей жизни на родине матери в Константинополе, принес в искусство византийские элементы. Хотя при строительстве монументальных зданий опирался на наследие русских архитекторов.
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества
До образования Владимиро-Суздальского княжества приоритет отдавался деревянному зодчеству. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки, проводимые в тех местах, и летописные упоминания. С начала XII столетия на смену ему приходит каменное строительство.
Этапы развития архитектуры Владимиро-Суздальского княжества напрямую зависели от предпочтений правивших князей. У каждого были свой взгляд и идеи, что необходимо отразить во внешнем виде архитектурных сооружений.
Если Мономах и Долгорукий приглашали мастеров из других областей, то Боголюбский и его последователи уже доверяли только местным умельцам, у которых сложилась своя неповторимая школа.
Первыми каменными постройками считаются Успенский храм в Ростове и Храм Рождества Богородицы в Суздале, спроектированный по образу Печорского собора и возведенный мастерами из Киева по приглашению Владимира Мономаха. До наших дней это сооружение, к сожалению, не сохранилось. На его месте в 1222 году было начато строительство Рождественского Собора.
Кремль
Кремль в Суздале – самая древняя часть города, заложенная еще в X веке. К XII в. представлял собой крепость, окруженную валами из земли. В суздальский Кремль входили княжеский дворец, палаты епископа и собор. Там же находилась и дружина князя.
В настоящее время «Ансамбль Кремля» включает в себя:
- Богородице-Рождественский собор (1222-1225);
- Архиерейские палаты (15-18 вв.);
- Никольскую церковь (1766).
С 2017 года суздальский Кремль признан объектом культурного наследия государственного значения.
Храмовая архитектура Юрия Долгорукого
Новый виток возведения храмов начался только при князе Юрии с середины XII века. В летописях Владимиро-Суздальского княжества встречается их перечисление:
- церковь на Нерли;
- Борисо-Глебский храм в Суздале;
- Спасский собор (Суздаль и Переяславль);
- церковь святого Георгия (Владимир).
Все постройки однотипны и просты, без каких-либо архитектурных изысков, так как не были предназначены для широкого использования. В основном их возводили лично для князя и его приближенных. Их особенностью являются то, что при строительстве использовался местный материал – белый известняк.
До наших дней сохранились, и то не в первозданном виде, только церковь Бориса и Глеба и Спасско-Преображенский собор.
Расцвет архитектурного строительства при Андрее Боголюбском
Период правления Андрея Боголюбского однозначно признан всеми искусствоведами как время наибольшего расцвета архитектурной мысли Владимиро-Суздальского княжества (12 век).
В первую очередь князь занялся обустройством столицы. На это ушло у него 7 лет. Владимир был значительно укреплен. По прообразу Киева там были установлены Золотые и Серебряные ворота, расположенные в разных концах города. До настоящего времени со значительными изменениями сохранились лишь Золотые.
Во время княжения Андрея очень остро встал вопрос о самостоятельной церковной власти в северо-восточном крае. Большая роль в этом была отведена возвеличиванию культа Владимирской иконы Богородицы и других святынь. Сам князь во многом поддерживал местное епископство, которое стремилось к отделению от власти патриарха.
Символом независимости владимирского церковного престола и главным храмом северо-восточных земель предстояло стать Успенскому собору, строительство которого началось в 1158 году во Владимире. На его возведение ушло 3 года. В храме было богатое декоративное убранство, и внешне он значительно отличался от построек Долгорукого.
В 1165 году был построен храм Покрова на Нерли. Заложен он был в память о погибшем сыне Андрея Изяславе и его изящные и легкие формы стали вершиной архитектурного творчества того времени.
Все здания, начиная от монастырей и заканчивая дворцовыми комплексами, построенные в то время, подчинены одной идеи – органически вписываться в окружающий ландшафт. Это стало отличительной чертой зодческого искусства того периода.
Строительство в период княжения Всеволода
Всеволод Большое Гнездо продолжил строительство в тех же масштабах, которые были при его брате. Архитектурные достижения в период его княжения:
- полная перестройка Успенского Собора после пожара (1185-1189);
- Дмитриевский собор (1193-1197);
- Рождественский собор мужского монастыря (1192-1995);
- Успенский собор женского монастыря (1200-1201);
- дальнейшее обустройство городов.
В этот период окончательно сформировался и закрепился уникальный стиль владимирских мастеров, которым стали пользоваться зодчие других княжеств.
Наравне с архитектурой развивались скульптура и живопись. Соборы украшались различными рельефами и росписями с церковными сюжетами. Для возведенных храмов писались иконы. При раскопках найдено множество уникальных предметов декоративного творчества, с характерными чертами, присущими только северо-восточному краю.
Конец дальнейшему процветанию культуры Владимиро-Суздальского княжества положили его дробление и постоянные набеги кочевников. С другой стороны, именно владимирские культурные традиции были заложены как основа для искусства Московской Руси.
Летописание Владимиро-Суздальского княжества
С приобретением все большей значимости на политической арене во Владимиро-Суздальском княжестве начинают вестись свои летописные своды. Их оригиналы не дошли до наших дней, но есть упоминания в более поздних летописях:
- Владимирский летописный свод 12 столетия (обнаружен в составе Лаврентьевского 13 века) – авторы славили авторитет своих князей и политическую и церковную независимость северо-восточных земель от Киевской Руси. Стиль написания торжественный, с употреблением всевозможных восхваляющих эпитетов и цитат из Священного Писания. Составители останавливаются на самых мельчайших событиях, вплоть до некрологов.
- Летописный свод начала 13 века (найден в составе Радзивиловского) – стремление к использованию более современных оборотов речи, описание только самых значимых политических и культурных событий, не заостряя внимания на несущественных деталях. Вероятно, был иллюстрирован.
Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество своим появлением создало предпосылки и условия для формирования нового образования – государства Московского.
Похожие статьи
- Культура Киевской Руси: краткое описание
- Год основания Владимира. История города и интересные факты
- Князь Андрей Боголюбский: биография, деятельность и интересные факты
- Владимир Мономах: биография князя, правление, внешняя политика, личная жизнь и интересные факты
- Опознавательные знаки городов: Герб Владимира как "зеркало" истории
- История Москвы, ее возникновения и главные этапы развития города, достопримечательности и интересные факты
- Дивертисмент это... К вопросу о значении слова