Что такое благодать? Сила божьей благодати. "Слово о законе и благодати"
Что такое благодать? Служители церкви уверяют, что на этот вопрос нет и не может быть однозначного ответа. Здесь речь идет о явлении нематериального мира, поэтому и выразить его обыкновенным, мирским языком очень сложно.
На одной из лекций профессора Московской Духовной академии Осипова был задан вопрос: "Что такое благодать?" Алексей Ильич сказал, что говорить о таких феноменах - это значит примерно то же, что пытаться описать в словах, что представляет собой тот или иной цвет или вкус.
Общепринятое определение
Однако в православном вероучении принято понимать под божьей благодатью силу господа, действующую на благо человека. То есть это проявление любви всевышнего к своему творению.
Можно дать определение этому понятию: слово "благодать" означает дар, который преподносит господь. Происходит такое, когда люди соблюдают заповеди, и во время церковных таинств. Считается, что благодать молитвы сходит на человека при правильном исполнении ее, когда верующий обращается к богу с покаянием, смирением и благоговением.
Поучения святого
Святитель Игнатий Брянчанинов наказывал своим ученикам ни в коем случае не искать во время молитвы каких-либо благодатных состояний. Поскольку человек, который делает это с целью вхождения в транс, во-первых, затуманивает свое сознание, которое необходимо для правильного покаяния, а во-вторых, пребывает в гордыне.
Ведь если он думает, что достоин такого состояния, то это само по себе свидетельствует о том, что он находится в прелести. Тот же Игнатий Брянчанинов пишет о том, что никто из смертных не должен ждать никаких божьих даров. Всевышний посылает своим чадам милость только из любви к ним, а не за какие-либо заслуги. Покаяние необходимо христианину, чтобы очистить душу. Только тогда благодать бога может снизойти на человека. Когда же тот, кому была оказана эта милость, начинает совершать грехи, она тут же отнимается.
Это происходит потому, что сила божия не может присутствовать в том, чьи поступки и помыслы неправедны. Святой говорил ученикам, что необходимо прежде всего прийти к осознанию своей греховности. Нужно ощущать духовную немощь и ничтожность перед господом богом. Отец Игнатий приводит пример старца Силуана Афонского, которому всевышний наказал не искать даров, а, наоборот, думать о том, что он недостоин их.
Дух благодати
Согласно православному вероучению, господь бог неотделим от своего действия. То есть вседержитель проявляется в том, что он совершает. Для более наглядного примера подобного слияния обычно приводят образ горящей свечи.
Когда происходит горение, то это можно рассматривать и как процесс, и как сущность, то есть как пламя и как свечение одновременно. Нередко действия господа бога отождествляют с третьим лицом троицы - святым духом. На православных иконах он по традиции изображается в виде голубя, спускающегося с небес. Что касается почитания различных людей, прославившихся своим богоугодным образом жизни, то можно сказать, что церковь поклоняется не самим этим праведникам, а благодати, действующей в них.
Памятник древнерусской литературы
Из всей письменной культуры нашей страны, которая была создана в Средние века, в общеобразовательных школах на уроках литературы упоминается обычно только "Слово о полку Игореве" и "Поучение Владимира Мономаха своим детям". А между тем существует еще целый ряд прекрасных произведений, относящихся к той же эпохе.
Об этих творениях не говорится, потому что в советское время всякое упоминание о существовавшей в России духовной культуре пресекалось, а костяк программы был разработан именно тогда, в период, когда исторический материализм считался единственно правильным мировоззрением. Одно из наиболее примечательных произведений древней словесности как раз относится к теме, которой посвящена данная статья.
Здесь идет речь о книге о благодати Иллариона. Автор этого произведения был первым патриархом русской церкви, происходившим не из Византии. Труд написан в XI веке, через несколько десятилетий после крещения народа князем Владимиром. Тогда для просвещения людей требовалась христианская литература - не только переводная, но и написанная отечественными авторами.
Данной теме были посвящены и более ранние произведения литературы Древней Руси. Одна из таких книг имеет название "Слово философа" и представляет собой краткое изложение Нового и Ветхого Заветов. Считается, что она создана специально для киевского князя Владимира с целью убедить его принять православие. Отличие этой книги от более позднего творения патриарха Иллариона заключается в том, что в "Слове философа" не рассматривается роль Руси в мировой истории и дальнейшие пути развития страны как христианской державы.
Содержание книги
Произведение представляет собой размышления о православии в нашей стране. Автор выбирает для своей книги весьма удачную схему композиции. "Слово о законе и благодати" можно разделить на три части. По традиции средневековой литературы писатель следует индуктивному методу раскрытия своей мысли, то есть идет от общего к частному.
От беседы о христианстве и других религиях в целом через раздел, где освещаются религиозные проблемы Руси, он приходит к прославлению князя Владимира как человека, способствующего принятию новой веры. В первой части "Слова о законе и благодати" рассматривается отличие христианства от иудаизма. Автор говорит о том, что Ветхий Завет был создан для конкретной страны. В нем рассматривалась религия как привилегия одного-единственного народа.
Христианство же имеет своей целью спасение людей из всех частей мира. Владыка Илларион высказывает свое мнение о том, что в Ветхом Завете людям был дан закон, то есть те правила, которые человек должен был неукоснительно исполнять. Евангелие же дает верующим благодать. То есть человеку предоставляется свобода самому выбирать свой путь: быть с господом или без него.
Третья часть "Слова о законе и благодати" является хвалебной. В ней прославляется креститель Руси святой князь Владимир. Автор говорит о мудрости, позволившей этому человеку понять необходимость принятия православия. Илларион описывает также и положительные личные качества правителя, выделяющие его среди прочих людей. Он упоминает о многочисленных успешных военных походах, предпринятых под его предводительством.
Третья часть книги "О законе и благодати" Иллариона начинается с того, что автор излагает следующую мысль: у каждого народа есть определенный святой, который призван привести его к христианской вере. Для Руси таким человеком является князь Владимир, который был прославлен в лике святых как равноапостольный.
Свободное решение
В статье академика Лихачева, посвященной бессмертному творению митрополита Иллариона, высказывается мысль о том, что автор книги не зря прославляет князя Владимира. Он также описывает могущество страны, ее богатство и успешность военных кампаний.
Патриарх хочет подчеркнуть тот факт, что крещение Руси не было вынужденным политическим шагом - правитель осуществил его, руководствуясь своими духовными убеждениями. Соответственно, это событие явилось следствием того, что свободная воля князя Владимира соединилась с божьей благодатью, сошедшей на него. Писатель возражает грекам, которые часто говорили о том, что именно они способствовали просвещению "невежественного" народа.
Благодать проповеди
Произведение митрополита Иллариона было создано уже после смерти Владимира. Перечисляя духовные достоинства князя, автор ставит перед собой цель доказать святость этого человека и необходимость его канонизации.
Исследователи считают, что этот текст написан для проповеди, которую митрополит должен был произнести в храме Святой Софии в Киеве. Поэтому данный памятник древнерусской литературы неразрывно связан с великим образцом архитектуры. Владыка Илларион так тщательно готовился к проповеди, которую ему надлежало совершить, потому что считается, что через нее всевышний дарует людям благодать божию.
О видимом явлении даров
Как правило, всевышний посылает свое благословение людям, очистившимся покаянием и снискавшим божью благодать через молитву и исполнение заповедей. Это действие происходит невидимым образом. Однако бывали случаи, когда благодать веры проявляла себя материально.
Так, например, произошло с вождем израильского народа Моисеем, когда он выводил своих подопечных из Египта. Тогда его лицо светилось, и это сияние был способен видеть каждый человек. У такого проявления благодати божией, как правило, есть особая причина.
В случае с Моисеем это необходимость того, чтобы весь народ признал особое расположение господа к нему. Богу было необходимо, чтобы весь покоренный народ последовал за одним человеком, которому было суждено вывести его из плена и в течение сорока лет идти по пустыне в Землю обетованную. С помощью того, что лицо праведника светилось, всевышний отметил, что он действительно поставил Моисея главным над израильтянами.
Старец Серафим
Мотовилов, бывший духовным учеником Саровского святого, описывает в своих трудах беседу о стяжании благодати божией, состоявшуюся у него с наставником. Во время этого разговора он спросил батюшку о сущности благодати. Мотовилов также задал вопрос: "Что означает стяжать духа святого?"
Преподобный Серафим ответил, что это чем-то напоминает приобретение мирских, материальных благ, к которым обычно стремятся люди. Только в данном случае речь идет о накоплении богатств иного рода - духовных ценностей. Когда же ученик сказал, что ему все-таки не совсем понятно, что же означает "стяжать духа святого и находиться в нем", то он увидел, что преподобный старец начал светиться.
Благодать божия проявилась в нем видимым образом. При этом сам Серафим Саровский уверил своего воспитанника, что и он сам в этот момент тоже светился, соответственно, находился в подобном состоянии.
Также святой старец указал на то, что Адаму, Еве и их ближайшим потомкам было гораздо лучше известно, что такое благодать, поскольку они еще не утратили способность видеть дела господа и его самого.
В дальнейшем человек стал все более подвержен греху, вследствие этого он разучился замечать всевышнего, чувствовать его волю и заботу о своих детях. До падения первых людей благодать всевышнего постоянно пребывала на них. После того как они вкусили плод запретного древа познания добра и зла, прародители стали подвержены грехам, соответственно дар божий не всегда мог быть с ними. Серафим Саровский также подчеркнул, что слова из Ветхого Завета о том, что бог создал Адама и вдохнул в него жизнь, следует понимать не таким образом, что первый человек появился на свет мертвым, а только потом Господь оживил его. Эта фраза означает, что он осенил свое творение благодатью.
После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они все равно сохраняли способность видеть и ощущать бога и его заботу о себе. То же самое происходило и с их детьми и ближайшими потомками. Даже после того как Каин убил своего брата Авеля, он все равно продолжал общаться с творцом. Так было не только с избранными людьми, но и со всем народом.
Это подтверждается, например, словами из Ветхого Завета о том, что, когда евреи шли по пустыне в Иерусалим, господь являлся им в виде столпа. Это значит, что в то время каждый человек мог видеть всевышнего. Позже такую способность сохранили только те, кто вел праведный образ жизни. Например, когда пророка Иова обвинили в том, что он безбожник, святой ответил на это, что не мог отступить от бога, поскольку чувствует его "дыхание в своих ноздрях". Но со временем становилось все меньше людей, которые не только знали теоретически, но и чувствовали и видели своими глазами, что такое благодать.
Как действуют дары творца
Что такое благодать? Это божья помощь, необходимая для правильной христианской жизни. Без такой поддержки всевышнего любое доброе дело не может называться таковым. Благодать господа бога необходима, поскольку она влияет на человека, изменяя и исправляя его испорченную духовную природу. Однако господь не может осуществлять это против воли людей.
Для того чтобы произволение отца небесного свершилось, требуется желание самого христианина. Таким образом, можно сказать, что жизнь по Евангелию может осуществляться только во взаимодействии бога и человека.
Такое сотрудничество в христианской литературе имеет название "синергия". Преподобный Силуан Афонский учил, что люди не способны даже получить знания о господе без действия в них божественной силы.
Чисто теоретические сведения о всевышнем и о законах его мало чем могут быть полезными для правильной жизни православного человека.Христово воскресение
Евангелие учит тому, что Спаситель, явившись в мир и пострадав за всех людей, вернул им возможность получать особые дары через таинство причастия. Благодать Христа передается человеку вместе с хлебом и вином, которые он вкушает, предварительно исповедавшись и помолившись.
Богословы говорят, что готовиться к причастию необходимо с должным вниманием и покаянием. Важно помнить, что сам процесс исполнения этого таинства, совершенный без веры, не только не полезен для души, но может быть и вредным. По преданию, апостол Иуда, причастившись из рук самого Иисуса Христа, впустил в себя вместе с хлебом и вином дьявола. Также немаловажно соблюдать заповеди божии и жить по Евангелию и после выхода из храма. Поскольку благодать господня остается в человеке ровно столько, сколько он остается чистым душою.
Похожие статьи
- Кто такие баптисты с точки зрения православия?
- Что такое Бог? Понимание Бога в православии. Есть ли Бог? Доказательства существования Бога. Вера в Бога
- Что такое литургия простыми словами?
- День ангела Анны: даты и смысл
- Сошествие Духа Святого на апостолов: икона, картина, праздник, церковь
- Что такое кощунство: значение слова, синонимы
- Что такое обедня и как она проводится?